Васильев Павел Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Васильев Павел Александрович

1929-1990

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Васильев Павел Александрович

Васильев Павел Александрович (7.08.1929—10.05.1990), писатель. Родился в д. Троши Псковской обл. С детства жил в Ленинграде, поступил в школу, весной 1941 выехал в псковскую деревню к родным и с началом войны оказался на оккупированной территории. Васильев провел в оккупации 3 года, видел борьбу партизан с захватчиками, расстрелы стариков и детей, был свидетелем того, как отказавшихся переселиться за резервную линию обороны «Пантера» гитлеровцы уничтожали целыми деревнями. В 1955 закончил Ленинградский электромеханический институт. В 1972 защитил кандидатскую диссертацию.

К литературному творчеству Васильев обратился из потребности рассказать о жестоких картинах войны, свидетелем которых он был, о том, что волновало и мучило. Первая публикация — рассказ «Парень в кепке» в сборнике молодых авторов «Начало пути» (1960). Произведения Васильева воссоздают страшные и героические картины оккупации. Васильев рассказывает о том, чему сам был свидетелем. Кончина его прабабушки, которую немцы сожгли живьем в 1943, описана в повести «Выбор». Мужество, несгибаемая воля народа воплощена в образе Ивана Реброва — героя одноименной повести, прообразом которого послужил дядя писателя (1972). Для Реброва, перенесшего немало тягот и до войны, с приходом немцев невыносимо положение раба на собственной земле, и он становится участником сопротивления. Детективный сюжет повести «От прямого и обратного» — не самоцель, а возможность для психологического раскрытия судьбы человека, ставшего предателем. Писателя интересуют истоки падения человека. Остро драматичны военные рассказы «Весной, после снега», «Пятый рот».

Главный вопрос, которым задаются многие герои Васильева, — смысл человеческого существования, смысл страданий: «За что жизнь меня так?», «Зачем человеку дается жизнь?». Ответ писатель находит в гуманистическом принципе: «Надо жить для людей, для добра» («От прямого и обратного»). Критики отмечают точный, образный язык прозы Васильева. Среди ее достоинств — достоверность, «неожиданность ситуации, композиционного поворота… умение автора проследить за внутренней логикой развития характера… русского характера» (В. Веселов). Пейзажи Васильева психологичны, «очеловечены», связаны с развитием сюжета. Сборник «Весной, после снега» (1972) — поэтическая, чистая книга «о замечательных людях, сильных духом своим, традициями, любовным отношением к Родине, к земле, к труду» (Е. Кутузов).

«Сберегли ли мы в сохранности все самое хорошее, завоеванное такими страданиями, лишениями, каких не ведал в мире никто?» — спрашивает герой повести «Судома-гора» (1982) друга военного детства, с которым не виделся 40 лет. Это одновременно и вопрос автора к своему поколению, к самому себе. Нравственные проблемы ставятся и в др. рассказах книги: «По деревне шла и пела», «Фокус-покус», «Небольшая история». Рассказы и повести писателя «и о деревне, и о городе, и о школе, и о детстве, и о любви, и о старости объединяет авторское чувство доброты к честным трудовым людям» (С. Воронин). Книги Васильева несут добро, свет, любовь к людям и своей земле.

Любомудров А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Васильев Павел Александрович [7.8.1929, д.Троши Псковской обл.— 10.5.1990, Ленинград] — прозаик.

С детства жил в Ленинграде, поступил в школу, весной 1941 выехал в псковскую деревню к родным и с началом войны оказался на оккупированной территории. Васильев провел в оккупации 3 года, видел борьбу партизан с захватчиками, расстрелы стариков и детей, был свидетелем того, как отказавшихся переселиться за резервную линию обороны «Пантера» гитлеровцы уничтожали целыми деревнями. После освобождения Псковского края вернулся в Ленинград, в 1947 поступил в судостроительный техникум, затем учился в институте связи им. Бонч-Бруевича, электротехническом институте им. Ульянова (Ленина), по окончании которого (1955) работал в НИИ.

В 1972 защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. Автор восьми изобретений, нескольких научных работ.

К литературному творчеству Васильев обратился из потребности рассказать о жестоких картинах войны, о том, что волновало и мучило. Занимался в литературном кружке при Лениздате. Первая публикация — рассказ «Парень в кепке» в сборнике молодых авторов «Начало пути» (1960). Рассказы, повести печатались в сборниках «Точка опоры» и «Молодой Ленинград», в журналах «Аврора», «Нева», «Звезда», «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Костер». Первая книга «Парень в кепке» вышла в 1971, впоследствии Васильев издал еще 12 книг повестей и рассказов. По сценарию Васильева снята кинокартина «Кадкина всякий знает» («Ленфильм», 1977).

Первые произведения Васильева воссоздают страшные и героические картины оккупации. В. рассказывает о том, чему сам был свидетелем. Кончина его прабабушки, которую немцы сожгли живьем в 1943, описана в повести «Выбор». Мужество, несгибаемая воля народа воплощены в образе Ивана Реброва — героя одноименной повести (1972), прообразом которого послужил дядя писателя. Для Реброва, перенесшего немало тягот и до войны, с приходом немцев невыносимо положение раба на собственной земле, и он становится участником сопротивления. Детективный сюжет повести «От прямого и обратного» — не самоцель, а возможность для психологического раскрытия судьбы человека, ставшего предателем. Писателя интересуют истоки падения человека. Остро-драматичны военные рассказы «Весной, после снега», «Пятый рот».

Главный вопрос, которым задаются многие герои Васильева,— смысл человеческого существования, смысл страданий: «За что жизнь меня так?», «Зачем человеку дается жизнь?» Ответ писатель находит в гуманистическом принципе: «Надо жить для людей, для добра» («От прямого и обратного»).

Критики отмечают точный, образный язык прозы Васильева. Среди ее достоинств — достоверность, «неожиданность ситуации, композиционного поворота... умение автора проследить за внутренней логикой развития характера... русского характера» (Веселов В. — С.316). Пейзажи Васильева психологичны, «очеловечены», связаны с развитием сюжета. «Острое, чуткое восприятие жизни имеет глубокие корни, оно питаемо не поверхностным, не книжным знанием» (Кутузов Е.— С.53). Художественный дар В. называли «светлым талантом» (С.Воронин. Книги Павла Васильева. С.443).

Сборник «Весной, после снега» (1972) — поэтическая, чистая книга «о замечательных людях, сильных духом своим, традициями, любовным отношением к Родине, к земле, к труду» (Кутузов Е.— С.53). Повесть «Веселыми и светлыми глазами» из одноименного сборника (1981) — о молодом специалисте, создающем электронные приборы для подводных лодок. Как и другие произведения В. из этой книги, она написана «легко и прозрачно, с юмором и влюбленностью в людей, которые самозабвенно делают свое дело» (Курбатов К.- С.55).

«Сберегли ли мы в сохранности все самое хорошее, завоеванное такими страданиями, лишениями, каких не ведал в мире никто?» — спрашивает герой повести «Судома-гора» (1982) друга военного детства, с которым не виделся 40 лет. Это одновременно и вопрос автора к своему поколению, к самому себе. Нравственные проблемы ставятся и в др. рассказах книги: «По деревне шла и пела», «Фокус-покус», «Небольшая история».

Сборники «Турухтанные острова» (1986), куда вошли также повести «Машина времени», «Задача из теории вероятностей», посвящен жизни ученых, сложным проблемам взаимоотношений в науч. коллективах, неординарным характерам. Глубокое знание жизненного материала определено тем, что автор много лет работал в научных учреждениях.

Незадолго до своей кончины, в начале 1990 Васильев представил в издательство «Советский писатель» роман «Страсти по Ивану», но из-за финансовых причин книга не вышла.

Рассказы и повести писателя «и о деревне, и о городе, и о школе, и о детстве, и о любви, и о старости объединяет авторское чувство доброты к честным трудовым людям» (Воронин С. Сберегли ли мы все...).

А.М.Любомудров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 344-346.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Парень в кепке. Л., 1971;

Весной, после снега. Л., 1972;

Задача с двумя неизвестными. Л., 1975;

Фронт рядом. Л., 1977;

Веселыми и светлыми глазами. Л., 1981;

Выбор. Л., 1981;

Судома-гора. Л., 1982;

Солнечный день. Л., 1982;

Ребров [и др. повести]. Л., 1984;

Ступенька. Л., 1985;

Турухтанные острова. Л., 1986;

Жили-были рыбки: сказка. Л., 1987;

Нежданно-негаданно. Л., 1989.

Литература:

Кутузов Б. Приглашение к радости // Аврора. 1973. №9. С.53;

Веселов В. Первая книга // Молодой Ленинград. Л, 1973. С.314-317;

Воронин С. Сберегли ли мы все... // Нева. 1982. №9. С.161;

Воронин С. Книги Павла Васильева // Васильев П.Ребров [и др. повести]. Л., 1984. С.438-445;

Курбатов К. Парень в кепке: К 60-летию Павла Васильева // О литературе для детей. Л., 1989. Вып.32. С.53-56.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС