Организация тламеме
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Организация тламеме

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Организация тламеме

Носильщики-тламеме. Со старинного рисунка.

Организация тламеме являлась слепком с политической месоамериканской структуры. На местном уровне индейское общество состояло из небольших округов. Местные правители, тлалоке, сидели в столичных городах, называемых испанцами cabeceras. В шестнадцатом веке под «саЬесега» имели в виду столицу местного индейского правителя, носившего титул тлатоани. По словам Диаса дель Кастильо, тлатоани нанимал тламемеке для переноски товаров в соседний округ, где их освобождали от поклажи. Впрочем, принципы организации тламеме так и остались не до конца прояснёнными. Им платили за их труд, но бывали и исключения. Переноска грузов считалась частью трудовой повинности в пользу саЬесега и поэтому не оплачивалась. Хассиг упоминает, что в доиспанский период тламемеке платили за доставку дани, хотя, очевидно, и по более низкой ставке, чем за другие грузы.

Кроме того, тламемеке, как и остальные группы, имели перед знатью определённые обязанности. Principales, как называли испанцы знатных индейцев, обладали ограниченными правами на использование труда тламемеке, и они были ясно прописаны в документах колониального периода. Как указывает Хассиг, эти права, по-видимому, возникли из реалий доиспанского периода (1985:32—33). Principales могли нанимать тламемеке только для своих личных нужд. Хоть тламемеке и были организованы по округам, они, очевидно, носили грузы из родного саЬесега в саЬесега ближайшего округа, а не внутри своих округов от одной границы к другой. Доставка грузов из одной саЬесега в другую позволила создать внутри каждого округа более простую и централизованную организацию тламемеке. Если бы переноска грузов осуществлялась от одной границы к другой, тламемеке пришлось бы селить у границ на главных дорогах либо внутри или под cabecera.

 

Когда европейцы прибыли в Америку, то увидели, что трафик грузов у ацтеков крайне маленький. Ещё бы - все грузы местные жители носили на себе и ходили пешком. Появление колеса и повозок, запряженный лошадью оживило торговлю в Мехико. Нечто аналогичное происходит сегодня и в сфере информационных технологий. В наше время через сайт http://traf.tv/ легко можно увеличить трафик своего интернет-проекта. Разумеется, здесь трафик проявляется не в тоннах перевезённого груза, а в посещаемости вашего сайта.

 

Хассиг перечисляет не менее четырёх исключительных случаев, когда нарушался данный принцип транспортировки грузов. Тламемеке использовались при доставке дани из отдалённых провинциальных центров в Теночтитлан, военного снаряжения, для помощи почтекатлю (купцу, занимавшемуся внешней торговлей) и, очевидно, при предоставлении общедоступных услуг, востребованных другими слоями общества. Более того, обычаи, касающиеся тламемеке, разнились от одной провинции к другой, отражая скорее всего не столько при-родные условия, сколько роль данной провинции в межрегиональной торговле, политическую ассимиляцию и так далее. В результате расширения империи тламемеке в Ацтекской империи, видимо, обладали большей степенью политического нейтралитета, и данное обстоятельство свидетельствовало о заинтересованности ацтеков в развитии и сохранении межрегиональной торговли.

Хотя причины, заставлявшие людей браться за работу тламеме, были, как правило, безземелье и лишение права заниматься передаваемой по наследству профессией, в ходе расширения Ацтекской империи спрос на рабочую силу вырос, в результате чего ряды тламемеке пополнились, вероятно, за счёт людей, потерявших всё имущество при нашествии ацтеков и других завоевателей. Они работали как организованная по профессиональному признаку группа носильщиков, выработавшая определённые нормы, касающиеся переноски грузов, периодичности привалов и веса ноши в зависимости от расстояния и состояния дороги, и доставляли не только дорогие товары, как, например, какао и золото, но и такие обычные грузы, как кукуруза и хлопок. Благодаря уникальной связи тламемеке с политическими руководителями носильщики приобретали большую ценность для своей семьи, и поэтому их либо отдавали в ученики, либо продавали тем, кто профессионально занимался переноской грузов.

Цитируется по изд.: Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 440-441.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС