Васильев Федор Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Васильев Федор Александрович

1850-1873

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Федор Александрович Васильев

Васильев Федор Александрович (1850-1873) - пейзажист. Родился 10 февраля 1850 г., ум. 8 сентября 1873 года. Васильев был сын мелкого почтамтского чиновника в Петербурге; уже двенадцатилетним ребенком он был отдан на службу в гл. почтамта, где получал 3 руб. жалованья в месяц. Он с ранних пор пристрастился к рисованию и, возвращаясь домой из почтамта, занимался рисованием. Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.И. Шишкина. В 1867 г. Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. В 1870 году Васильев вместе с гг. Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: "Оттепель", "Вид на Волге" и "Зимний пейзаж", доставившие ему известность. Зимой 1870 г. В. сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. По предложению гр. Строганова он провел лето 1871 г. в имениях его в Харьковской и воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым; еще до отъезда В. был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника I-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса. В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: "Болото" и "Крымский вид", за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 году. В следующем году он получил звание почетного вольного общника Академии, а в сентябре он умер в г. Ялте. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Из альбомов его два были приобретены покойной императрицей Марией Александровной и два находятся в библиотеке Академии художеств. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: "приближение грозы" (соб. г. Красовского), "Вид на Волге" (соб. гр. Апраксина), "Полдень" (соб. г. Звенигородского), "Болото" (соб. г. Третьякова), "Вид на Волге" (соб. Академии художеств), "Перед грозой" (соб. Академии художеств), "Зимний пейзаж" (соб. Государя Императора), "Взморье" (соб. Академии художеств), "Оттепель" (соб. Государя Императора), "Зима" (соб. г. Солдатенкова), "Пейзаж" (соб. г. Солдатенкова), "Мокрый луг" (соб. П. М. Третьякова). Васильев - один из самых талантливых русских пейзажистов; картины его отличаются поэтичностью и совершенной гармонией в красках. Васильев умер от чахотки, признаки которой появились после простуды, схваченной им в конце зимы 1870 - 71 г. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Письма Васильева к И. Н. Крамскому, напечатанные в "Вестнике Изящных Искусств" (1889 - 1890) освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. 

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь. 


Федор Александрович Васильев (1850—1873). Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине, в семье мелкого почтового чиновника. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, семья переехала в Петербург и поселилась на Васильевском острове. Детство Васильева прошло безрадостно, семья постоянно испытывала материальные затруднения. Некоторое время будущий художник работает почтальоном, затем поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. К этому времени относятся два маленьких, свежих по цвету пейзажа «В церковной ограде» (1867, ГРМ), «Деревенский двор» (1867, ГРМ) и ряд рисунков, среди которых выделяются сделанные на острове Валаам.

Молодого живописца захватила могучая красота дикой, первозданной природы Валаама, где он побывал в 1867 году вместе с Иваном Ивановичем Шишкиным. Шишкин старается помочь советами молодому художнику, учит его пристально вглядываться в природу и подробно, тщательно изображать увиденное. Влияние Шишкина отчасти сказалось в раннем пейзаже Васильева «Деревня» (1868, ГТГ), хотя еще в большей степени он близок некоторым русским пейзажам первой половины века. Для этой работы Васильев выбрал будничный мотив. Пейзаж повествователен. Мелкими мазками художник детально выписывает убогие избы, извилистую дорогу, лужи с отраженными в них облаками. В картине еще заметна некоторая дробность композиции, не найдена цветовая гармония.

Закончив в 1868 году рисовальную школу, Васильев сближается с Петербургской Артелью художников. Остроумный, обаятельный, он вскоре становится общим любимцем, но особенно дружен с И. Н. Крамским. Крамской постоянно восхищается необыкновенной одаренностью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища полной горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».

Лето 1869 года Васильев проводит сначала в Знаменском — тамбовском имении Строганова, — затем в Хотине на Украине. Результатом поездки явилась картина «После дождя» (1869, ГТГ), где художник стремится не только к правдивому изображению конкретного мотива, но передает состояние природы: землю, напоенную влагой только что прошедшего дождя, свежесть листвы, сверкание луж под светом солнечного луча, прорвавшегося сквозь тучу. Все глубоко прочувствовано художником. Уже в этом пейзаже появились новые лирические нотки, которые отныне всегда будут звучать в произведениях Васильева.

Особенно важную роль в творческом развитии живописца сыграла поездка на Волгу, куда он отправляется летом 1870 года вместе с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым. Огромная работоспособность, живая наблюдательность, артистизм беглых путевых зарисовок Васильева вызывают удивление его спутников. В книге «Далекое-близкое» Репин вспоминает: «Он поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке. В продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали... Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман. В первые разы мы давались диву».

Васильева интересовало все: своеобразные пейзажи Волги, быт местных жителей, труд бурлаков, но особенно пленяли волжские просторы, бесконечные речные дали. С этого времени в его творчестве неоднократно появляется тема Волги.

Лучше всего характер волжской природы художнику удалось передать в картине «Вид на Волге» (1870, ГРМ). Васильев изобразил уходящий вдаль песчаный берег с пригнанными баркасами, около которых суетятся бурлаки. Низко над землей бегут пушистые облака, не закрывая солнца. Безмятежная голубизна неба и золотистый блеск берегов радужными красками отражаются в зеркальной глади воды. В природе царит гармония. Пейзаж написан свободно, широко, в нем появились умение выделить главное, естественность освещения, чистота, звучность красок.

Известность молодому художнику принесла картина «Оттепель» (1871, ГРМ). Ранняя весна: подтаял снег, вода залила узкую проселочную дорогу. Порывы ветра сгибают голые ветви деревьев. Сквозь нависшие над землею тучи едва пробивается слабый луч солнца. Кажется, природа мучительно пробуждается от тяжелого зимнего сна. Композиция картины подчеркивает пустынность, бесконечность пейзажа, сочетание унылых коричнево- серых, желтых тонов помогает выразить настроение щемящей тоски. А такие детали, как избушка на обочине дороги, фигуры крестьянина и девочки, бредущих невесть куда в непогоду, еще более усиливают ощущение бесприютности. Картина Васильева, ее грустная лирика, вызывает печальные раздумья о бедности, неустроенности русской жизни, в ней улавливается социальный мотив, характерный для искусства того времени. Однако идея выражена не навязчиво, дидактично, а эмоционально. «Оттепель» давала новое направление русской пейзажной живописи. Ее автору, по словам Крамского, «было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения». Эта работа Васильева отмечается премией на конкурсе Общества поощрения художеств, а в 1872 году посылается на выставку в Лондон, где также имеет успех. В газете «Морнинг пост» печатается отзыв, в котором выражена уверенность, что никто лучше автора этого произведения не сможет написать лондонские улицы во время оттепели.

Васильева приглашают в Лондон, но это известие уже не застает его в Петербурге.

Зимой 1871 года он заболел туберкулезом и в июле уехал в Ялту на средства Общества поощрения художеств.

Там Васильев продолжает работать по сохранившимся зарисовкам, этюдам и воспоминаниям. Он пишет «Мокрый луг» (1872, ГТГ), свое самое значительное произведение. В картине создан синтетический, обобщенный образ русской природы. Четкая уравновешенность композиции, сложные цветовые отношения, плавный ритм передают величие и значительность увиденного. «Мокрый луг» стал одним из лучших произведений русской пейзажной живописи.

В Крыму Васильеву живется безрадостно. Находясь вдали от центра России, он лишен возможности видеть работы других художников; кроме того, постоянно испытывает материальные затруднения и вынужден даже принять заказ от великого князя Владимира Александровича на крымские пейзажи. Выполнение этого заказа оказалось мучительным для художника: Крым не привлекал Васильева, и он закончил только одну картину «Эриклик» (1872, ГРМ), которая к тому же оказалась малоудачной, холодной.

Однако, со временем, привыкнув к природе Крыма, Васильев находит и здесь пейзажи, созвучные своему внутреннему состоянию, — это безлюдный, дикий, горный Крым. В картине «В крымских горах» (1873, ГТГ) художник создает романтический, возвышенный образ Крыма. В торжественном ритме композиционного построения, в суровом, почти монохромном, колорите звучат трагическая напряженность чувства, настроение заброшенности. Картина взволновала современников глубокой эмоциональностью. Крамской писал: «... что-то туманное, почти мистическое, чарующее, точно не картина, а в ней какая-то симфония доходит до слуха оттуда, сверху, внизу, на земле, где предметы должны быть реальны — какой-то страдающий и больной человек. Решительно никогда не мог представить себе, чтобы пейзаж мог вызвать такие сильные ощущения...»

В последний год жизни Васильева все более охватывало чувство одиночества, тоски по родине и он снова пишет русские пейзажи «Заброшенная мельница» (1872—1873, ГТГ), «Болото в лесу. Осень» (1872—1873, ГРМ). С каким волнением, с какими скорбными мыслями работал художник в то время, можно судить по письму к Крамскому: «В настоящем случае я хочу изобразить утро над болотистым местом. Впрочем не думайте, что это настоящее болото — нет. Настоящее-то впереди, а это только приготовления. О болото! Болото! Если бы Вы знали как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я как художник потеряю более половины».

Картина писалась знойным крымским летом, а на полотне возникала русская осень. Глухой лес. Заросшее причудливыми папоротниками болото. Жуткая гиблая топь, где вечно царит зловещая тишина запустения. Неподвижная тень нависшей над лесом тучи легла на воду, последний луч солнца осветил листву и она вспыхнула фантастическим пламенем. Все вокруг замерло, притаилось. Мотив, избранный художником, очень прост. На зрителя, прежде всего, воздействуют сама живопись, цвет, фактура. Художник сумел увидеть и тонко передать богатство осенних красок, выделив главное в сопоставлении синего неба и рыжей листвы. Контраст цвета, динамичность живописного мазка передают напряженность предгрозового состояния природы, трагизм переживаний художника. По живописному мастерству этим произведением Васильев надолго опередил развитие пейзажного жанра в русском искусстве. «Болото в лесу. Осень» явилось прощальным приветом родине. Федор Александрович Васильев умер 24 сентября 1873 года и похоронен в Ялте, на Старомассандровском кладбище. 

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 152-156.


Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Подробнее читайте в Сети :

Сайт http://tphv.ru/vasilyev.php - о русском художнике Федоре Васильеве. Биография, галерея картин, статьи о художнике.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС