Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

V—XIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индия в V—XIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Страна и население

По подсчетам ученых, население Индии на рубеже нашей эры составляло около 50 млн. и было распределено крайне неравномерно. Китайский паломник в Индии Сюань Цзан в первой половине VII в. отмечал, что на большом расстоянии одна от другой, большей частью по побережью или в долинах крупных рек, располагались многочисленные «страны» с многолюдным населением, городами, обработанными землями и т. п. Между «странами» простирались девственные леса, холмы или пустыни, где иногда встречались «разбойники» (видимо, отсталые племена).

В этих «странах»-оазисах развивалось интенсивное земледелие, часто с применением искусственного орошения. Самой обширной и богатой из них в первые века нашей эры была Магадха (Южный Бихар).

Культурные оазисы почти не имели между собой экономических связей, но политически бывали иногда объединены в империях Гуптов, Сатаваханов, Харши, Чалукьев и т. д. При этом Южная и Северная Индия всегда входили в разные политические объединения, что объяснялось их географической и этнической разобщенностью; на Севере народности говорили на индоарийских языках, а на Юге — на дравидийских.

Несмотря на экономическую разобщенность и политические противоречия Севера и Юга, уже в первые века нашей эры развернулся процесс культурного сплочения народов Индии и создания единой индийской культуры, имевшей, конечно, свои особенности в каждом из районов. Культурное единство создавалось на базе индуизма и санскрита как всеиндийского средства общения, однако в этот процесс внесли большой вклад и дравидоязычные народы Южной Индии.

Уже в первые века нашей эры в Индии выращивались самые разнообразные культуры: рис, пшеница, ячмень, просо — из зерновых; много сортов бобовых; хлопок и конопля — из волокнистых; пряности, красители, фрукты и т. д. Были развиты горнорудные промыслы, металлургия, основные ремесла.

К X—XI вв. наметился дальнейший рост производительных сил. Он выразился в расширении обработки, увеличении клина орошаемых земель, совершенствовании систем земледелия. В произведении тамильского поэта X в. Камбана «Поэма о земледелии [плуге]» («Эрелупатху») описывается ряд систем земледелия, мало отличающихся от тех,

[93]

которые практиковались индийским крестьянством в XIX в. Отсталые племена XI—XII вв. еще практиковали переложное земледелие, но это было в тот период уже исключением. «Дикая» периферия постепенно поглощалась культурными оазисами. Осваивались земли дельты Ганга, Центральной Индии и т. д.

[94]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в V—XIII вв.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС