Арабский халифат
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Арабский халифат

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Арабский халифат

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Продолжение арабских завоевании и их последствия

При Омейядах столицей стал Дамаск (вместо Медины), а центральной областью халифата — богатая Сирия. В ней расселились арабские племена, на поддержку которых опирались Омейяды; кроме того, Сирия была удобным плацдармом для военной экспансии арабов против византийской Малой Азии и стран Закавказья.

[135]

При Омейядах возобновились завоевательные походы арабов, прерванные гражданской войной. Арабы прочно обосновались в Африке. Не столько византийские войска, сколько берберы оказали здесь стойкое сопротивление; однако к концу VII в. оно было сломлено. В 696 г. арабы взяли и разрушили Карфаген, в начале VIII в. дошли до Гибралтарского пролива. В 711 г. они вторглись в Испанию и завоевали большую ее часть.

В византийскую Малую Азию арабы вторгались постоянно и доходили до Босфора и Мраморного моря, но овладеть ею не смогли, хотя дважды держали в блокаде сам Константинополь (673—677 и 717 гг.). После ряда реформ (в частности, военной) «иконоборческие» императоры Византии в VIII в. сумели отстоять государство от арабов. К первой четверти VIII в. граница Византии и халифата стабилизировалась по горам Киликийского Тавра и в верховьях Евфрата. После поражения при Акроине (741 г.) арабы уже не пытались покорить Малую Азию, хотя постоянно вторгались в ее пределы для захвата военной добычи и пленников. Армения, Картли и Албания только в начале VIII в. были прочно покорены арабами. Северная граница халифата здесь установилась по Главному Кавказскому хребту, до г. Дербенда.

Области за Аму-Дарьей (араб. Мавераннахр — «То, что за рекой»), а также Хорезм и Фергана были завоеваны арабами между 705 и 715 гг. При этом многие среднеазиатские владетели—дихканы — подчинились и обязались платить дань халифу. До нас дошел договор, заключенный в 712 г. арабским полководцем Кутейбой с царем (ихшидом) Согда и Самарканда Гуреком; последний признал над собой власть халифа и обязался выплатить в течение десяти лет контрибуцию в сумме 2200 тыс. дирхемов (в том числе 1 млн. дирхемов — 50 тыс. мискалей по 4,6 г золотом, 2 тыс. кусков шелковой ткани диба) и сверх того отдать 30 тыс. здоровых молодых рабов по 200 дирхемов за голову; Гурек обязался уплачивать халифу ежегодную дань по 200 тыс. дирхемов. За обладание среднеазиатскими областями арабам пришлось вести борьбу с кочевыми тюрками и с китайцами, которые также пытались в это время завоевать Среднюю Азию. Решительная победа арабов над китайцами в 751 г. закрепила владычество халифата в Средней Азии. В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд — долину Инда вплоть до Мультана на севере.

После завоеваний много арабов — и оседлых и кочевников (последние целыми племенами) — переселилось на новые земли. Были основаны новые города-лагеря, в которых вырабатывался тип общемусульманской культуры: Шираз в Иране, Куфа и Басра в Ираке, Рамла в Палестине, Фустат в Египте, Кайраван в Африке (в современном Тунисе). Ирак и Сирия, где основное население — сирийцы (арамеи) — было семитским и говорило на языке, родственном арабскому, где и раньше было много арабов, подверглись быстрой арабизации. Египет, Северная Африка и Испания были арабизованы позднее (главным образом города). Страны Закавказья, Иран и Средняя Азия (Мавераннахр) не были арабизованы; правда, и в этих странах поселилось много арабов, но здесь позднее большинство их ассимилировалось с местным населением.

Арабы принесли в завоеванные страны свой язык в качестве официального (в канцеляриях областей он был введен вместо местных языков в конце VII в.), литературного и языка религии (для мусульман). Местные культуры не погибли, а, напротив, оказали влияние на самих арабов. В халифате, на широком пространстве от Мавераннахра на востоке до Испании на западе, сложилась общая синкретическая

[136]

культура, впитавшая в себя помимо арабского элемента также элементы иранский, греческий, сирийский, коптский и др. Литературным языком этой культуры стал арабский, получивший значение международного' языка для стран Западной Азии, Северной Африки и арабской Испании. По языку эту культуру часто условно называют «арабской» к «мусульманской», хотя по сути дела это смешанная культура.

Важным последствием арабского завоевания было распространение в странах халифата религии завоевателей — ислама. Правда, полностью исламизована была только одна Аравия, в остальных областях оставалось много христиан (особенно в Ираке, Сирии, Египте и Испании, а в- странах Закавказья христиане безусловно преобладали) и зороастрийцев (в Иране, Азербайджане и Мавераннахре); христианское и иудейское меньшинство оставалось значительным в городах почти всех областей халифата. Завоеватели в первые два века после хиджры были очень веротерпимы и не преследовали иноверцев. Отношение Корана к иудеям и христианам, как к «людям писания», получившим «откровение» от пророков — Моисея и Иисуса, оправдывало эту широкую терпимость. А политическая целесообразность — желание примирить новых подданных с владычеством халифата и заставить их исправно платить подати — побуждала арабское государство не только сохранять эту терпимость к христианам и иудеям, но и распространить ее на зороастрийцев (хотя по Корану допускалась терпимость только к христианам и иудеям). Иноверцы составили в халифате особую категорию населения, так называемых зиммиев, лично свободных, но политически бесправных, ограниченных и в некоторых гражданских правах. Зиммии имели право отправления своего культа, пользовались известным самоуправлением в рамках своих религиозных общин, а за это должны были платить особую подушную подать для иноверцев — джизйа. Ислам распространялся постепенно, но в X в. мусульмане уже составляли большинство населения во всех областях халифата, кроме стран Закавказья.

[137]

Вернуться у оглавлению кн.: Арабский халифат.

Вернуться на страницу Всё про Арабский халифат.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС