Арабский халифат
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Арабский халифат

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Арабский халифат

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Внутренняя политика Омейядов и вторая гражданская война

После обширных завоеваний VII в. арабы были втянуты в общий процесс феодализации, происходившии уже интенсивно в сасанидском Иране и в византийских областях. Но в завоеванных областях к тому времени не исчез еще и рабовладельческий уклад. Сложившееся в халифате раннефеодальное общество, с еще недостаточно развитыми формами феодальной собственности на землю и феодальной эксплуатации (которой было охвачено еще не все крестьянство), сохраняло уклады патриархальный (главным образом среди кочевых скотоводческих племен, в частности арабских бедуинов) и рабовладельческий. Завоевание арабами византийских и иранских областей привело к перераспределению земельного фонда. Большая часть земель, особенно в Ираке, Сирии и Египте, стала собственностью государства. Многие земли были присвоены арабской знатью. Так, семейство Алидов захватило имения сасанидских царей в Ираке; потомки Ханзалы ибн Тамима, родом из Бахрейна, стали богатейшими землевладельцами в Фарсе (Парсе); семейство Тамима ад-Дари присвоило себе Хеброн и другие местности в Палестине на основании подложной грамоты на эти местности, якобы данной им пророком Мухаммедом еще до завоевания Палестины. Но многие прежние византийские землевладельцы, армянские нахарары и иранские дихканы, подчинившиеся арабам, тоже сохранили свои владения и феодальные права. Частновладельческие земли (араб. «мильк» или «мульк») соответствовали западноевропейскому аллоду. Особый фонд составили земли, присвоенные халифом и его родом (араб. «савафи»). Арабские землевладельцы на доставшихся им

[137]

землях сохранили унаследованную от Византии и Ирана систему феодальной эксплуатации крестьян — держателей земли. На государственных землях крестьяне считались наследственными арендаторами и эксплуатировались непосредственно через государственный аппарат; на этих «землях дивана» налог и феодальная рента совпадали. Эту особенность азиатского феодализма отмечал в свое время К. Маркс

Налоговая система халифата складывалась из следующих компонентов: с ремесла, торговли и скотоводства взимали подать закат (ее платили только мусульмане); с земель арабы и неарабы, принявшие ислам, платили десятину. Более тяжелую поземельную подать, харадж, первоначально взимали только с немусульман либо натурой, в виде доли урожая (мукасама, от 10 до 50% урожая), либо деньгами в твердых ставках с каждого джариба (3600 кв. локтей) независимо от размеров урожая (мисаха). Так, в Ираке с каждого джариба под посевом пшеницы взимали 4 дирхема, под посевом ячменя — 2, под финиковыми пальмами — 8, под садом и виноградником — 6 дирхемов. С иноверцев-зиммиев, кроме того, взималась джизйа: по 12, 24 или 48 дирхемов с каждого взрослого мужчины в зависимости от имущественного положения. «Пятина» в пользу халифа взималась в виде 1/5 доли с военной добычи, захваченной воинами на войне. Так, в начале VIII в. полководец Муса ибн Нусейр, завоевав Северную Африку, вывел оттуда будто бы 300 тыс. рабов-пленников и из них выделил пятину (60 тыс.) в пользу халифа.

Часть податных сумм, собранных с государственных земель, расходовалась на жалованье войску и чиновникам, а часть пятины шла на пенсии сейидам (потомкам пророка) и асхабам (его сподвижникам и их потомкам).

Согласно исследованию Ю. Велльхаузена, первоначально джизйа и харадж часто смешивались и рассматривались как единая подать только с иноверцев. Исследование Ф. Локкегорда внесло некоторые поправки в эту концепцию: смешивались термины джизйа и харадж, но сами подати различались. Со времен халифа Абд ал-Мелика, после 700 г., стали четко различать собственно джизйа как подушную подать, которую и после того взимали только с иноверцев, и собственно поземельную подать — харадж. Но отныне принятие ислама не освобождало земледельцев от уплаты хараджа; земля, ранее обложенная хараджем, оставалась хараджной навсегда, независимо от того, кто был ее владельцем или держателем — иноверец или мусульманин.

Система государственного аппарата при Омейядах была унаследована арабо-мусульманскими завоевателями в основном от сасанидского Ирана, отчасти и от Византии.

Социальная база Омейядов была узкой. Они опирались даже не на всю арабскую знать, а только на часть ее, связанную главным образом с Сирией и Египтом. Поэтому Омейядами были недовольны самые разнообразные социальные группы. Помимо широких слоев бедуинов, а также крестьян (как арабов, так и неарабов) в оппозиции находились отстраненные от власти Алиды, Аббасиды (потомки дяди пророка — Аббаса) и многие «сподвижники пророка» в Мекке и Медине, а также мединские законоведы-теологи, недовольные тем, что Омейяды фактически отошли от теократии и халифат по существу превратился в светское государство. Недовольны были и неарабские феодалы — иранские дихканы, армянские нахарары и др., поскольку их привиле-

-------

1. См. К. Маркс. Капитал, т. III, - Сочинения, изд. 2, т. 25, ч. II, стр. 354.

[138]

гии и землевладение при Омейядах нередко не обеспечивались. Роптали мусульмане неарабы — вопреки учению ислама о равенстве всех мусульман они не были уравнены в правах с арабами и должны были признавать себя клиентами (мавали) того или иного арабского племени.

Это недовольство прорвалось после смерти энергичного и властного халифа Муавийи (680 г.) в виде ряда восстаний с разным социальным составом участников и разной идеологической оболочкой, которые слились во вторую гражданскую войну. Восстали шииты во главе со вторым сыном Али и Фатимы, Хусейном, которого шииты считали третьим имамом. Хотя верхушка шиитов (Алиды и другие их сторонники) состояла из крупных землевладельцев, но они сумели подчинить своему влиянию и часть народа. Блокированные при Кербеле, в Ираке, Хусейн и его сторонники трагически погибли (октябрь 680 г.). Восстала Мекка (680 г.), а вслед за тем и Медина. Здесь халифом был провозглашен сын одного из главных сподвижников пророка Абдаллах ибн аз-Зубейр, под властью которого оказались Хиджаз и часть Ирака. Это восстание было подавлено омейядским полководцем, энергичным и жестоким ал-Хаджжаджем только в 692 г. Шииты еще раз восстали в Куфе под руководством Мухтара ибн Аби Убейда и держались здесь около двух лет (685—687). Грандиозное восстание хариджитов, начавшееся в Нижнем Ираке и Хузистане, а затем охватившее огромную территорию от Верхней Месопотамии до Кермана, длилось с 684 до 697 г. В этом восстании приняли участие бедуины и крестьяне как арабы, так и мавали — персы. Оно было потоплено в крови полководцами того же Хаджжаджа, которого халиф Абд ал-Мелик (685—705) назначил наместником Ирака, Ирана и Мавераннахра. В Сирии в 80-х годах VII в. вспыхнули междоусобицы северных (кайситы) и южных (кельбиты) арабских племен, а также восстание горцев-христиан, так называемых мардаитов (Ливан). Подавив восстание арабов во главе с полководцем Ибн ал-Ашасом в Ираке и Хузистане против тирании Хаджжаджа, которого восставшие объявили «врагом бога и людей» (701г.), Хаджжадж вновь покорил Ирак.

Подавление восстаний способствовало укреплению аристократического курса и дальнейшей феодализации халифата. Самым беспощадным и жестоким проводником этого курса был Хаджжадж. Согласно источникам, он в одной только Куфе перебил 11 тыс.; всего за 20 лет его управления было казнено 130 тыс. человек; и в день его смерти в заключении находилось 50 тыс. мужчин и 30 тыс. женщин. В тюрьму сажали не только за мятеж, но и за неуплату податей. Хаджжаджу приписывают закон 700 г. об обложении хараджем также и новообращенных мусульман. Хаджжадж широко применял принудительные работы крестьян, с помощью которых он восстановил и расширил оросительную сеть в Ираке, строил дворцы, крепости, а также г. Васит на Евфрате. Крестьяне и горожане носили на шее свинцовые бирки с обозначением места жительства, чтобы они, уходя из селений или городов, не могли уклоняться от уплаты джизйи и от принудительных работ. Благодаря жестким мерам Хаджжаджа сумма податных сборов с Ирака (достигавшая при Сасанидах 214 млн. дирхемов, при Омаре I упавшая до 120 млн., а при Муавийи—до 100 млн. дирхемов), теперь возросла до 135 млн. дирхемов. В западных областях халифата также широко применялись принудительные работы крестьян, штрафы, конфискация имущества и заключение в тюрьму.

До конца VII в. в халифате продолжали обращаться византийские золотые и сасанидские серебряные монеты. При халифе Абд ал-Мелике вместо них стали чеканить в разных городах халифата новые мо-

[139]

неты с арабскими надписями — с мусульманским символом веры и именем правящего халифа; золотой динар (4,25 г золота) равнялся 10 (позднее 12 и 20) серебряным дирхемам (2,97 г серебра); сравнительная ценность золота и серебра определялась как 14 : 1. При Абд ал-Мелике в канцелярское делопроизводство, которое раньше велось на языках греческом и коптском в западных и на среднеперсидском в восточных областях, был введен арабский язык.

Несмотря на укрепление государственного аппарата и финансов в халифате, социальная база Омейядов оставалась узкой и власть династии неустойчивой. Халиф Омар II (717—720), чтобы укрепить властьг пытался договориться с вождями шиитов и хариджитов, но безуспешно.. Он еще раз освободил новомусульман от уплаты хараджа, но после его смерти эта льгота была снова отменена. При халифе Хишаме (724— 743) подати повысились и взимались с возрастающей жестокостью, с применением пыток и тюремного заключения для неплательщиков. Это привело к обнищанию деревни в центральных областях халифата: в 40-х годах VIII в. сумма податей с Ирака упала до 70 млн. и даже до 60 млн. дирхемов в год. Недовольство широких масс вылилось в новых восстаниях: восстание согдийцев в Мавераннахре (728—737гг.), восстание берберов в Магрибе и Испании (734—743 гг.), восстание шиитов в Куфе (744 г.), грандиозное восстание хариджитов в Двуречье, Западном Иране и Южной Аравии (744—747 гг.), междоусобицы кельбитов и кайситов. Последний омейядский халиф — Мерван II (744—750), энергичный и крайне жестокий правитель, уже не мог предотвратить надвигавшееся падение династии.

[140]

Вернуться у оглавлению кн.: Арабский халифат.

Вернуться на страницу Всё про Арабский халифат.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС