Запорожец Александр Владимирович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ З >

ссылка на XPOHOC

Запорожец Александр Владимирович

1905-1981

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Владимирович Запорожец

Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) - советский психолог, ученик Л. С. Выготского. Биография. Окончил в 1930 г. педагогический факультет 2-го МГУ. Работал в качестве лаборанта у А. Р. Лурия. С 1931 г. работал сначала старшим ассистентом, затем заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии, доцентом и заведующим кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М. Горького. В первые годы Великой Отечественной войны работал в госпитале, в 1943 г. преподавая на отделении психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР. В 1959 г. защитил докторскую диссертацию по педагогике. Член-корреспондент АПН РСФСР (1959). С 1960 г. профессор и директор Института дошкольного воспитания AIIH СССР. Исследования. В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе, занимался вместе с А. Н. Леонтьевым проблемой возникновения психики в филогенезе. Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», с помощью которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. Им были выделены следующие этапы формирования перцептивных действий: 1. Материальные действия с предметами, в которые встроены ориентировочно-исследовательские действия. 2. Сенсорный процесс превращается в перцептивное действие, которое обслуживает отдельное ориентировочно-исследовательское действие. 3. Свертывание перцептивного действия. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Великой Отечественной войны.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 202.


Сочинения:

Восстановление движений. М., 1945 (совм. с А. Н. Леонтьевым); Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 1947. № 8; Психология. М., 1955; Развитие произвольных движений. М., 1960; Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986; Психология действия. М.; Воронеж: МПСИ, 2000. Литература. Елагина М. Г., Рузская А. Г. Выдающийся советский психолог// Советская педагогика. 1988. № 3.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС