Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

XIII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Крестьянское землевладение. Сельская община

Труднодоступные горные долины и земледельческие оазисы в непроходимых джунглях населяли племена и народности, находившиеся на различных стадиях разложения родоплеменных отношений и становления классового общества. Это — тхатты в Синде, хохары, мина, бхати в Панджабе, меры в двуречье Ганга и Джамны, коли и бхилы в Гуджарате и Малве. Родовая община в той или иной стадии развития составляла основу их общественного строя.

Однако преобладающей формой общины в это время была соседская с характерным для нее индивидуальным владением крестьянскими наделами и коллективным — частью пустошей, лугов и лесов. В персидских феодальных хрониках такая община называлась арабо-персидским термином «джамиат». Большинство ее членов принадлежало к тем или иным земледельческим кастам (джаты, кунби и др.). В XIII— XIV вв. это были главным образом феодально-зависимые крестьяне (райяты или дехкане).

В североиндийской соседской общине XIII—XVI вв. существовали различные имущественные группы.

Уже самый принцип обложения крестьян при Ала-уд-дине Хилджи в зависимости от размера запашки свидетельствовал о неравенстве земельных участков внутри общины. Имущественное неравенство общинников могло быть результатом прежде всего неравенства наделов уже освоенной на территории данной общины земли как основного источника благосостояния крестьянства.

Сельская община была не только хозяйственной, но и удобной для феодального государства фискальной единицей. Сбор налогов входил в обязанности должностных лиц общины — сельского или окружного старосты (хута, чаудхри, мукаддам), писца (патвари), которые, как правило, контролировались чиновниками государства.

Должностные лица общины выступали посредниками между крестьянами и феодалом-собственником, по старинке продолжая ведать сбором государственных налогов с подвластной им деревни, группы деревень или округа. За службу по сбору поземельного налога община наделяла их участками пахотной земли, освобожденными от обложения. В то же время они облагали крестьян особыми сборами в свою пользу.

Формально вне общины стояли чужаки-держатели, арендовавшие земли феодалов, феодализировавшейся общинной верхушки, общины

[325]

или отдельных полноправных общинников. Предпосылкой появления в Северной Индии кабальных форм аренды земли было обезземеливание определенной части общинников на базе роста имущественной дифференциации сельской общины.

[326]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС