Тойнби Арнольд Джозеф
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тойнби Арнольд Джозеф

1889—1975

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Арнольд Джозеф Тойнби

Тойнби  (Toynbee), Арнолд Джозеф (р. 14.IV.1889) - английский историк и социолог. Племянник А. Тойнби. Окончил Оксфордский университет. В 1919-1955 годы - профессор Лондонского университета (до 1925 года по кафедре византиноведения, современного греческого языка, литературы и истории, с 1925 года - всемирной истории). В годы 1-й и 2-й мировых войн - сотрудник МИД Великобритании, член британской делегации на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 годов. В 1925-1955 годы - научный руководитель британского Королевского института международных отношений; редактор и соавтор ежегодно выпускаемых институтом «Обзоров международных отношений» ("Survey of internatoinal affairs", L., 1925 - 65).

Тойнби - автор значительного числа работ, посвященных античной истории, истории международных отношений новейшего времени и др. Но основной труд Тойнби - 12-томное философско-историческое сочинение «Исследование истории» ("A study of history", v. 1-12, L., 1934-1961; сокращенное изложение - "A study of history" by A. Toynbee. Abridgement by D. С Somervell, v. 1-2, L., 1946-57), над которым он работал с 1927 года и итоги которого подвел в книге «Изменения и привычки» ("Changes and habits", L., 1966). Видное место, занимаемое Тойнби в западной историографии (несмотря на то, что большинство ученых не приемлет его философско-исторической концепции), определяется всемирно-исторический подходом, широким охватом огромного фактического материала, стремлением не только описать историческое развитие человечества, но и найти закономерности этого развития, наконец, активно выраженной тревогой за будущее человечества в условиях угрозы ядерной войны. Мировоззрение Тойнби сложилось под влиянием событий двух мировых войн, сделавших его активным пацифистом, и под влиянием глубокой религиозности, обусловившей его объективно-идеалистические философские позиции. В историко-философской системе Тойнби сказалось влияние интуитивистской философии А. Бергсона и теории исторического круговорота О. Шпенглера: от первой Тойнби заимствовал трактовку движущей силы истории как непрерывного стремления («прометеевского порыва») человеческого разума к слиянию с трансцендентным Универсумом; от второй - концепцию о повторяемости «ритмов» истории как циклов развития цивилизаций. Философско-историческая концепция Тойнби проделала известную эволюцию. Придерживаясь первоначально циклистских взглядов (см. Цикличности теории), Тойнби рассматривал историю как сумму параллельно и последовательно (синхронно и диахронно) развивающихся «цивилизаций», каждая из которых в своем развитии проходит сходные стадии - от подъема к «надлому» (breakdown) и распаду, и генетические связи между которыми играют второстепенную роль. Завершая «Исследование истории», Тойнби пересмотрел эту концепцию, придя к заключению, что все известные цивилизации (по 1-й классификации 31, по 2-й - 34, включая так называемые недоразвившиеся и окаменевшие) - ветви «единого древа истории»: - человечество в своем историческом движении имеет тенденцию к единству, и каждая из цивилизаций - его частица; согласно этой концепции, всемирно-историческое развитие предстает как движение человечества от локальных единств (локальных цивилизаций) к конечной всеобщности - единой всечеловеческой цивилизации. Тойнби неоднократно подчеркивал, что не является детерминистом. Тем не менее он признает наличие определенных закономерностей (тенденция к единству, повторяемость «ритмов» истории). Под последними подразумевается «пульсация» «ответов» цивилизации на «вызовы», встречающиеся на ее пути. Эти «вызовы» - исходят ли они от природных условий, в которых развивается данная цивилизация, или имеют социальное происхождение или духовное (рассматриваемое Тойнби в конечном счете как религиозное) - для Тойнби лишь разные формы воплощения тех «вызовов», с которыми обращается к человечеству надчеловеческий и надприродный Универсум, поиски единства с которым и есть (по Тойнби) развитие человечества, т. е. его история. Если «вызовы», согласно Тойнби, направляют движение цивилизации, то воля человеческая все же его определяет, поскольку она свободна в выборе «ответов». Но «ответы» формулируются не человечеством в целом, а тем «творческим меньшинством» каждой из цивилизаций, которое ведет за собой инертное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Отрыв ведомых от ведущих приводит к потере последними положения «творческого меньшинства» и к превращению их в «господствующее меньшинство», в силу самого своего положения неспособное давать правильные «ответы». В результате цивилизация приходит в состояние кризиса и надлома, которые «господствующее меньшинство» пытается преодолеть с помощью насилия и войн. В этих условиях появляется тенденция к созданию универсальных, стремящихся к превращению в мировые, государств. Но именно в этих условиях выдвигается на первый план «пролетариат» - обездоленная и (по Тойнби) «неорганическая» часть социальной системы, которая в условиях кризиса цивилизации противопоставляет неизбежному при господстве насилия духовному упадку вырабатываемые ею новые духовные ценности в форме той или иной (новой для данной цивилизации) высшей религии, т. е. берет на себя «ответы» в период кризиса и распада цивилизации. Только те цивилизации, которые прошли полный цикл развития, выполняют свою историческую миссию - создают высшую религию, приближая человечество к слиянию с Универсумом. Движение к Универсуму осуществляется в ходе непрерывной борьбы между тенденциями к интеграции общества, обеспечивающими возможность его мирного, гармонического развития, и тенденциями к дезинтеграции, сопровождающимися насилием.

Основной метод, которым пользуется Тойнби, - сравнительно-исторический; сопоставимыми единицами истории (ее «монадами») он считает цивилизации, рассматриваемые как целостные системы, все структурные элементы которых (народы, государства, экономика, культура и др.) взаимосвязаны и взаимозависимы. Основанием сравнения служит повторяемость процессов («ритмов») развития. Используя этот метод, Тойнби первоначально вычленил в качестве основной модели эллинскую (греко-римскую) цивилизацию, затем, убедившись в ее ограниченности, выделил ряд других, в частности китайскую, а в области религии также индийскую.

В поисках общих тенденций всемирно-исторического процесса Тойнби рассматривает основные этапы биологического развития человека, развития науки и техники, высших религий и политических форм организации общества и приходит к выводу, что для первых двух характерен неуклонный прогресс (а для науки и техники, кроме того, и ускорение темпов развития). Что касается высших религий и политических организации общества, то здесь Тойнби не находит ни непрерывности развития, ни нарастания его темпов, а лишь общую тенденцию к созданию универсального мирового государства и универсальной мировой религии, которые могут, по мнению Тойнби, сложиться только в условиях, созданных современной наукой и техникой и только на основе добровольного выбора человечеством этого пути (создающего, по мнению Тойнби, единственную возможность для человечества выжить перед лицом угрозы атомной войны). Такова историософско-утопическая система взглядов Тойнби.

В. Э. Печуро. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Сочинения: Nationality and the war, L., 1915; The place of mediaeval and modern Greece in history, L., 1919; The Western question in Greece and Turkey. A study in the contact of civilizations, L., 1922; Greek civilization and character, L., 1924; Christianity and civilization, L., 1940; Civilization on trial, N. Y. - Oxf., 1948; War and civilization, L., 1950; World and the West, L., 1953; The concentration of power and the alternative before us, Sheffield, 1954; Hellenism. The history of a civilization, N.Y. - L., 1959; The present-day experiment in Western civilization, Oxf., 1962; Cities of destiny, N.Y., 1967; Some problems of Greek history, L.,1969; Experiences, L.-(a. o.), 1969; Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада, "Новый мир", 1967, No 7; A bibliography of the works in English of Arnold Toynbee, сотр. by M. Popper, L.-N. Y., 1955.

Литература: Косминский Е. А., Реакц. историософия Арнольда Тойнби, в его кн.: Проблемы англ. феодализма и историографии средних веков, М., 1963; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурш, исторической мысли, М., 1959; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ереван, 1962; Anderle О., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M.-W., 1955; L'apport d'Arnold Toynbee, P., 1956; Toynbee and history, Boston, 1956; Ortega у Gasset J., Una interpretación de la historia universal en torno A. Toynbee, Madrid, 1960; Histoire et ses interprétations. Entretiens autour de A. Toynbee, P. La Haye, 1961.


Вернуться на главную страницу Тойнби

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС