Ительмены
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Ительмены

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ительмены

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Говорят на ительменском языке (устаревшее название — камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство ительменов считает родным. Верующие — православные.

Ко времени прихода русских на Камчатку в конце XVII века ительмены составляли основное её население, коренных жителей полуострова, насчитывалось около 13 тыс. человек. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце XVIII века ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В XX веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность — в 1959—89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек.

Традиционное занятие — рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева.

Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

В последние десятилетия хозяйственный комплекс ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие ительменов — рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% ительменов — городские жители.

Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой — полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом — свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.

Носили ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины — комбинезоны — рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины — кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.

Обращены в православие в середине XVIII века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам.

Наиболее развитые виды прикладного искусства — вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

В. А. Тураев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 201-202.


Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Итэнмэн: Самоназвание и т э н м э н, и т а н м с х н, и т е н м е л н "живущий", "жители".

Основная территория расселения

В настоящее время они, в основном, сосредоточены в пос. Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского р-на. Камчатской обл., причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 2805, 1926 - зафиксировано 4217 "камчадалов", в т.ч. 859 ительменов, указавших в качестве родного ительменский язык, 1959 - 1109, 1970 - 1301, 1979 - 1370, 1989 - 2481.

Этнические и этнографические группы

В ХVIII - начале ХIХ вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, бсльшерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна р.Тигиль, на восточном - р.Ука, южная, доходила почти до м.Лопатка. В первой половине ХIХ в., при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине ХIХ в., ительмены жили только на западном побережье Камчатки.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

ительменский: В определении классификационной принадлежности ительменского языка, существуют разночтения. Более традицонная оценка его вхождения в чукотско-корякскую rpупny палеоазиатских языков (ительменский, чyкотский, корякский, керекский), в настоящее время последовательно пересматривается лингвистами. Специальные исследования лексики, фонетической системы, звукового строя ительменского языка в сравнении с чукотским и корякским, позволяют утверждать, что с ними он обнаруживает ареальные соответствия (следствие этнокультурные контактов), а не генетические связи (общность происхождения). Тем не менее, отношение ительменского языка к палеоазиатским, даже на уровне его классификационной обособленности, не вызывает сомнений.

Писменность

Уровень грамотности у ительменов к началу ХХ в., по сравнению с другими народами Севера, был выше, чему способствовало длительное влияние русских поселенцев. После 1917 г. ряд церковноприходских школ объявили себы советскими. В 1932 г. на основе латинской графики был разработан ительменский букварь «Будем учиться» (Е.П.Орлова). Затем на ительменском языке была создана книга для чтения. С начала 30-х годов преподавание в 1 и 2 классах велось на ительменском языке, с 3 класса ительменкий язык преподавался в качестве предмета. В 1936 г., в связи с переводом письменностей народов Севера на русскую графическую основу, ительменскийязык на кирилицу переведен не был и преподавание на ительменском языке было прекращено. Это привело к постепенной утрате родного языка ительменами и постепенному их переходу на русский язык.

Религия

Православие: Православные. Христианизация, посредством миссионерской деятельности, начинается во 2-й четверти XVIII в. Уже к середине века оно было распространено по всему полуострову и на северных островах Курильской гряды. Христианизация сопровожалась введением налоговых льго для новообращенных. В большинстве острогов были открыты школы, в которых совместно обучались русские и камчадальские дети.

Этногенез и этническая история

Исторические судьбы ительменской этнической культуры имеют несколько генетических планов. Во-первых, она включает в себя ряд общих элементов, характерных для большинства палеоазиатских народов Северо-Востока Сибири (основные виды хозяйственной деятельности, некоторые типы жилых и хозяйственных построек, отчасти транспорт и зимняя одежда, Типологически сходными являются основные социальные институты, главные персонажи ранней микологии). Во-вторых, направление и интенсивность культурных контактов, вели к взаимодействию культур соседствующих народов, либо адаптации одним из них, культурных элементов другого. Такие связи ительменской культуры устанавливаются с айнами, причем как на основании, археологических материалов, так и по письменным источникам. Ранние контакты, судя по всему носили интеграционный характер, поздние - этнокультурного взаимодействия (обмен, брачные контакты, взаимовлияния в области материальной и духовной культуры). Другое направление этнокультурных связей прослеживается с алеутами. Причем, здесь значим как генетический аспект (общность формирования), так и исторически более поздние культурные связи, которое прослеживаются в жилище, одежде, технике плетения, орнаментике и т.д. Наиболее стойкими были связи ительменов с их северными соседями коряками на местах совместного проживания. Это фиксируется антропологически — коряки и ительмены противостоят чукчам и эскимосам внутри материковой группы популяций арктической расы, то же отмечается и в сфере языка. Основную интегририрующую роль, по-видимому играли ительмены. В-третьих, это взаимодействие с русскими, начавшееся в конце ХVIII в. и переведшее к коренной трансформации их культуры по направлению синкретизации, но при достаточно интенсивных брачных контактах, сложилась осознаваемая этническая группа камчадалов, в этнокультурном плане отличающаяся от собственно ительменов и тяготеющая к русским.

Хозяйство

Исторически, культура ительменов, по сравнению с соседними палеоазиатскими народами, имеет ряд особенностей. При общей характеристики хозяйства ительменов как комплексного промыслового, их принадлежность к хозяйственно-культурному типу оседлых рыболовов Сибири, позволяет выделять его доминантные отрасли. На первом месте по хозяйственному значению стоит рыболовство. В реках промышляли рыбу лососевых пород. С мая и до конца сентября, по мере сменяемости пород нерестящейся рыбы, ловили чавычу, нерку, кету, горбушу, гольца, кижуча. В море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву. Орудия рыболовства в основном пассивные – запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети. В связи с большими объемами вылавливаемой рыбы, ее обычно заготтавливали впрок – вялили, квасили, солили.
Объектами морского зверобойного промысла являлись различные породы тюленевых. Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как корм ездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода.
Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатского бурого медведя и горных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлись соболь, лисица, песец и т.д. До появления на Камчатке русских пушная охота носила натуральный характер — шкурки пушных животных шли на изготовление одежды.
В хозяйстве ительменов широко представлено собирательство, причем не только пищевое, но и сырьевое. В пищу собирали черемшу, клубневые (сарана, овсянка), стебли кипрея (для варки чая), зонтичные, ягоду. Заготавливали траву для плетения циновок, корзин, веревок и ниток. Объектами собирательства являлась прибрежная морская флора и фауна, птичьи яйца.

Традиционные поселения и жилища

Поселения ительменов, в прошлом часто укрепленные, располагались по берегам водоемов и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.
Зимнее жилище — каркасная полуземлянка с бревнчатыми стенами и плоской крышей. Снаружи стены покрыты травой и засыпаны землей. Очаг расположен сбоку. Это жилище для большесемейного коллектива. Именно это жилище в последствие замеяется срубным домом.
Летнее жилище ительменов — свайный балаган. На приподнятой над землей платформе ствился жердевой пирамидальный каркас, который покрывали древесной корой и травой. Балаган имел два входа. Позднее балаган стал использоваться в качестве хозяйственной постройки.


Библиография и источники

Классические работы

Описание земли Камчатки с приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов./Крашенинников С.П.//М., Л.,-1949

Общие работы

Ительмены. Историко-этнографический очерк./Орлова Е.П.//СПб.,-1999

История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки.//Л.-1990

Отдельные аспекты

Ительмены. Материальная культура ХVIII в. - 60-е гг. ХХ в. Этнографические очерки./Старкова Н.К.//М.-1976

Рыболовы камчадалы: экономический потенциал и особенности социальных отношений./Шнирельман В.А.//Л.//Ранние формы социальной стратификации.-199398-121

Перепечатывается с сайта:

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС