Ижора
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Ижора

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ижора

Ижора, ижера, ижеряне - прибалтийское финно-угорское племя, обитавшее и низовьях Луги, на реке Оредеж, Ижора и в районе озера Вялье. Были союзниками Великого Новгорода в битве Александра Невского со шведами в 1240 г. Это сражение, известное как Невская битва, произошло в районе впадения Ижоры в Неву. Первое летописное упоминание ижоры относится к 1228 г. Название племени ижора восходит к скандинавскому личному имени, известному в русском языке в форме Игорь, или Ингварь.

+ + +

Ижорцы, ижора, карьяляйн, изури (самоназвание), народ в России (около 450 человек, преимущественно на северо-западе Ленинградской области) и в Эстонии (306 человек). Общая численность — 820 человек. Говорят на ижорском языке финно-угорской группы уральской семьи, который имеет 4 диалекта: сойкинский (на Сойкинском полуострове), нижнелужский, характеризующийся наличием водского субстрата, восточный, или хеваский (в Ломоносовском районе), и оредежский, на котором, в отличие от остальных, не сказалось воздействие финского языка. Диалект ижорцев, живших на Карельском перешейке, остался неизвестным. Попытки в 1930-е гг. создать письменный язык (на латинском алфавите) были неудачны. Верующие — православные.

Предполагается, что ижорцы, выделившиеся в конце 1-го — начале 2-го тысячелетия из южнокарельских племён (см. Карелы), заняли южную часть Карельского перешейка и земли по берегам рек Невы и Ижоры. Отсюда они в XI—XII вв. продолжали постепенно продвигаться на запад, до берегов рек Луги и Нарвы. Ижорцы расселялись чересполосно с водью и славянами. В письменных источниках ижорцы (ингры, ингарос) и Ижорская земля (Ингариа, Ингардия) упоминаются с XIII века. Территория расселения ижорцев вошла, вероятно, в состав Новгородской республики, что определило воздействие на ижорцев славянской культуры. Ижорцы были обращены в православие. В середине XIX века ижорцев насчитывалось 17 тыс. человек, в 1926 — 16,1 тыс. человек.

Основную роль в сокращении численности ижорцев сыграли ассимиляционные процессы. Этническое самосознание и разговорный ижорский язык устойчиво сохранялись на северо-западе Ингрии (Кингисеппский район), в то время как в Центральной Ингрии (Ломоносовский район) язык сохранился лишь в нескольких деревнях по реке Коваши. Ижорцы, жившие на Карельском перешейке, растворились к XX веку среди местного населения, в поселениях на реке Оредеже в середине XX века лишь несколько человек помнило ижорский язык.

Традиционные занятия — земледелие, рыболовство, в том числе морское, лесные промыслы. В XIX веке были развиты отходничество, посредническая торговля, ремёсла (деревообделочное, гончарное).

Традиционная материальная культура близка русской (постройки, орудия земледелия, рыболовства). Преобладали рядовые и кучевые поселения. Сохранялись архаичные формы конструкции крыш на накладных стропилах-курицах, соломенные кровли, курные печи. Старинная П-образная связь построек сменилась двухрядной и однорядной. Жилище состояло из двух изб (пертти) и сеней (эукши), у бедноты было двухкамерным (изба и сени); богат был внешний декор.

До середины XIX века этническая специфика сохранялась в женской одежде: в восточных районах Ингрии ижорцы носили рубаху (рятсиня) с коротким отрезным оплечьем, поверх — одежду из двух полотнищ на лямках, одно на правом, другое на левом боку. Верхнее (аануа) закрывало весь корпус, расходясь на левом боку, закрытом нижним полотнищем — хурсткусет. Западные ижорцы (по реке Луге) носили поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). У восточных ижорцев бытовал длинный, спускавшийся до края одежды полотенчатый головной убор — сапано, у западных — типа русской сороки. Украшения одежды — тканый и вышитый орнамент, бисер, раковины каури. В конце XIX века старые формы одежды вытеснены русским сарафаном.

Этническое своеобразие сохранялось до XX века в семейной (свадьба, похороны) и календарной обрядности — например, особый женский (так называемый бабий) праздник. Существовала вера в духов-хранителей (домашнего очага, хозяина риги, бани и т. д.), духов земли, воды и т. д., почитание священных рощ, деревьев, источников и камней. Развит фольклор, обрядовая (свадебные и похоронные плачи-причитания) и эпическая поэзия, в том числе руны о Куллерво, частью вошедшие в Калевалу.

Н. В. Шлыгина

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 180.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС