История Швеции из БСЭ
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Ш, Щ >

ссылка на XPOHOC

История Швеции из БСЭ

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

История Швеции из БСЭ:

XVIII. Кино

Кадр из фильма "Возница". Реж. В. Шёстрём. 1920.

Первые документальные съёмки в Швеции были осуществлены немецким кинематографистом M. Складановским. В 1897 году несколько документальных и игровых картин снял швед H. Петерсон. Регулярное производство фильмов началось в 1907 году. Шведская классическая киношкола 1910 - 20-х годов оказала значительное влияние на мировой кинематограф. Виднейшие её представители - В. Шёстрём ("Забастовка", 1914, "Терье Виген", 1916, по Г. Ибсену, "Сыновья Ингмара", 1918, по С. Лагерлёф) и M. Стиллер ("Когда умирает любовь", 1913, "Песнь о багрово-красном цветке", 1918). В 30-е гг. выпускались преимущественно салонные мелодрамы и комедии ("На солнечной стороне", 1935, и "Единственная ночь", 1939, реж. Г. Муландер).

В 40-е годы были созданы фильмы, обличавшие фашизм ("Возгорится пламя", 1943, реж. Муландер, "Его превосходительство", 1944, реж. X. Экман, "Травля", 1943, реж. А. Шёберг). На рубеже 40-50-х годов появились картины о рабочем классе X. Фаустмана, утверждавшие пролетарскую солидарность ("Чужая гавань", 1948; "Путь в ночи", 1955, и др.); в ряде фильмов нашёл отражение протест молодых режиссёров, выступавших против мелкобуржуазных идеалов, господствовавших в обществе ("Фрекен Юлия", реж. Шёберг, по драме А. Стриндберга, "Она танцевала одно лето" А. Матсона, оба в 1951).

Значительным явлением мирового киноискусства стало творчество крупнейшего режиссёра И. Бергмана, в фильмах которого нашли отражение трагического противоречия капиталистического общества, его бездуховность и античеловечность ("Вечер шутов", 1953, "Земляничная поляна", 1957, "Лицо", 1958, "Молчание", 1963, "Персона", 1966, "Крики и шёпот", 1972, "Лицом к лицу", 1976). В 1977 году в Мюнхене он снял антинацистский фильм "Змеиное яйцо".

 

Ещё лет тридцать назад в нашем обществе и в государственных структурах уделяли особое внимание кинематографу. Речь не только о его фианасировании, но и об отражении в СМИ новых явлений в этом жанре искусства. Затем про кино будто бы забыли. Наконец, пришло время вернуть кино его место в информационном поле. На сайте http://kogda.pro вы можете узнать о том, какие сериалы, кинокартины и когда выходят на экраны. Неужели кино опять становится "важнейшим из искусств"?.

 

В 1960 - 1970-х годах в кино пришла группа молодых режиссёров, фильмы которых затрагивают животрепещущие социально-экономические проблемы: положение рабочих ("Вороний квартал", 1965, "Одален-31", 1969, "Джо Хилл", 1971, реж. Б. Видерберг), судьбы крестьянства ("Вот она, твоя жизнь", 1967, "Эмигранты", 1970, "Новая земля", 1972, два последних - по романам В. Муберга, реж. Я. Троэлль), проблемы молодёжи ("Ула и Юлия", 1967, и "Мечта о свободе", 1969, реж. Я. Хальдофф, "Эльвира Мадиган", 1967, реж. Видерберг, "Любовная история", 1970, реж. P. Андерсон). Мировое признание получили фильмы для детей - серия картин У. Хельбома по книгам А. Линдгрен о Пеппи (1968-1971) и "Карлсон на крыше" (1974).

Вместе с тем для ряда режиссёров характерно откровенно натуралистическое изображение сексуальных отношений, подменяющее раскрытие причин духовной деградации шведского общества ("Я любопытна", 2 серии, 1967-1968, режиссер В. Шёман, фильмы T. Викмана, Б. Форслунда, Б. Торна). Среди ведущих актёров кино Б. Андерсон, X. Андерсон, И. Тулин, Л. Ульман, M. Сюдов, Г. Бьёрнстранд, операторов - С. Нюквист.

А. Д. Швецов. И. И. Швядас.

В 1971 году был выпущен совместный советско-шведский фильм "Человек с другой стороны". Ежегодно выпускается 15-20 художественных фильмов. В прокате доминируют американские фильмы, смакующие насилие и жестокость. Резко упала посещаемость кинотеатров (в середины 50-х гг. существовало около 2,5 тысячи кинотеатров, а во 2-й половине 70-х годов - 1,2 тысяч). С 1963 года работает киноинститут, при котором существует киношкола (с 1965 года). Кинокритики и теоретики кино: Б. Идестам-Альмквист, P. Вальдекранц, Л. Бергстрём, X. Шейн. Издаются журналы по вопросам кино: "Chaplin" (с 1959), "Film och bio" (с 1967 года).

Г. С. Потосян.

Швеция в БСЭ

Далее читайте:

Швеция, королевство Швеция (история и список правителей).

Литература:

Садуль Ж., Всеобщая история кино, т. 2, 3, 6, пер. с франц., M., 1958-65;

Cowie P., Swedish cinema, L.- N. Y., [1966].

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС