Аполлинарий Михайлович Васнецов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Аполлинарий Михайлович Васнецов

1856-1933

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Васнецов Аполлинарий Михайлович

Васнецов Аполлинарий Михайлович (25.07.1856-23.01.1933), живописец и график, археолог и театральный художник, академик (1900), действительный член Петербургской Академии художеств (1903). Происходил из семьи сельского священника Вятской губ. Живописи учился у своего старшего брата Виктора Михайловича, В. Д. Поленова и И. Е. Репина. В 1888 вступил в творческое Товарищество художников-передвижников, один из учредителей творческих объединений “36 художников”, “Союза русских художников” и “Общества художников-реалистов”. В 1890-х обратился к изучению истории и археологии Москвы, создал эпические виды старой Москвы: “Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот”, “На крестце в Китай-городе”, а также пейзажи Подмосковья и Урала. Автор статей по истории и археологии Москвы и Подмосковья, путевых заметок, составленных во время путешествий по Уралу и Кавказу. Выполнил эскизы декораций к поставленным в Большом и Мариинском театрах операм “Садко”, “Сказание о невидимом граде Китеже”. С 1918 — председатель Комиссии по изучению старой Москвы.

В.А. Федоров

Русское небо


Н. Д. Кузнецов. Портрет
Аполлинария Михайловича Васнецова. 1897 г.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856, с. Рябовo Вятской губ. - 1933, Москва) - художник. Родился в многодетной семье священника. В 1866 - 1872 В. учился в Вятском духовном уч-ще, т.к. дети священников обучались там бесплатно и это был единственный способ небогатой семьи дать детям образование. В 13 лет В. остался сиротой, но страсть к рисованию, проявившаяся очень рано, и пример старшего брата В.А. Васнецова позволили ему безошибочно определить свое призвание. Первым его учителем был Э.Ф. Андриолли, живописец, сосланный в Вятку за участие в польском восстании 1863. В. вспоминал его всю жизнь с благодарностью "не только за его уроки рисования, но и за то стремление к честности, свободе и справедливости", к-рые заложил в нем этот человек. В 1872 В. переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и др. передвижниками.

Эскиз А.М. Васнецова: «Вероятный вид Воронежа с московской стороны в XVII веке»

В 1875 вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального уч-ща, чтобы иметь право на поступление в академию, но подружился с сосланным Ф.Ф. Павленковым, для к-рого иллюстрировал книжки, увлекся народническими идеями. Сдав экзамен на звание учителя, уехал в с. Быстрину Орловской губ., рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа. Убедившись на собственном опыте в несостоятельности теорий народничества, в 1878 В. уехал в Москву, к брату, с тем чтобы заниматься только искусством. Много работая, В. выставлял свои произведения на выставках передвижников. В 1883 пейзаж В. "Серый денек" приобрел для своей галереи 17. М. Третьяков. В 1880 - 1890 В. много путешествовал по Северу я Уралу. Художник М.В. Нестеров писал о созданных В. в это время работах: "Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги". В 1898 он отправился во Францию, Италию и Германию знакомиться с искусством этих стран и продолжал много работать. В 1903 В. был избран действительным членом Академии художеств. Его полотна "Кама", "Тайга", "Северный край", "Озеро" свидетельствуют о ярком таланте пейзажиста. В конце XIX - нач. XX в. В. создал полотна и рисунки, посвященные истории Москвы. К этим работам его подтолкнуло не только любование "башнями, стенами и соборами", но и получение заказов на создание эскизов декораций для Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. А.Н. Бенуа писал о его исторических картинах: "Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении". В. приобрел известность как ученый-археолог и искусствовед: в 1900 стал членом Комиссии по сохранению древних памятников при Моск. археологическом обществе, которое под разными названиями существовало до 1930; в 1918 - -1929 В. был председателем Комиссии по изучению старой Москвы. В последние годы жизни писал пейзажи. Последняя картина "Шум старого парка" (1926) - -романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника. После его смерти в 1933 в Третьяковской галерее состоялась посмертная выставка его работ.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Семиверхая угловая башня Белого города в XVIII веке. 1924 г.


Далее читайте:

Владислав Бахревский. Деревянное кружево под куполами: Аполлинарий Васнецов.

Художники (биографический справочник).

Подробнее читайте в Сети :

Сайт http://vasnec.ru/ - о русском художнике Аполлинарии Васнецове. Галерея картин, биография художника, воспоминания современников.

Литература:

Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856 - 1933. М., 1983

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС