Третьяков Иван Андреевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Третьяков Иван Андреевич

1735-1779

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Андреевич Третьяков

Третьяков Иван Андреевич (ок. 1735, Тверь - 1779, Москва) - юрист и экономист, социально-политический мыслитель. Учился в Тверской духовной семинарии, окончив которую в 1761 году поступил в Московский университет. Вместе с Десницким был переведен в Академический университет в Петербурге для подготовки к обучению за границей. Затем Третьяков учился в университете в Глазго (Англия), где изучал философию, юриспруденцию, экономические науки, а также математику и химию. В 1766 году защитил диссертацию «О позыве на суд». Ему была присуждена ученая степень доктора права. С 1767 года - профессор права Московского университета, читал курс римского права. В университете как профессор, придерживающийся прогрессивных взглядов, подвергался преследованиям, подавал прошение о переводе в «статскую службу». Основные сохранившиеся труды Третьякова: «Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних народов...» (1772), «Слово о происшествии и учреждении университетов в Европе на государственных иждивениях» (1768), «Слово о римском правлении и о разных оного переменах...» (1769).

Философско-методологическими основами воззрений Третьякова являются просветительные идеи, мысль о преобладающей роли науки в прогрессивном развитии общества, концепция общественного договора, элементы трудовой теории стоимости. Труд как таковой («трудолюбие») он считал источником всех богатств и благ в жизни. Однако на пути процветания и общественного прогресса стоит деление общества на богатых и бедных. Это деление производит в обществе «враждебное несогласие», причинами которого являются наличие частной собственности и разделение труда. Основу последнего составляет производство «избытка вещей». Отсюда - главная идея Третьякова: труд и богатство в обществе должны распределяться равномерно, предпосылкой чего должно стать повышение материального и культурного уровня жизни общества в результате развития науки и просвещения. Труды Третьякова полны глубоких догадок и выводов. Таковы его идеи о необходимости производительного груда; об основном отличии человека от животного, выраженном в сознательном стремлении улучшать материальные условия своего существования; о разделении труда, приводящем к многочисленным и важным последствиям: «изобретению художеств», «государственному обогащению», появлению «работных людей» и «хозяев», возникновению в обществе «враждебного несогласия между людьми низшего и высшего состояния». Такое несогласие человек бесконечно долгое время переносить не может. Третьяков в витиеватой, правда, форме довольно прозрачно намекал, к каким серьезным возмущениям подобное состояние может привести. В этой связи он сделал весьма знаменательное примечание: «Во многих обществах от несправедливости рассуждений и от враждебного несогласия между людьми высшего и низшего состояния происходят установления, препятствующие такому натуральному течению; однако оные действительными нигде не бывают, поелику они совсем противны самой натуре человеческой». Иными словами, государственная власть сама должна заботиться о том, чтобы не позволять развиваться событиям до крайностей, - лучше предусмотреть реформы «сверху», чем допустить разрушительную инициативу «снизу». Третьяков отвергал взгляды на республику Платона, Аристотеля, английского писателя Д. Гаррингтона - идеолога «нового» дворянства, сторонника республиканской формы правления, Т. Мора (без прямого упоминания его имени). Он отмечал, что каждая из форм правления имеет свои достоинства и недостатки, но доказывал вместе с тем, что из всех таких форм оптимальной выступает монархическое правление: великие публичные дела и «важные предприятия» совершаются при нем и быстрее и счастливее, чем в республиках. Идеал такого правления - просвещенная монархия, возглавляемая премудрым человеколюбивым государем, в которой царствуют уставы, узаконения и правосудие, являющиеся источником всеобщего счастья народов.

А. В. Пролубников

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 646-647.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Слово о Римском правлении и о разных оного переменах... М., 1769;

Антология мировой политической мысли в пяти томах. М., 1.997. Т. 3;

Избр. произв. рус, мыслителей 2-й пол. XVIII в. М., 1952. Т. 5;

Русская философия 2-й пол. XVIII в.: Хрестоматия. Свердловск, 1990;

Русская философия собственности XVIII-XX в».: Хрестоматия. Спб., 1993.

Литература:

Коркунов Н. М. История философии права. 4-е изд. Спб . 1908;

Бак И. С. Общественно-экономические воззрения И. А. Третьякова// Вопросы истории. 1954. № 9;

История русской экономической мысли. М., 1955. Т. 1, ч. I;

Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС