Об интеллигенции
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ > ДОКУМЕНТЫ 30-Х ГОДОВ XX ВЕКА >

ссылка на XPOHOC

Об интеллигенции

1931 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Из доклада секретно-политического отдела ОГПУ

«Об антисоветской деятельности среди интеллигенции за 1931 год» 1)

[10.12.1931]

1931 год характеризуется, в основном, разгромом контрреволюционных организаций интеллигенции, оформившихся в начале реконструктивного периода (к[онтр]р[еволюционные] группы в издательском деле СССР, в кинопромышленности, в краеведении, [в] музейных и археологических обществах) и выявлением нового типа к[онтр]р[еволюционных] формирований интеллигенции, для которых, прежде всего, характерен не только глубоко законспирированный метод антисоветской деятельности, но и сознательная, глубокая зашифровка а[нти]с[оветской] деятельности под маской «идеологической непримиримости», «высокой общественной активности», «безоговорочной преданности партии».

< ... >

Творческие позиции антисоветской интеллигенции 2).

В своей творческой практике антисоветские элементы среди интеллигенции (литература, кинематография) становятся на позиции грубого приспособленчества, политического лицемерия – во имя общественной маскировки, а в ряде случаев и материального благополучия. Вместе с тем создается подпольная литература «для себя», для настоящего «читателя-ценителя» капиталистического общества (реже – выпускаются в печать произведения с сознательно зашифрованным к[онтр]р[еволюционным] смыслом).

Для этой творческой установки весьма характерно обращение члена антисоветской группы литературоведов к обрабатываемым им молодым писателям: «Мои идеологические выступления – это проституция. Надо работать, работать. Нужно писать и класть в портфель; про себя надо не забывать, что завтра будет иное положение. Надо ориентироваться на завтра. Нужно накоплять ценности. Когда завтра вас спросят порядочные люди, – что вы сделали? – вы выложите: пожалуйста, вот то-то и то-то. Нужно создать среду тесную, замкнутую, рабочую. Нужно встречаться, проверять друг друга, поддерживать друг друга, форсировать настроение. Будем бороться за идеологию».

Писатель М.Савичев так рисует свою работу над материалом, собранным во время поездки по провинции: «Виденное страшно, голодно и мучительно. Об этом я напишу для себя, это никогда не увидит свет. Для печатания же нужна красная вода, попробую ее предложить издательству».

Нелегальная литература создана ленинградской антисоветской лит[ературной] группой «Шекспир – Банджо», нелегальные антисоветские произведения имеются у ряда московских писателей и антисоветских писательских групп, зачитываются в «своем кругу». Нелегальную литературу имела группа «констромольцев» («Снайпинг»). Систему литературного двурушничества, сочетания приспособленчества «для продажи» и контрреволюционного творчества «всерьез» (подпольного или с зашифрованным к[онтр]р[еволюционным] содержанием) отчетливо вскрыли «констромольцы» в своих показаниях по делу созданной ими нелегальной литературно-политической группы «Снайпинг». Интересно подпольное стихотворение члена группы Ассанова «Козел отпущения», посвященное мотивировке литературного приспособленчества. Приводим краткие выдержки:

 «Упасть пред чудовищным богом авана

Восстанье на Яве

Стихи о яванцах

О перевыборах:

Докладом взорван

Завод сиял. Гремели хором

Мозолистые голоса...

Я после закончу поэму мою. Под старость...

Цветите ж бананы на избитых дорожках...

Восстали яванцы. Яванцам права...

Летят бумеранги в сплетенья лиан

Стихи переводят в десятках стран.

Редеют отряды английских войск.

Пять тысяч вперед – любое издательство.

Англичане бегут (своя квартира)

Да здравствует рево (автомобиль)

Открывается съезд (объеду полмира)

Утро вечера мудреней».

Для творческих настроений правой кинорежиссуры характерны следующие высказывания.

Режиссер Гавронский (Ленинград): «Причины провалов и нерабочего настроения художественных кадров в кинематографии – целиком в том ужасном состоянии, в котором находится страна. Подумайте, какие ставить картины – опять классовая борьба, опять вознесение до небес партийных органов. Все режиссеры поэтому рвутся на заграничный материал. Я вот поставил недавно „Темное царство“ – пессимистическую картину, которая, бесспорно, разоружает. Картина эта, конечно, несоветская и контрреволюционная. Ее разрешили только в Москве и Ленинграде. На советском материале можно и должно делать только такие картины».

Режиссер Береснев (Ленинград): «Ну и темы, ну и времена. Я не понимаю политики в искусстве, я ненавижу все это. Подумайте, какие темы в кино, в искусстве – тракторостроение, дизелестроение и подобная гадость».

Режиссер Кроль: «Из кино надо бежать. Работать не хочется и невозможно. Ни я, ни один из наших режиссеров не зажигаются этим энтузиазмом – нет его, противно все это. Нам всем надоела классовая борьба».

Носители подобных настроений или проводят «творческий саботаж», или же вступают на путь политического лицемерия, давая творчески бездарные, фальшивые вещи, отталкивающие советского зрителя.

На кинофабрике Белгоскино собралась группа явно антисоветски настроенных режиссеров, политически безграмотных, неталантливых ремесленников. Они достигли «внешнего благополучия», декларируя свою преданность советской власти и ставя псевдореволюционные, «лакированные» картины, внутренне опустошенные и выхолощенные.

Член группы Вейншток так характеризует свою творческую деятельность:

 «Вот делаю постановки. Политически „на ура“ (как это получается, не знаю, – все вокруг не радует). ГРК доволен. Публика не ходит. Я работаю для ГРК. Сметы и сроки в порядке, при всем этом я – первый ударник и общественник, – вот весело».

Режиссер Кресин: «Вообще хорошо бы бежать от этого всего, но быть режиссером пока не так плохо. Делать культурфильмы, чтобы было много лозунгов и чтобы кричали: „Ура, да здравствует“, – это я смогу не хуже других. Таким образом будут и овцы целы, и волки сыты. Я буду революционным режиссером и не буду иметь тех неприятностей, какие имел. Мой вам совет переходить в режиссеры, сейчас это чудное, теплое дело».

Организованная к[онтр]р[еволюционная] деятельность среди интеллигенции (по материалам о ликвидированных в [19]31 г. групп[ах] и орг[анизациях]).

Для крайне правого крыла реакционных кругов интеллигенции характерны религиозно-мистические настроения, охватывающие значительную ее часть и по содержанию и организационно увязывающиеся с философской мистикой буржуазного Запада.

В Москве вскрыта подпольная организация антропософов, состоявшая, главным образом, из педагогов средней и низшей школы и нескольких биб[лиотечных] работников. Идейным вдохновителем и руководителем организации был писатель-мистик А.Белый 3).

Политическое лицо организации и ее руководство достаточно характеризуют следующие записи в дневнике А.Белого: «Не гориллам применять на практике идеи социального ритма. Действительность показывает, что понятие общины, коллектива, индивидуума в наших днях – «очки в руках мартышки», она «то их понюхает, то их на хвост нанижет»... Восток гибнет от безобразия своего невежества. Запад гибнет от опухолей «брюха», но не невежественному Востоку оперировать эту опухоль... Оперировать может умеющий оперировать. Не умеющий – зарезает, – и мы зарезаем себя и Запад.

...Все окрасилось как-то тупо бессмысленно. Твои интересы к науке, к миру, искусству, к человеку – кому нужны в «СССР»?..

Чем интересовался мир на протяжении тысячелетий... рухнуло на протяжении последних пяти лет у нас. Декретами отменили достижения тысячелетий, ибо мы переживаем «небывалый подъем».

Но радость ли блестит в глазах уличных прохожих? Переутомление, злость, страх и недоверие друг к другу таят эти серые, изможденные и отчасти уже деформированные, зверовидные какие-то лица. Лица дрессированных зверей, а не людей.

Ближе к друзьям, страдающим, горюющим, обремененным. Огромный ноготь раздавливает нас, как клопов, с наслаждением щелкая нашими жизнями, с тем различием, что мы – не клопы, мы – действительная соль земли, без которой народ – не народ. Нами гордились во всех веках у всех народов, нами будут гордиться в будущем...

Мы – люди нового сознания – как Ной, должны строить ковчег, и он в усилиях распахнется в космос. Даже гибель земли – не гибель вселенной, а мы – люди вселенной, ибо мы – вселенная».

Организацией было создано несколько подпольных детских кружков, где дети воспитывались в духе мистики. Организация имела связи с заграницей и по Союзу.

В Ленинграде вскрыта антисоветская группа детских писателей, захвативших в свои руки издание детской литературы и под прикрытием «зауми» проводивших мистико-идеалистические установки.

Введенский: «Наша поэтическая заумь, т.е. особая форма стихотворного творчества, принятая в нашей антисоветской группе детских писателей, целиком исходит из мистико-идеалистической философии и активно противопоставлялась нами засилию материализма в СССР. Наша заумь имеет целью отвлечение определенно настроенных кругов от конкретной советской действительности, дает им возможность замкнуться на своих враждебных современному строю позициях».

Туфанов: «Поэтическая заумь использовалась мною как форма, при помощи которой я излагал свои контрреволюционные националистические идеи» 4).

< ... >

Нач[альник] СПО ОГПУ Г.Молчанов

Нач[альник] 4-го отделения Герасимов

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д. 518. Л. 1–25. Заверенная копия. Машинопись.

Примечания

1 В середине 1920-х – начале 1930-х гг. 4-е и 5-е отделения СПО ОГПУ, отвечавшие за работу с творческой и научной интеллигенцией, составляли подобные доклады, как правило, ежегодно. Эти доклады в обязательном порядке направлялись в ЦК ВКП(б), а также руководящим работникам центрального и местных аппаратов ОГПУ. Доклад за 1931 г. был отпечатан в количестве 60 экземпляров и разослан всем членам коллегии ОГПУ, всем полномочным представителям ОГПУ, всем начальникам 4-х отделений СПО местных аппаратов ОГПУ. В ЦК ВКП(б) были отправлены четыре экземпляра: «т. Поскребышеву для т. Сталина, т. Кагановичу, т. Постышеву, т. Молотову».

2 Здесь и далее подчеркнуто авторами.

3 О «деле антропософов» см.: Мальмстад Дж. Андрей Белый и антропософия // Минувшее. Исторический альманах. Т. 6. 1988; Он же. К биографии Андрея Белого // Минувшее. Т. 12. 1993.

4 Приводимые в докладе высказывания арестованных 10 декабря 1931 г. членов кружка последователей В.Хлебникова – «обэриутов» – поэта А.И.Введенского и поэта и ученого-лингвиста А.В.Туфанова взяты из протоколов их допросов. О «деле обэриутов» см.: Разгром ОБЭРИУ: материалы следственного дела. Октябрь. 1992. № 11. При рассекречивании документа из текста изъят псевдоним осведомителя.

Здесь перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/


Далее читайте:

Россия в 30-е годы (хронологическая таблица).

Основные события 1931 года (хронологическая таблица).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС