Кораблестроение в Дрейней Греции
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Кораблестроение в Дрейней Греции

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Кораблестроение в Дрейней Греции

Типы торговых судов

Античное судно в разрезе: 1 — киль; 2 — шпангоут; 3 — наружная обшивка; 4 — потолок; 5 — палуба, где располагались гребцы; 6 — верхняя палуба; 7 — бортовой ящик для хранения коек; 8 — планширь; 9 — клюз; 10 —  форштевень; 11 — акростоль (фигура, изображенная на носу корабля); 12 —  павильон на носу корабля; 13 — портик (отверстие в борту судна); 14 и 15 — проэмболон и эмболон (конструктивные элементы, защищающие корпус судна) 

Парусные суда появились в Эгейском бассейне около 2200—1950 годы до н. э., к этому времени относятся их первые изображения на минойских печатях. Парусники начали курсировать между островами и произвели настоящую революцию в мореплавании, в котором ранее господствовали баркасы. Перевозки по морю были более распространены, чем транспортировка грузов по суше. До V века до н. э. о торговых судах известно очень мало, и даже собственно для V века до н.э. свидетельства довольно скудны. Без сомнения, существовали торговые суда разных форм и размеров, но почти никаких свидетельств об их устройстве не сохранилось. Существует мало изображений древних судов, однако недавно набор свидетельств был пополнен в ходе исследования затонувших кораблей. В отличие от военных кораблей, устройство торговых судов не претерпело значительных изменений в течение всей греческой истории. Поздние корабли просто становились больше. Греческие торговые суда были парусными. Обычно на них размещались и гребцы, однако, как правило, весел и гребцов было недостаточно, чтобы перемещаться на большие расстояния; ведь место на таких кораблях было необходимо прежде всего для размещения груза.

Парусные корабли назывались «strongyla ploia» (ед. ч. stuongylon ploion - «круглые корабли») или «holkades» (ед. ч. holkas - «купеческий корабль»). Последнее название происходит от слова, обозначающего «буксирный канат», так как парусники обычно буксировали внутрь гавани или в открытое море с помощью канатов. Подобные корабли представляли собой широкие и глубокие суда с изогнутым носом, отличавшимся от носа военных кораблей, снабженного тараном. От военных кораблей торговые суда отличала также большая грузоподъемность, устойчивость в плохую погоду и способность плыть днем и ночью, преодолевая большие расстояния без промежуточных остановок. Торговые суда на немногочисленных изображениях имеют разные палубные приспособления, но сама палуба есть у всех, и обычно она снабжена различными палубными надстройками. Представляется, что древнейшие корабли имели одну мачту, но к Римскому периоду уже были освоены двух- и трехмачтовые суда.

 

Средиземное, Эгейское, Азовское, Чёрное моря в античные времена были ареной торговли между сотнями городов и их колоний. В этой торговле богатели не только древние эллины, но и финикийцы, купцы Карфагена, а позже римляне и подданные императоров Константинополя. Суда, подобные показанному на рисунке, строили искусные мастера древности. Впрочем, и сегодня имеются парусники не хуже. В наше время возможно арендовать яхту в Одессе и пуститься по маршрутам античных купцов. Это ни с чем не сравнимое чувство - перемещение попорывами ветра по бескрайней волнистой глади моря! А можно путешествовать и не под парусом, а на моторе.

 

Торговая галера представляла собой гибрид парусника и военного корабля. Подобные суда использовали для доставки официальных посланий, пассажиров и грузов — в особенности срочных. Торговые корабли и торговые галеры обычно именовались общим термином «ploia» (ед. ч. ploion — «корабль»). Галеры были шире боевых кораблей, у них были изогнутые или прямые носы, но у некоторых носовая часть была такой же, как у военных судов. Галеры небольшого размера были исключительно весельными. Большие же суда были в основном парусными, и весла на них применялись только в случае необходимости. Весельных галер было гораздо меньше, чем торговых кораблей, однако первые чаще играли вспомогательную роль в войне. Поэтому в текстах античных авторов содержится больше информации именно о таком типе судов — упоминается даже несколько разновидностей галер.

Торговые суда изначально не были скоростными, они двигались сравнительно медленно, но были быстрее и дешевле, чем наземный транспорт. Впрочем, без попутного ветра их движение была затруднено, а при встречном ветре путешествие могло занять в три и четыре раза больше времени, чем при попутном. Когда ветер дул в противоположную сторону, парус можно было установить максимально по ветру и продолжать движение зигзагообразным курсом. Лишь немногие богачи в Греции эпохи классики владели более чем одним кораблем. Большинство представляло собой независимых судовладельцев, которые плавали только на корабле, которым владели, и торговали всем, что было пригодно для продажи.

Использованы материалы изд.: Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 228-229.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС