Главсоцвос
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ > ДОКУМЕНТЫ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА >

ссылка на XPOHOC

Главсоцвос

1928 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Из протокола совещания инспекторов школьного отдела Главсоцвоса

20.12.1928

Повестка дня: об очередных мероприятиях ГСВ по антирелигиозной работе в школе.

Слушали: Очередные мероприятия Главсоцвоса по антирелигиозной работе в школе (докладчик т. Векслер) (см. тезисы).

Прения.

Тов. АМОСОВ говорит о юных безбожниках как активе, который ведет работу. Районные обособленные объединения детей-безбожников не нужны. Лучше устраивать конференции и курсы для детского актива. Во главе дела должны стать бюро юных пионеров; при ячейке комсомола необходимо создавать ячейки безбожников. Отделы народного образования должны держать тесную связь с одной стороны [с] Центр[альным] Союзом Безбожников и быть в курсе его директив, с другой — со всей работой школы по этому вопросу. Если антирелигиозная работа школы пойдет в порядке только разработки программных вопросов — это будет плохо. Нужно воспитывать детей в антирелигиозном духе. Здесь играет роль общественно-полезная работа школы, кружки безбожников. Переподготовку учительства надо шире развернуть в ДРП, на курсах, в базовых школах для пионервожатых. Умелая и хорошая подготовка и повышение квалификации работников по антирелигиозной работе — это один из основных залогов.

Тов. ХАРИТОНОВА. Нам очень мало известно, что делается по этой линии в Союзе Безбожников. Ведомственно подойти к вопросу очень трудно. Это нужно провести внешкольным путем, обязательно с привлечением общественных организаций. Исследовательские институты до сих пор по этим вопросам ничего не дали, и мы принуждены в практической работе начинать с азов, без должной теоретической разработки вопросов. Жизнь не ждет. Мы вынуждены начинать без должной подготовки. Необходимо создать детские секции при Союзе Безбожников и широко охватить школы I и II ступени1.

Тов. СМИРНОВ И.Л. Мероприятия, выдвинутые докладчиком, правильны, нужно дополнить работу мероприятиями научно-исследовательского порядка. Необходимо научное обследование религиозности детей, изучить влияние нашего антирелигиозного воспитания. Нужно дать основы классовой морали в школе в противовес бывшей (заповеди). Надо дать ответ об учителе религиозном и безрелигиозном.

т. ФРАДКИН. Педагог есть центральная фигура в проведении антирелигиозной работы в школе. Надо его превратить в антирелигиозника. Перевоспитание учителя следует повести иным путем, чем было в [19]22 году. Религиозных учителей необходимо убрать, теперь есть, кем их заменить. Малограмотный совпартшколовец-обществовед для нас чаще в этом отношении полезнее высококвалифицированного, но религиозного учителя. Мы очень мало потеряем, если уберем, хотя и квалифицированных, но религиозных учителей. Литература есть, только нужно заставить ее читать и проштудировать учителей. У нас есть родительский актив, партийцы, надо их на это дело привлечь и уметь их использовать.

т. БАРАБАНОВ. Одинаковое наступление на религию в городе и деревне неверно. Бог в городе — одно (бог капиталистов), в деревне другой — феодальной эпохи, а местами, и каменного века. Следовательно, и система антирелигиозного воспитания должна быть разная. Программу надо дифференцировать и уточнить. В деревне вредно начинать с кружка, с лекций, с лобовой атаки. Начинать лучше с пронизывания общеобразовательных предметов антирелигиозными моментами. Учитель в этой области очень слаб и как следует не вооружен. Необходимо его вооружить. Нужно НКП разработать конкретные методы антирелигиозной работы, как в городской, так и в деревенской школе. Нужно подобрать и создать литературу, ввести в педагогические техникумы методику антирелигиозной работы в школах.

Опыты, лекции, беседы надо проводить не только в школе, но их надо перенести в клубы, в избы-читальни. Агропункты и ветеринарные пункты надо также использовать и направить в русло антирелигиозной работы.

В вузах сейчас изучается методика антирелигиозной пропаганды. Методологией занимаемся, а методики не знаем. Нажимать надо по всем фронтам, а не только в школе. Серьезной антирелигиозной литературы нет. Нужно дать выдержки Маркса, Ленина и Энгельса и других основоположников марксизма в хорошей методической обработке.

т. СТЕПАНОВ. По антирелигиозному вопросу школы не имеют конкретного материала, у них есть только общие указания. Задачу приняло передовое учительство, но оно не подковано, остальное учительство ждет циркуляров. Программа ГУСа должна быть дополнена и конкретизирована в этом направлении и в направлении задач, стоящих сейчас перед школой в области антирелигиозной работы.

В программе не подчеркнуто значение труда, спасающего человека от холода, голода и т.д. Надо учесть реакции крестьянской среды. Относительно замены и снятия учительства нужно быть осторожным. Опыты прошлых лет нужно учесть.

т. ПИСТРАК. Слова т. Бара[ба]нова о городском и деревенском боге, о их происхождении правильны. В нашей работе это имеет значение. У нас методики антирелигиозной работы нет, но этой методики ни у кого нет. Нужно ее выработать, кому — это вопрос. Программу тоже, конечно, нужно приспособить. Имеющиеся методики неудачны, требуют усовершенствования. Антирелигиозную работу должна вести не только одна школа и учитель, но все организации, действующие в этом направлении. Перебороть административным путем религиозность учительства невозможно, некем их заменить, другие, новые, будут не лучше. Явно и активно религиозных учителей, конечно, надо сменить, да они уже смещены и смещаются. Но это не так просто и легко. В ряде губерний 85 % учителей связаны с семьями попов. Снять их — значит, оголить школу. Их надо переводить, отделить от семей попов. Учителей же, могущих вести антирелигиозное воспитание, мы еще не подковали. Необходимо изучить учительство. Его состав далеко не однороден. В учительстве есть расслоение.

т. ЗЛОТАРОВИЧ. Учительство идет на эту работу, но у него нет методики. Насколько мне известно из практики Института методов школьной работы, естественники, физики и химики в этой работе прокладывают путь, но общественники отстают. Надо дать учительству руководство. Вести нужно антирелигиозную работу среди родителей. В антирелигиозном вопросе учительство находит себе материал в биологии, но этого мало. Нужны хорошие методические руководства, и литература, как для учителей, так и для детей. Антирелигиозная работа должна быть увязана с программой, вся работа и в этой области должна быть учтена. И в старой литературе есть достаточно материала для этой работы, но его надо выявить и соответствующим образом обработать. Необходимо в Москве на базах сосредоточить эту работу и оживить путем выставок, рекомендательных списков и т.д.

В Институте методов школьной работы с нынешнего года началась работа, собираются опыты учителей по этой линии, чтобы их обработать и обобщить.

т. ДИКАРЕВ. В работе по антирелигиозному воспитанию нет единства, полный разброд. Каждый работает по-своему: Наркомпрос, МОНО, Союз Безбожников, Институт и т.д. Учительство берется за работу, но ему нет помощи. В программах нет ясности, их надо расшифровать и активизировать в этом направлении. Необходимо объединить методическую работу всех учреждений и создать единое руководство по антирелигиозной работе для учителя. Нужно приспособить книги, учебники, конкретизировать этот вопрос в программе. Нужны соответствующие учебные пособия. Нужно использовать для этой цели клубную работу в школе, необходимо создать соответствующие художественно обработанные пьесы. НКП нужно заниматься над созданием руководств и методических пособий, удовлетворяющих потребности в этом направлении.

Антирелигиозное воспитание необходимо вести с раннего дошкольного возраста. Начать работу следует с учета потребностей и представлений ребят.

т. ВСЕСВЯТСКИЙ. Я боюсь, что антирелигиозная работа школы пойдет формально, казенно, а, по существу, надо врага бить обходным путем, выявить его, и не дать ему возможности уйти в подполье. Нужно дать учительству хорошее практическое руководство. Оно в таком руководстве нуждается. Изолированно нельзя вести работу, она будет ценна тогда, когда пойдет на базе других вопросов, в частности, на базе естествознания. Что требуется? Прежде всего, необходимость:

а) увязать антирелигиозную работу с классовым воспитанием детей;

б) обратить особое внимание на бытовую обстановку, на бытовое окружение ребенка. Надо пойти по линии замены усвоенных рефлексов;

в) всю работу объединить с общественно-трудовым воспитанием, выявляя положение, что религия и ее расцвет в нашей слабости перед природными явлениями;

г) в основу положить научно-материалистическое мировоззрение и действовать единым общим фронтом, не начинать с докладов или лекций, а пропитать всю школьную работу антирелигиозной направленностью.

т. ЭПШТЕЙН. К школе сейчас предъявлен большой социальный заказ: антирелигиозный вопрос, подъем урожайности, интернациональное воспитание, химизация страны. Если мы пойдем по пути кампании, то подвергаем школу опасным экспериментам и лично не дадим ей по существу. Школа вообще должна быть интернациональная, антирелигиозная и т.д. Все содержание школы должно быть подчинено этому, и потому все внимание должно быть сосредоточено в программах. Надо их пропагандировать и четко подчеркнуть те моменты, которые будут способствовать выполнению социалистического заказа. Нужно, чтобы из нашей школы выходил ученик не нейтральный, а антирелигиозник, интернационалист, борец за рабочее дело и т.д. Что же сейчас надо сделать?

1) Пересмотреть внимательно программы, ни на минуту не забывая о перестройке их под углом зрения включен[ия] в них и подчеркивания антирел[игиозных] момен[тов]; 2) дать методическое письмо по схеме: 1) общие принципы (Маркс, Ленин, Энгельс); 2) религия и текущий момент (от религии к политике); 3) организационные моменты; 4) отношение к религиозному учителю; 5) роль общественности (комсомол, пионер); 6) отражение в программах (дать 2–3 примера, показать из опыта); 7) о методах работы (наблюдения по естествознанию, опыты, экскурсии, наши достижения, труд не … , а трудом, хозяйственные достижения); 8) роль художественного воспитания в антирелигиозной работе (школа должна противопоставить интересное и яркое против религии); 9) библиография, художественная литература. Теперь, что касается лозунга «выкидывать религиозного учителя из школы», то это создат[ь] катастрофу.

На религиозных учителей не административно надо действовать, а через общественные организации. Конечно, активно религиозных следует устранить. Необходимо так повести дело, чтобы сама учительская общественность не терпела в своей среде религиозных учителей.

т. ЛИЛИНА. В работе надо не качаться, а вести твердую линию последовательно. Будет чересчур резко, если мы начнем создавать панику. Надо уметь делать вывод из программы и научить этому учителя. Для учителя не длинные письма нужны, а указания об уклоне. Кампании вести нельзя, так как они создают формальный подход к делу. Учителей выбрасывать нельзя, а нужно научить их работать, делать выводы. В антирелигиозной работе успех не в кружковой работе, а в повседневной и систематической работе. Литературы крайне мало, что есть — ее нельзя рекомендовать. Тенденциозная литература — такой большинство по этому вопросу — не достигает цели и не достигнет. Надо дать издательствам задания о создании художественной литературы.

т. СИКАЧЕВ. Учащиеся ни в какой степени не религиозны. По их представлениям, праздники — это блины, пирожки и т.д. Среди учительниц еще много религиозных, особенно, среди пенсионеров. Среди нового учительства и сейчас работающего число религиозников все уменьшается.

С мужиками говорим прямо, что бога нет, и страшного не случается. С учениками в процессе разработки тем свободно можно развивать антирелигиозные вопросы, по темам можно дать разработки к концу года. Явно активных религиозников учителей-стариков надо отстранить.

Постановили: Тезисы доклада в основном принять, с добавлением в них предложений, высказанных в прениях, и внести на утверждение президиума Главсоцвоса.

ГАРФ. Ф. А-1575. Оп. 10. Д. 434. Лл.115–116об. Копия.

Здесь перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/  


Далее читайте:

Россия в 20-е годы (хронологическая таблица).

Основные события 1928 года (хронологическая таблица).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС