Екатерина II
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Е >

ссылка на XPOHOC

Екатерина II

1729-1796

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Екатерина II

Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825).
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794.
Репродукция с сайта http://lj.rossia.org/users/john_petrov/ 

Сама сочиняла

Екатерина II (21.04[2.05].1729—6[17].11.1796), императрица. Екатерина II выступала как автор политических трактатов («Наказ, данный комиссии о сочинении проекта нового Уложения», 1767), издательница журналов («Всякая всячина», 1769; «Собеседник любителей российского слова», 1783—84), как драматург (комедии «О время!», «Именины г-жи Ворчалкиной», «Г-жа Вестникова с семьей», 1772; «Обманщик», «Обольщенный», 1785, «Шаман Сибирский», 1786; ряд комических опер), историк («Записки касательно российской истории»), а также как детская писательница («Сказка о царевиче Хлоре», «Сказка о царевиче Февее», 1782). Екатерина II выдвигает на первое место в своих сочинениях нравственный элемент — вкоренение в душе справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. В то же время она требует, чтобы умственная и физическая стороны воспитания получали надлежащее развитие. Лично ведя воспитание своих внуков до семилетнего возраста, она составила для них целую учебную библиотеку. Для вел. князей были написаны Екатериной и «Записки касательно российской истории». В чисто беллетристических сочинениях, к которым принадлежат журнальная статья и драматические произведения, Екатерина II является гораздо более оригинальной, чем в сочинениях педагогического и законодательного характера. Указывая на фактические противоречия идеалам, существовавшие в обществе, ее комедии и сатирические статьи должны были в значительной мере содействовать развитию общественного сознания, делая более понятными важность и целесообразность предпринимаемых ей реформ. Начало публичной литературной деятельности Екатерины II относится к 1769, когда она явилась деятельной сотрудницей и вдохновительницей сатирического журнала «Всякая всячина». Покровительственный тон, усвоенный «Всякой всячиной» по отношению к др. журналам, и неустойчивость ее направления вскоре вооружили против нее все тогдашние журналы; главным противником ее явился смелый и прямой «Трутень» Н. И. Новикова. Резкие нападки последнего на судей, воевод и прокуроров сильно не нравились «Всякой всячине»; кем велась в этом журнале полемика против «Трутня» — нельзя сказать положительно, но достоверно известно, что одна из статей, направленных против Новикова, принадлежит самой императрице.

В промежуток между 1769 и 1783, когда Екатерина II снова выступила в роли журналиста, ею было написано 5 комедий, и между ними лучшие ее пьесы: «О время!» и «Именины г-жи Ворчалкиной». Чисто литературные достоинства комедий Екатерины II невысоки: в них мало действия, интрига слишком несложна, развязка однообразна. Написаны они в духе и по образцу современных ей французских комедий, в которых слуги являются более развитыми и умными, чем их господа. Но вместе с тем в комедиях Екатерины II выводятся на посмеяние чисто русские общественные пороки и являются русские типы. Ханжество, суеверие, дурное воспитание, погоня за модой, слепое подражание французам — вот темы, которые разрабатывались Екатериной II в ее комедиях. Темы эти были намечены уже ранее русскими сатирическими журналами 1769 и, между прочим, «Всякой всячиной»; но то, что в журналах представлялось в виде отдельных картин, характеристик, набросков, в комедиях Екатерины II получило более цельный и яркий образ. Типы скупой и бессердечной ханжи Ханжахиной, суеверной сплетницы Вестниковой в комедии «О время!», петиметра Фирлюфюшкова и прожектера Некопейкова в комедии «Именины г-жи Ворчалкиной» принадлежат к числу наиболее удачных в русской комической литературе XVIII столетия. Вариации этих типов повторяются и в остальных комедиях Екатерины II. К 1783 относится деятельное участие Екатерины II в «Собеседнике любителей российского слова», издававшемся при Академии наук, под редакцией кн. Е. Р. Дашковой. Здесь Екатерина II поместила ряд сатирических статеек, где было, по-видимому, сатирическое изображение слабостей и смешных сторон современного императрице общества, причем оригиналы для таких портретов нередко брались государыней из среды приближенных к ней лиц. Скоро, однако, «Были и Небылицы» стали служить отражением журнальной жизни «Собеседника». Екатерина II была негласным редактором этого журнала; как видно из переписки ее с Дашковой, она прочитывала еще в рукописи многие из статей, присылавшихся для помещения в журнале. Некоторые из этих статей задевали ее за живое: она вступала в полемику с их авторами, нередко вышучивала их. Для читающей публики не было тайной участие Екатерины II в журнале; по адресу сочинителя «Былей и Небылиц» нередко присылались статьи и письма, в которых делались довольно прозрачные намеки. Екатерина II старалась по возможности сохранить хладнокровие и не выдать своего инкогнито; один лишь раз, разгневанная «дерзкими и предосудительными» вопросами Фонвизина, она настолько ярко выразила свое раздражение в «Былях и Небылицах», что Фонвизин счел необходимым поспешить с покаянным письмом. Кроме «Былей и Небылиц», Екатерина II поместила в «Собеседнике» несколько мелких полемических и сатирических статеек, по большей части осмеивавших напыщенные сочинения случайных сотрудников «Собеседника» — Любослова и гр. С. П. Румянцева. Одна из таких статей («Общества незнающих ежедневная записка»), в которой кн. Дашкова увидела пародию на заседания только что основанной, по ее мысли, Российской академии, послужила поводом к прекращению участия Екатерины II в журнале.

В последующие годы (1785—90) Екатерина II написала 13 пьес, не считая драматических пословиц на французском языке, предназначавшихся для эрмитажного театра. Масоны уже давно привлекали внимание Екатерины II. По ее словам, она подробно ознакомилась с громадной масонской литературой и не нашла в масонстве ничего, кроме «сумасбродства». Пребывание в Петербурге (в 1780) Калиостро, которого она называла негодяем, достойным виселицы, еще более вооружило ее против масонов. Получая тревожные вести о все более и более усиливавшемся влиянии московских масонских кружков, видя среди своих приближенных многих последователей и защитников масонского учения, Екатерина II решила бороться с этим «сумасбродством» литературным оружием и в течение двух лет (1785—86) написала 3 комедии («Обманщик», «Обольщенный» и «Шаман Сибирский»), в которых разоблачала и осмеивала масонство. В комедии «Обольщенный» встречаются жизненные черты, напоминающие московских масонов. «Обманщик» направлен против Калиостро. В «Шамане Сибирском» Екатерина II сравнивала масонское учение с шаманскими фокусами. Несмотря на критику, масоны продолжали обманывать людей, и, чтобы нанести им решительный удар, императрица прибегла уже не к кротким способам исправления, как называла она свою сатиру, а к крутым и решительным административным мерам. К указанному времени, по всей вероятности, относится и знакомство Екатерины II с Шекспиром, во французском или немецком переводе. Она переделала для русской сцены «Виндзорских проказниц». В подражание историческим хроникам Шекспира она сочинила 2 пьесы из жизни Рюрика и Олега. Главное значение этих исторических представлений заключается в тех политических и нравственных идеях, которые Екатерина II вкладывала в уста действующих лиц. Разумеется — это мысли самой Екатерины II. В комических операх Екатерина II не преследовала никакой серьезной цели: это были обстановочные пьесы, в которых главную роль играла сторона музыкальная и хореографическая. Сюжеты для опер взяты, по большей части, из народных сказок и былин, известных ей по рукописным собраниям. Лишь «Горе-богатырь Косометович», несмотря на свой сказочный характер, заключает в себе элемент современности: эта опера выставляла в комическом свете шведского короля Густава III, открывавшего в то время неприязненные действия против России, и была снята с репертуара тотчас же по заключении мира со Швецией. Французские пьесы Екатерины II, т. н. «пословицы» — небольшие одноактные пьески, сюжетами которых служили, по большей части, эпизоды из современной жизни. Большого значения они не имели, повторяя темы и типы, уже выведенные в др. комедиях Екатерины II. Сама Екатерина II не придавала значения своей литературной деятельности. «На мои сочинения, — писала она Гримму, — смотрю как на безделки. Я люблю делать опыты во всех родах, но мне кажется, что все написанное мной довольно посредственно, почему, кроме развлечения, я не придавала этому никакой важности».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Вернуться на главную страницу Екатерины II

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС