Вдовина Раиса Дмитриевна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Вдовина Раиса Дмитриевна

р. 1933

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Раиса Дмитриевна Вдовина

Вдовина Раиса Дмитриевна [22.6.1933, Ленинград] — поэт. Ее мать работала швеей на фабрике им. Володарского, отец был мастером на заводе; он оставил семью, когда Вдовиной было 4 года. В начале Великой Отечественной войны, когда детей организованно вывозили из города, В. оказалась в интернате: несколько лет жила в уральской деревне, училась в сельской школе в Челябинской области; среднюю школу окончила в Ленинграде.

В 1951 поступила в институт иностранных языков на английское отделение, но со 2-го курса ушла, отдав предпочтение Художественному училищу, которое тоже не окончила. Поэт и художник всю жизнь соперничали в ее душе; больше везло поэту. В итоге Вдовина окончила заочное отделение Московского полиграфического института (1966) по специальности книжная графика, параллельно с учебой и после окончания института работала художником-гравером и живописцем на заводе художественного стекла, в переплетном цехе «Печатного двора», художником в военно-медицинском музее, в художественном-конструкторском бюро, смотрителем в зоопарке.

Несомненная талантливость и «противоречивость» (так это называлось тогда) первых же поэтических опытов Вдовиной привлекли внимание критики и старших товарищей по ремеслу; это же породило и серьезные трудности для публикации. Рукопись первой книги Вдовиной, представленная в издательство «Советский писатель», вызвала неоднозначные отзывы. И.Авраменко, отмечая бесспорную одаренность Вдовиной, строго порицал ее за «непереваренный» поток впечатлений, «непочтительность и цинизм» идеологически не проработанных зарисовок с натуры, излишний драматизм переживании — непозволительную «растерянность опутанного страстями человека»; а еще за «вызывающе грубый стиль» и неприкрытую искренность — все, что не может «служить коммунистическому воспитанию народа». Образцом «цинизма» и «грубости» приводилось стихотворение «Дед»: крутая судьба деревенского предка, одиноко и страшно умиравшего в поле, на пашне. «Кончался дед, как та деревня, / Что в сарафане и в лаптях». Натурализм деревенского быта представлялся тогда как «национализм»: изба, «где был чугун с ухватом, / С горшками в молоке парном / И с самоваром тем брюхатым / На краской лавке под окном». «Дед» был напечатан в первой большой подборке стихотворений Вдовиной, с рекомендацией поэта С.Орлова, в газете «Литературная Россия» (10 дек. 1965), однако впоследствии ни одну книгу Вдовиной не включался.

Очищенная от острых впечатлений и «грубых» подробностей, первая книга Вдовиной «Зеленые купола» вышла в 1968. Рекомендуя книгу к изданию, С.Ботвинник подчеркивал присущие стихам Вдовиной зримость и непосредственность, своеобразную угловатость не только образов, но и чувств.

Вторая книга Вдовиной «На белом поле» появилась спустя 7 лет. М.Дудин, представляя ее, одобрительно отмечал «опыт познания жизни» и чувство сопереживания, которые делают поэта истинным выразителем времени.

Имея в виду третью книгу Вдовиной «Черемуха», Г.Горбовский признавался (во внутренней рецензии), что после утомительного чтения многочисленных «нормальных» стихов эта книга — как целительная встреча с творчеством настоящего поэта, воспитанного «городом дивных поэтических традиций»: стихи горячие и красивые, даже когда выглядят угловатыми, как бы недоработанными, в них поэтические детали «вспыхивают, ударяя нас по глазам и ушам». Художник виден в острой и точной образности стиха. В то же время, высоко оценивая в целом книгу «Черемуха», критик Н.Банк желает поэту «большей социальной четкости» и определенности «в создании средствами лирики картины современного мира».

От книги к книге Вдовина по-своему прорисовывает сюжет, выстраивая свой путь развития личности — в поэтическом восприятии жизни — от романтически возвышенного поиска душевной гармонии к постижению повседневной истины, к поэзии обыденного, без высоких слов и торжественных эпитетов. Это ощутимо в книге «Окна на север» (1985).

Итогом 20-летней работы Вдовиной явился сборник «Высокая вода», завершивший в конце 1980-х не только творческий — исторический период прожитой жизни. Случившийся в стране перелом — социальный и нравственный — вывел Вдовину на другую орбиту. С поэтом изначально аполитичным, не знавшим ни модных, ни диссидентских всплесков, далеким от трибунных страстей, произошла, казалось бы, неожиданная метаморфоза. От безопытной и внесоциальной, «чистой» в своем роде поэзии, где царило высокое чувство единения с природой и городом, Вдовина круто шагнула в жестокий мир новой реальности. Неизменным осталось бескомпромиссное кредо художника: «Есть высший подвиг — быть самим собою». Нахлынувший образ жизни, холодной и беспощадной, вдохнул в поэзию Вдовиной не столько протест, сколько трезвость представления о жизни в «общедоступном» кругу; взгляд из возраста, когда не ждут утешений и не тешатся надеждой, когда уже нет места для суеты. Три книги последних лет, изданные тиражом в несколько сот экземпляров,— стихи о поколении, которому новая реальность провела черту за порогом. В них звучит последняя, нескончаемая любовь к жизни во всяком ее проявлении — к самой живой стихии: город ли это — в безликом его районе, с «железными елками» линии электропередач, «ушедшие» ли с любимой набережной тополя, «меньшие братья» или просто ночные прохожие. Любовь на грани катастрофы, попытка противостоять замерзанию чувств с помощью странной смеси печального юмора с дерзким высоким стилем, когда темный подвал с бездомными кошками, «узниками прогресса», сквозь боль сострадания видится сродни освенцимской печи. Чувство вины поэт берет на себя. Прежде словно бы замкнутая душа отважно раскрывается навстречу пугающему существованию, готовая защитить слабеющего и сохранить хотя бы чувство собственного достоинства в человеке.

Г.М.Цурикова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 354-356.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Зеленые купола: стихи. Л., 1968;

На белом поле: стихи. Л., 1975;

Черемуха: стихи. Л., 1980;

Окна на север: стихи. Л., 1985;

Высокая вода: стихи. Л., 1988;

Привычные предметы: стихи. СПб., 1995;

Две книги стихов. СПб., 1997;

Есть бытие: стихи. СПб., 2001.

Литература:

Рожанковская И. Раиса Вдовина: Зеленые купола // День поэзии. Л., 1968;

Орлов Вл. Побеги травы // Аврора. 1975. №2. С.67-68;

Малярова И. Всегда течет живой ручей // Нева. 1976. №5;

Мазья М. Вкус черемухи... // Смена. 1980. 24 сент.;

Банк Н. Дом поэта // Нева. 1980. №9;

Ходоров А. Глубокие корни // Ленинградская правда. 1985. 22 окт.;

Кононов И. Поэзия обыкновенного // Нева. 1986. №4;

Цурикова Г. Плести из жизни кружева // Нева. 1996. №4.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС