Китай
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Китай

VIII—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Китай во VIII—XV веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Попытки верхушечных реформ

В 30—40-х годах XI в. в обстановке резкого обострения классовой борьбы, усилившегося соперничества между различными прослойками господствующего класса, а также в связи с постоянными вторжениями чужеземцев возникло движение части чиновников и ученого сословия за экономические, политические, военные и культурные преобразования, принявшее поначалу форму подачи письменных докладов и петиций императору. Поборники реформ излагали свое мнение о положении в стране и методах укрепления государства. Реформаторы Фань Чжун-янь (989— 1052), Ли Гоу (1009—1059), Оуян Сю (1007—1072) и другие рассматривали власть «сына неба» — императора — как первую и важнейшую опору в осуществлении своих замыслов.

[241]

Фань Чжун-янь и его единомышленники, исходя из конфуцианских представлений об определяющей роли чиновников в обществе, считали реорганизацию административного аппарата узловым звеном всей программы. Основной удар они направляли против сословных и экономических привилегий крупных феодалов, добивались расширения политических прав для мелких и средних помещиков, ученого сословия, городской верхушки — той численно преобладавшей социальной прослойки господствующего класса, выходцами из которой были сами и на которую делали главную ставку в борьбе за изменение политики государства. Одновременно в первых проектах реформ содержались предложения о путях преодоления острых экономических и финансовых затруднений, которые испытывало государство.

В 40-х годах XI в. были сделаны первые практические шаги по осуществлению программы преобразований.

Кульминационными в истории движения за реформы были 1069— 1076 годы, когда во главе его стоял Ван Ань-ши.

Ван Ань-ши (1021—1086) родился в семье крупного чиновника. После сдачи государственных экзаменов в столице (1042 г.) он был назначен начальником уезда, где пытался воплотить в жизнь некоторые из своих преобразовательных замыслов. В 50—60-х годах Ван Ань-ши представлял императору доклады с обоснованием необходимости реформ для смягчения политического и экономического кризиса в стране и укрепления сил сопротивления внешним врагам. Постепенно он становился признанным идеологом реформаторского движения. В 1069 г. Ван Ань-ши стал помощником первого министра, а в следующем году — первым министром.

При поддержке императора Чжао Сюя (1067—1085) Ван Ань-ши и его сторонники начали энергично проводить свой план реформ, известный под названием «новые законы». План этот включал прежде всего административные мероприятия. Была реорганизована система госу-дарственных экзаменов и просвещения, упорядочена система жалований чиновникам, особенно их низшим слоям, на местах. При этом по существу ставилась цель расширить социальную среду, из которой выходило чиновничество, за счет низших слоев господствующего класса, обновить чиновничий аппарат лицами, сочувствующими преобразованиям.

Экономические мероприятия реформаторов, направленные на укрепление финансово-экономической базы центральной власти, включали но-вый обмер земель (в том числе ранее не регистрировавшихся в соответствующих правительственных реестрах, т. е. землевладений феодальных магнатов) и упорядочение налоговой системы путем проведения нового кадастра с учетом количества и качества земли. Эта мера должна была остановить «поглощение» земли и ограничить податные привилегии крупных феодалов, защитить экономические интересы низших прослоек господствующего класса и увеличить поступления в казну. «Новые законы» предусматривали также государственное регулирование торговли, цен и денежного обращения, введение системы государственного кредитования. Кредиты могли получать крестьяне, мелкие и средние помещики, мелкие торговцы через специальные правительственные конторы на условии выплаты 40% годовых, в то время как ростовщики взимали обычно 100—200 и даже 300% в год. Тем самым государство стремилось установить свой контроль над деятельностью крупных купцов и ростовщиков, облегчить положение некоторых групп сельского и городского населения. Казна же, выступавшая в роли кредитора, получала таким образом новый источник своего пополнения.

Было разрешено заменять трудовые повинности уплатой денежного налога (соответственно имущественному положению). Крупные сановники, служители культа, зажиточная часть горожан, до этого освобожденные от повинностей, по новому закону были обязаны тоже выплачивать налог. Неимущий люд, напротив, вообще освобождался от трудовых повинностей без какой-либо денежной компенсации. Средства, которые поступали в ходе реализации этого закона, шли на наем желающих выполнять повинности, а также на покрытие ущерба от стихийных бедствий.

Местные власти оказывали широкое содействие ирригационному строительству, а также распашке нови, чтобы расселить на ней обезземеленных крестьян-бродяг и тем самым увеличить контингент государственных налогоплательщиков.

[242]

Для усиления военного могущества Китая и укрепления феодальных порядков на местах по предложению Ван Ань-ши взамен наемного войска вводился рекрутский набор и создавалось государственное ополчение, устанавливалась новая система военного обучения, а также снабжения армии вооружением и боевым снаряжением. Военная реформа привела к уменьшению расходов на армию и в то же время к значительному увеличению ее численности, усилилась военно-полицейская власть на периферии как средство предотвращения и подавления «внутренних смут».

Преобразования затрагивали также культуру и просвещение, которые Ван Ань-ши стремился поставить на службу реформам. Учреждались новые учебные заведения. На государственных экзаменах требовались практические знания.

«Новые законы» проводились в основном в интересах деревенской верхушки — мелких и средних помещиков, зажиточных крестьян. Опираясь на них, реформаторы рассчитывали укрепить центральную государственную власть, смягчить политический и финансовый кризис, усилить военную мощь империи.

Затронув политические и экономические привилегии верхушки господствующего класса, «новые законы» натолкнулись на яростное противодействие придворных консервативных кругов, которые пользовались покровительством матери императора Чжао Сюя и поддержкой части ,чиновничества на местах. Противники реформ обвиняли Ван Ань-ши и его единомышленников в создании клик, что с точки зрения конфуцианской морали считалось крайне предосудительным. Консерваторы либо отказывались проводить преобразования в жизнь, либо искажали их практическое содержание. Противники реформ травили Ван Ань-ши.

Связанные общими классовыми интересами со своими политическими соперниками, сторонники преобразований не всегда последовательно выступали против них. Многие приверженцы Ван Ань-ши в критические моменты принимали сторону консерваторов, единству реформаторов мешала внутренняя борьба за престиж и власть. Дважды (в 1074 и 1076 гг.) Ван Ань-ши должен был уходить с поста первого министра.

«Новые законы» с отставкой Ван Ань-ши не были сразу отменены, их осуществление продолжалось до 1085 г., когда умер Чжао Сюй и реформаторы, лишенные его поддержки, были полностью отстранены от власти. В 1093 г. сын Чжао Сюя провозгласил восстановление «новых законов». Однако сущность и направленность их были уже выхолощены и извращены. Псевдореформаторы использовали идеи Ван Ань-ши в интересах крупных феодалов.

Коренная причина краха «новых законов» состояла в том, что Ван Ань-ши и его группировка хотели добиться усиления и процветания родины на путях верхушечных реформ при поддержке и использовании императорской власти, без помощи народа, не затрагивая ни в какой мере основ существовавшего общественного строя.

В этом заключается утопизм их широко-задуманной программы, предопределивший ее неминуемый провал.

[243]

Вернуться к оглавлению главы Китай VIII – XV веков

Вернуться к меню: Всё о Китае и китайцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС