Предложения Бернадотта
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ > ДОКУМЕНТЫ 40-Х ГОДОВ XX ВЕКА >

ссылка на XPOHOC

Предложения Бернадотта

1948 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Справка "краткая сводка предложений, содержащихся в докладе Бернадотта, и нашей позиции"

14.11.1948

14 ноября 1948 г.

Секретно

Предложения Бернадотта

(по пунктам) Наши предложения

(по пунктам)

Пункт «а»

В докладе Бернадотта предлагается заменить существующее временное перемирие формальным миром или, по крайней мере, таким перемирием, которое должно сопровождаться либо полным выводом и демобилизацией вооруженных сил, или же созданием между ними широких демилитаризованных зон под наблюдением ООН. Противопоставить этим предложениям Бернадотта наше предложение о немедленном выводе из территории еврейского и арабского государств в Палестине, создание которых предусмотрено решением Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г., всех иностранных войск и иностранного военного персонала.

Предложить также, чтобы Совет Безопасности принял надлежащие меры для недопущения возобновления военных действий в Палестине.

В дополнение к этому следует поддержать предложение об установлении официального мира между арабским и еврейским государствами, создание которых предусмотрено решением Генеральной Ассамблеи от 29 ноября.

Примечание: С нашими предложениями по пункту «а» евреи согласны.

Пункт «b»

О передаче арабам Негева, а евреям Западной Галилеи. Следует возражать против этих предложений Бернадотта, поскольку они ревизуют решение Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года.

Примечание: Евреи категорически возражают против отторжения от них области Негев, но будут настаивать на передаче им Западной Галилеи, которая сейчас заходится в их руках. По сообщению евреев, в вопросе о Западной Галилее они упорствовать не будут, и если обстановка будет неблагоприятной для них, то они в основном отойдут на позиции, предусмотренные решением Генеральной Ассамблеи от 29 ноября, согласно которому Западная Галилея входит в состав арабского государства в Палестине.

Пункт «c»

О предоставлении арабским государствам решения вопроса о судьбе арабской части Палестины (включая Негев), причем должны быть учтены доводы в пользу слияния арабской части Палестины с Трансиорданией с исправлением при этом границ арабской части Палестины с другими арабскими государствами. Следует возражать против этого предложения Бернадотта, т.к. оно ревизует решение Генеральной Ассамблеи от 29 ноября. Кроме того, передача арабской части Палестины и области Негев Трансиордании означала бы поставить примерно 4/5 территории Палестины вновь под контроль англичан.

Примечание: Евреи проявляют склонность пойти на передачу арабской части Палестины Трансиордании в надежде на то, что им удастся договориться с Абдаллахом трансиорданским об оставлении за евреями Негева и Западной Галилеи.

Поддерживать такую позицию евреев не следует. Нужно держаться решения от 29 ноября.

Арабские государства (кроме Трансиордании) также против предложения, содержащегося в докладе Бернадотта относительно передачи арабской части Палестины и области Негев Трансиордании.

Пункт «d»

В докладе Бернадотта предлагается, чтобы ООН дала заверение, что границы между арабской и еврейской территориями будут соблюдаться и могут быть изменены только с согласия заинтересованных сторон. Если будут приняты границы еврейского и арабского государства так, как они определены в резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г., то против пункта «d» предложения Бернадотта не возражать.

Если будут приняты изменения границ, предлагаемые в докладе Бернадотта, то советской делегации в таком случае следует возражать против пункта «d».

Примечание: Евреи по пункту «d» в основном согласны с нами.

Пункты «e» и «f»

— Объявить порт Хайфу, включая нефтеочистительные заводы и конечные пункты нефтепровода, свободным портом.

— Объявить аэропорт Лидду свободным аэропортом с беспрепятственным доступом к нему заинтересованных арабских стран. Если как евреи, так и арабы соглашаются договориться о взаимных уступках, касающихся Хайфы и Лидды, нам возражать против этого не следует.

Примечание: Относительно Хайфы евреи склонны договориться самостоятельно с заинтересованными арабскими государствами о выделении им в Хайфском порту свободной зоны, но на условиях взаимности. При этом евреи подчеркнули, что они, конечно, никоим образом не могут предоставить такой льготы арабским государствам, если в этих странах будет продолжаться бойкот еврейских товаров.

Что касается аэропорта Лидды, то евреи считают, что нет нужды иметь какую-то специальную договоренность о льготах для арабов в этом аэропорту, поскольку, согласно регламенту Международной организации гражданской авиации, пользование аэропортами доступно для всех.

Пункты «g» и «h»

В докладе Бернадотта предлагается установить для Иерусалима международный режим в пределах границ, определенных решением Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г., с предоставлением автономии арабской и еврейской общинам города Иерусалима. Однако характер этого режима в предложениях Бернадотта не уточняется. Имея в виду, что в докладе Бернадотта нет никаких указаний на то, что этот режим должен быть такой, как это определено в резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября, следует полагать, что имеется в виду какой-то другой, измененный международный режим. Настаивать на выполнении резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г., т.е. на установлении над Иерусалимом такого режима, при котором административная власть осуществляется Советом по Опеке.

При этом условии можно согласиться на предложение Бернадотта о предоставлении местной автономии для арабской и еврейской части населения Иерусалима.

Если в процессе обсуждения этого вопроса наметится решение, приемлемое как для евреев, так и для арабов, можно будет в дальнейшем обсудить такое предложение.

Примечание: Евреи возражают против установления над всем городом Иерусалимом международного режима. Они намерены предложить включение Нового города в состав еврейского государства, а Старый город поставить под международный режим, предоставив при этом автономию арабской, еврейской и христианской общинам Старого города. В качестве второй позиции евреи могут согласиться с пока еще неофициальным американским планом установления над Иерусалимом опеки еврейского и арабского государств.

Если евреи выступят с предложением о предоставлении им «коридора» для связи Иерусалима с основной прибрежной частью еврейского государства, эту претензию евреев поддерживать не следует, т.к. «коридор» еще больше осложнит палестинский вопрос.

Если, однако, другие делегации выскажутся в пользу этого предложения и будут шансы на его принятие — нам не возражать.

Пункт «i»

В предложениях Бернадотта предусматривается право арабских беженцев на возвращение домой на территорию еврейского государства и на компенсацию за погибшее или оставленное имущество. Наблюдение за осуществлением этого предложения возлагается на Примирительную Комиссию ООН, создание которой предусматривается в пункте «k» предложений Бернадотта. Можно согласиться с точкой зрения евреев, которые предпочитают вопрос об арабских беженцах обсудить непосредственно с арабами во время мирных переговоров.

Пункт «j»

Предложение Бернадотта предусматривает гарантии политических, экономических, социальных и религиозных прав арабов на еврейской территории, а евреев на арабской территории в Палестине. Наблюдение за осуществлением этих прав и гарантий также возлагается на Примирительную Комиссию ООН. Целесообразно, чтобы вопрос о правах нацменьшинств также был урегулирован между евреями и арабами в ходе мирных переговоров.

Пункт «k»

В этом пункте предложения Бернадотта предусматривается учреждение Палестинской Примирительной Комиссии, ответственной перед ООН и действующей по указанию последней. Нам возражать против создания такой комиссии не следует. Необходимо добиваться, чтобы в состав Примирительной Комиссии вошло хотя бы одно из дружественных нам восточноевропейских государств.

Если в состав Примирительной Комиссии будут вводиться США и Англия, — необходимо добиваться включения в эту Комиссию также и СССР.

Настаивать на ликвидации института Посредника, поскольку продолжение его деятельности в настоящее время представляется нецелесообразным.

Примечание: Евреи не возражают против создания Палестинской Примирительной Комиссии при условии, что она будет иметь чисто совещательные, консультативные функции.

Относительно ликвидации института Посредника евреи согласны с нашим мнением.

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 21в. П. 49. Д. 39. Л. 148—153.

Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Том 1. 1947-1956. 2003.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/


Далее читайте:

Россия в 40-е годы (хронологическая таблица).

Основные события 1948 года (хронологическая таблица).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС