Селькупы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Селькупы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Селькупы

Селькупы, народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и сельской территории Колпашевского горсовета Томской области (1350 человек), небольшая группа в Туруханском районе Красноярского края. Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский язык.

К концу XVI века существовало объединение селькупов — Пегая орда. С основанием Нарымского острога (1596) русские сумели закрепиться на Средней Оби и обложить селькупов данью. В начале XVIII века было осуществлено крещение томских селькупов. Под влиянием русских нарымские селькупы стали поселяться в деревнях, заводить домашний скот, культивировать огородничество.

Основными направлениями хозяйственной деятельности селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге — белка. Северные селькупы добывают песца, используя капканы и деревянные ловушки — пасти. Из парнокопытных объектами охоты являются в тайге лось, а в тундре и лесотундре — дикий олень, главным образом с помощью ружья. Современный охотничий промысел развит главным образом на севере Селькупского региона.

Среди томских (среднеобских) селькупов профессиональных охотников-промысловиков практически нет. Ведущее место в промысловой охоте занимает добыча водоплавающей птицы и боровой дичи. Оленеводство распространено только в северном ареале расселения селькупов, в тазовско-туруханском регионе. Оленеводство заимствовано селькупами от ненцев и энцев.

В прошлом у селькупов устанавливаются следы бытования родового и фратриального деления. Уже с конца XIX века основной общественной единицей становится соседская община. Общинники совместно пользовались охотничьими угодьями, устраивали коллективно заграждения на реках для ловли рыбы. Прочно бытовали обычаи соседской взаимопомощи.

Древними селькупскими жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки — карамо, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. В XIX веке селькупские селения — юрты также располагались обычно по берегам рек. Традиционное зимнее жилище томских (нарымских) селькупов — землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Для обогрева использовали чувал — очаг с трубой.

Селькупы-оленеводы, живущие в Тюменской области и Туруханском районе Красноярского края, используют в качестве зимнего жилища чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летним жилищем северных селькупов служит тот же чум с покрытием из тиски — вываренных и сшитых между собою кусков бересты — или брезента. Многие современные селькупские семьи проживают в посёлках в домах русского типа.

Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка — распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи и штаны из ровдуги, а женщины — домотканые платья. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. Северные селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.

В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Из неё изготовляли муку — порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясо боровой дичи, а у северной группы селькупов — изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Чай заменял настой можжевельника. Уже в XIX веке в пищевой рацион селькупов вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы и др.

Разнообразными жанрами (героические песни, исторические предания, сказки, загадки, поговорки) представлен селькупский фольклор. У современных селькупов, особенно селькупов Томской области, многие фольклорные произведения исполняются на русском языке. Из музыкальных инструментов у селькупов бытовали варган — губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа — лебедь. Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения селькупов. У северных селькупов был известен только шаманский бубен.

В. И. Васильев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 475.


Селькупы

Автоэтноним (самоназвание)

солькуп: Современный этноним происходит от самоназвания одной из наиболее крупных территориальных группировок северных селькупов - с о л ь к у п — "таежный человек".

Основная территория расселения

Томская обл. — правые притоки Оби Кеть, Тым, Вах и т. д., Тюменская обл. и Красноярский край — бассейн р. Таз, левые притоки Енисея Турухан, Баиха, Елогуй и т. д.

Численность

Численность: 1897 - 5805, 1926 - 1630 (по этой переписи большая часть селькупов была учтена вместе о хантами), 1959 - 3768, 1970 - 4282, 1979 - 3565, 1989 - 3612.

Этнические и этнографические группы

Предположительно с ХVII века разделены на две территориальные группы - южную, нарымскую и северную, тазовоко-туруханскую.

Антропологические характеристики

В антропологическом плане селькупы относятся к уральской расе.

Язык

селькупский: Селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи. Большая этническая территория, при небольшой численности населения, предопределяют сложность внутренней организации селькупского языка. В его составе выделяется ряд диалектных групп — северная или тазовская, тымская, нарымская, обская, кетская, которые, в свою очередь состоят из большого количества диалектов. Языковые отличия между северными и южными диалектными группами существенны, что препятствует свободному языковому общению.

Писменность

В конце XIX в. Н.Г.Григоровским была предпринята неудачная попытка по созданию селькупской письменности. В начале 30-х годов ХХ в. на основе латинской графики Г.Н. и Е.Д.Прокофьевы разработали селькупский алфавит. С 1937 г. переведен на русскую графическую основу.

Религия

Православие: Православные.

Этногенез и этническая история

Этногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. - середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа.
В настоящее время нарымская группа сильно русифицирована, северная, даже в условиях достаточно интенсивных культурных и брачных контактов с кетами и эвенками (в верховьях р.Таз до 3/4 браков заключенных селькупами, межнациональные), сохраняет свою этническую самобытность. Так, в этом районе, селькупский язык, наряду с русским, является разговорным в среде разноэтничного коренного населения.

Хозяйство

Деление селькупов на две территориальные группы и их контакты с соседними народами фиксируются в особенностях этнической культуры. Южные селькупы в настоящее время значительно ассимилированы русским населением и утратили многие элементы таежного охотничье-рыболовецкого хозяйственно-культурного комплекса, характерного для всех народов, живущих в таежной зоне Западной Сибири. Северные селькупы, в контакте о северосамодийскими народами, а также кетами и эвенками, освоили таежное транспортное оленеводство и до настоящего времени сохраняют традиционное промысловое хозяйство, мобильное жилище (чум) традиционную для северян одежду /типа малицы/, режимы питания, утварь, транспорт, продолжают бытовать некоторые функции традиционных социальных институтов, основы традиционного мировоззрения

Традиционные поселения и жилища

Поселением селькупов-оленеводов является стойбище, состоящее из переносных жилищ — чумов.Таежные селькупы живут в постоянных поселениях состоящих из стационарных домов.
Основным жилищем оленеводов был переносной чум, конструктивно соответствующий самодийскому типу. Две основные жерди соединены веревочной петлей. Весь каркас состоит из 30-50 шестов. Зимний чум покрывается нюками — покрышками из оленьих шкур, летний — полотнищами бересты.
В центре чума располагается костер-очаг. Пол в летем чуме чаще землянной, в зимнем, делается из досок. Постелью служили оленьи шкуры, которые располагались на веточных и травяных циновках.
В стациоарных поселениях зимним жилищем были полуземлянки различной конструкции — карамо — двухкамерная, углубленная в землю постройка, стены которой имеют каркасно-столбовую конструкцию. Бревенчатая крыша дополнительно перекрывалась берестой и засыпалась землей. Отапительным сооружением служил очаг или чувал, основу которого составлял остов из жердей, обмазанных глиной.
У селькупов были также распространены полуземлянки усеченно-пирамидальной формы, похожие на хантыйские, каркасные наземные жилища с вертикальными стенами, землянки и полуземлянки срубной конструкции с плоской, либо двускатной крышей.
Спалные места в землянках и полуземлянках располагались на нарах.
В последствие у селькупов широкое распространение получили русские срубные избы.

Библиография и источники

Общие работы

  • Селькупы ХVII века (очерки социалъно-экономическокой истории). Новосибирск, I98I;/Пелих Г.И.

Отдельные аспекты

  • Происхождение селькупов. Томск, I972./Пелих Г.И.
  • Cелькупское оленеводство // СЭ. 1975. № 3./Гемуев И.Н.,Пелих Г.И.

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС