Латвиеши
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > >

ссылка на XPOHOC

Латвиеши

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Латвиеши (latvieši; ед.число – latvietis) – самоназвание латышского народа («ие» здесь произносится как дифтонг, специфический для латышского языка, а не как раздельные звуки «и-е»). Синонимом этого слова является название «латвьи» (latvji; ед.число – latvis); ныне это поэтическое обозначение, но до 19-го века было обиходным, а в единственном числе и основным обозначением представителя латышского народа.

Первоначальная форма слова, видимо, была «latīši» (еще без появившегося позже «в» и с длинным «и» вместо дифтонга «ие»), и от этой формы самоназвания произошло русское слово «латыши» (см. латыши). Длинное «и» вместо дифтонга «ие» характерно для восточно-латышских диалектов (см. латгалы, латгальцы), т.е. для племен, наиболее тесно соприкасавшихся с русскими. Появление в слове звука «в», видимо, было связано с тем, что одновременно с самоназванием-этнонимом «latīši» (где «lat» корень, а «īši» – обычное окончание для группы людей, связанных с предыдущим корнем) существовал и топоним «Latva» (где «lat» корень, а «va» – обычное окончание для обозначения местности, связанной с предшествующим корнем). От этого названия местности (страны) позже был образован новый этноним – уже со звуком «в» в его составе – как обозначение жителей этой страны, и он вытеснил прежнее самоназвание. Таким образом, старое самоназвание не было связано с местностью, а только с корнем «лат»; новое же связано с обозначением местности (страны).

Корень «лат» встречался также в формах «лет» (от этой формы, например, немецкое название латыша: der Lette) и в форме «лот» (от этой формы, к примеру, польское обозначение латыша: lotysz), т.е. гласная была бегающей, и основной смысл несли опорные согласные корня: «L-t». Этот корень в древних индоевропейских диалектах обозначал течение, воду или вообще мокрое место (река, озеро, болото), поэтому по всей Европе существует много гидронимов, содержащих корень «L-t» (например, Полтава – это земля «по Лтаве», т.е. по берегам реки Лтавы).

Название «латвиеши» в конечном счете происходит от этого индоевропейского «корня гидронимов», от обозначения воды (кстати, латинов-римлян, видимо, тоже). По гипотезе латышского ученого Константина Карулиса (автора «Латышского этимологического словаря», 1992) существовала когда-то какая-то река, похожая на ту Лтаву, которая дала современное название Полтаве, и от этой реки пошло название области, а потом этноса. Трудности этой гипотезы состоят во-первых, в том, что таких гидронимов было очень много (т.е. и латышских народов тогда должно было быть множество), и, во-вторых, в том, что психологически трудно представить, как гидроним мог стать САМОназванием этноса.

Другую гипотезу выдвинул публицист и исследователь латышской и балтской мифологии Виктор Даугмалис. Согласно этой гипотезе самоназвание не шло непосредственно от гидронима, а посредством культа Латы, существовавшего когда-то среди древних балтов (и, видимо, не только балтов). Раннее самоназвание «latīši», как мы помним, еще не было связанно с местностью, со страной (в отличие от более позднего самоназвания «latvīši»), и, возможно, было самоназванием последователей этого культа. Культ Латы (богини воды и плодородия) включал определенную идеологию, ритуалы, собственную, характерную только для последователей этого культа, систему земледелия. Последователи культов вообще охотно используют центральные элементы своего культа для самоидентификации (например: «христиане»), поэтому с психологической точки зрения гораздо легче предположить, что самоназвание с корнем «лат» произошло от культа, нежели от названия реки. Культ богини Латы (очень похожий на мифологию древних балтов) существует и по сей день в виде небольшой секты в Индии.

Валдис Эгле


Далее читайте:

Латыши, этим словом обозначается коренной народ теперешней Латвии.

Латгалы - древнелатышская народность в восточной части современной Латвии.

Латгальцы (на литературном латышском «latgalieši»; на собственном диалекте «latgalīši») – коренное население восточной части Латвии (Латгалии).

Курши (по-латышски kurši, более древняя форма kursi, ед. число kursis; в древнерусских летописях корсь, кђрсь; немецко-латинское Curones) – балтская народность.

Земгалы - (Земигола), древнее латышское племя в средней части Латвии, в бассейне р. Лиелупе.

Селы - древнелатышский племенной союз, занимавший к 13 в. территорию на юге современной Латвии и соседний район на северо-востоке современной Литвы.

Ливы - финноязычный народ, живший в древности в северных и западных частях современной Латвии.

Штыков Г.В. Формирование полоцких кривичей.

Аполлон КУЗЬМИН. Проблема происхождения славян. 27.04.2009

Ухов Сергей. История Вятки как часть этнической истории восточной Европы. (в статье упоминается понятие  «летьгола».)

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС