Чуванцы, этэль, этал
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чуванцы, этэль, этал

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Чуванцы, этэль, этал

Чуванцы, этэль, этал (чукотское — "юкагир"), народ в Российской Федерации (1380 человек). Живут в основном в Чукотском АО (944 человек). Язык, предположительно близкий к юкагирскому, утрачен. Говорят на чукотском языке (кочевые чуванцы) и "марковском" диалекте русского языка (оседлые чуванцы). Верующие — православные.

В русских источниках чуванцы упоминаются с середины XVII века как один из юкагирских родов. Были расселены в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в верховьях рек Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй. Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Ещё до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, возглавлявшиеся "князьцами", или "тойонами". Жили в переносных конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дёрном. С обращением в XVII—XVIII веках чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился. К началу XVIII века чуванцы насчитывали около 520 человек, смешивались с ходынцами. Их общая численность в 1750 — 600 человек. В 1740—50-х гг. чуванские и юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей. В этот период большая группа чуванцев переселилась в Анадырский острог, с упразднением его в 1770 — в Гижигу. Гижигинские чуванцы испытали культурное и языковое влияние коряков. С прекращением в конце XVIII века военных столкновений между чукчами и русскими группы чуванцев вновь начали переселяться на Анадырь. К началу XIX века сформировались две этнографические группы чуванцев: оседлые чуванцы (марковцы, анадырцы), расселённые в районе села Марково и небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, оленные чуванцы, расселённые в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце XIX века чуванцы составляли одно из пяти "обществ" Анадырской округи. Говорили на "марковском" диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками. По переписи 1897, было 275 русскоязычных и 177 "бродячих" чуванцев, из них в Анадырской округе Приморской области — 262 оседлых чуванца и 144 кочевых, в Гижигинской округе — 15 человек, в Колымской округе Якутии — 32 человека. По переписи 1926—27, чуванцы насчитывали 707 человек, из которых оседлые составляли 55%. В 1920-е гг. марковцев стали именовать "камчадалами", и этноним "чуванцы" применялся лишь к кочевым чуванцам. До 1989 чуванцы не учитывались переписями, их относили к русским и чукчам. Кочевые и оседлые группы в значительной степени смешались друг с другом и с соседними народами. Несмотря на это, чуванцы сохранили устойчивое самосознание.

В XIX веке для оседлых чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьёй перекочёвывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долблёных лодках-каяках, охотились с помощью "поколюг" — специальных пик. Занимались также пушной охотой.

Кочевые чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством. Жили в ярангах.

Зимой чуванцы носили меховую одежду чукотского типа — двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом — камлейку — глухую одежду с капюшоном, того же покроя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Обувь изготовляли из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги. Марковцы использовали русскую одежду.

Оседлые чуванцы питались главным образом рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев — продуктов собирательства. По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков изготовляли брагу, в больших количествах пили чай. Пища кочевых чуванцев состояла в основном из мяса оленя. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.

Духовная культура и социальные отношения оседлых чуванцев испытали значительное русское влияние. Отмечались церковные праздники, в домах имелись иконы и церковные книги. Свадьбы справлялись по русскому обычаю. Умерших хоронили по православным нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине — орудия для рукоделия. И у оседлых, и у кочевых чуванцев был широко распространён охотничий фольклор, где совмещались действительные и фантастические сюжеты. У современных марковцев сохраняются старинные русские былины, песни, сказки. Заимствованием у русских является и драматическая игра "Лодка", воспринятая чуванцами от камчатских казаков в XIX веке и бытовавшая до недавнего времени в поселке Марково.

Кочевые чуванцы в основном сохраняют традиционные верования, православием затронуты мало. Отмечали сезонные праздники, связанные с оленеводческим хозяйственным циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и пр. Было развито шаманство, распространены антропоморфные и зооморфные фигурки из дерева, кожи, кости, камни для гадания, аналогичные корякским аняпелям. Современные кочевые чуванцы работают совместно с чукчами и эвенами в оленеводческих хозяйствах ("Марковский" и др.), часть оседлых чуванцев в хозяйствах занимаются ловом и переработкой рыбы. Собаководство практически исчезло. Многие из марковцев заняты в животноводстве и огородничестве.

Е. П. Батьянова, С. Н. Горохов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 631.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС