Толстая Татьяна Никитична
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Толстая Татьяна Никитична

р. 1951

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Татьяна Никитична Толстая

Толстая Татьяна Никитична (р. 1951) — российская писательница, критик, публицист, телеведущая. Прозу Толстой отличает особый стиль, который наделен живостью и простотой, произведения Толстой всегда увлекательны и глубоки. Среди рассказов Толстой наиболее популярны «На золотом крыльце сидели», «Река Оккервиль» и др. Не меньшую известность завоевал и роман «Кысь».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 297.


Толстая Татьяна Никитична (р. 1951), прозаик.

Родилась и выросла в Ленинграде в многодетной семье профессора физики, сына известного русского писателя А.Н.Толстого.

Окончила отделение классической филологии Ленинградского университета.

Выйдя замуж за москвича, переехала в Москву, работала корректором. Первый рассказ Т.Толстой "На золотом крыльце сидели..." был опубликован в журнале "Аврора" в 1983. С того времени вышло в свет 19 рассказов, новелла "Сюжет". Тринадцать из них составили сборник рассказов "На золотом крыльце сидели..." (Факир", "Круг", "Потере", "Милая Шура", "Река Оккервиль" и др.). В 1988 - "Сомнамбула в тумане".

Толстую относят к "новой волне" в литературе, называют одним из ярких имен "артистической прозы", уходящей своими корнями к "игровой прозе" Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского "я".

О себе говорит: "Мне интересны люди "с отшиба", т.е. к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил".

В последние годы Татьяна Толстая живет и работает в Принстоне (США), преподает русскую литературу в университетах.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Толстая Татьяна Никитична [3.5.1951, Ленинград] — прозаик.

Толстая родилась в семье, отмеченной значительными литературными дарованиями. «Куда ни посмотри, у меня одни литераторы в роду,— замечает Толстая — Алексей Николаевич Толстой — дед по отцовской линии. Бабушка Наталия Васильевна Крандиевская-Толстая — поэтесса. Их матери тоже были писательницами. Дед по материнской линии Михаил Леонидович Лозинский — переводчик...» После окончания средней школы и классического отделения филологического факультета Ленинградского университета долгое время работает в издательстве «Наука» корректором.

С 1974 живет в Москве. Писать, по собственному признанию, начала случайно.

Первый рассказ «На золотом крыльце сидели...» был опубликован в журнале «Аврора» (1983. №8); он сразу был замечен и читателями, и критикой, а дебют автора признан одним из лучших в 1980-е. Рассказ представлял собой калейдоскоп детских впечатлений, которые дробились и множились, складывались в мозаику и разрушались снова, воссоздавая таинственные персонажи сказочного мира. Повествование заканчивалось недоумением: «Вынырнув с волшебного дна детства, из теплых сияющих глубин, на холодном ветру разожми озябший кулак — что, кроме горсти сырого песка, унесли мы с собой?» В прозе Толстой критики обнаруживали необычно резкое для литературы того времени сочетание высокого и низкого, романтического и бытового, сказочного и натуралистического, реального и выдуманного. Обращали внимание на лексическое богатство ее текста, изощренность художественной решений. Ю.Рытхэу в послесловии к публикации рассказа «Соня» отметил необычную роль автора в прозе Толстой: «Автор играет с нами, шутит и прячется, примеряя то одну маску, то другую. С начала до самого конца нам неясно, куда он клонит, что хочет рассказать, о чем собственно идет повествование» (Аврора. 1984. №10. С.84).

Толстая публикует рассказы на страницах журналов «Октябрь», «Нева», «Знамя», «Новый мир», принимает участие в работе VIII Всесоюзного совещания молодых писателей, посещает семинар Г.Бакланова.

В 1987 выходит в свет первый сборник рассказов Толстой «На золотом крыльце сидели...». Он был с восторгом принят критикой, которая отметила несомненную талантливость молодого прозаика, обладающего сложившейся манерой, уверенностью, художественным своеобразием. В произведениях Толстой проявляется устойчивый интерес к странным, нелепым героям (в основном детям, старухам, ненормальным), они отличаются и жесткой, отстраненной авторской позицией. Эта «бесслезная традиция» (М.Золотоносов), перепутывание «важного и неважного» (Е.Невзглядова), отказ «от постулатов жизнеподобия», от установки «на тепловатое сочувствие любому персонажу» (С.Чупрынин) — основные черты поэтики Толстой. Одним из лучших в сборников был рассказ «Река Оккервиль», повествующий о странной любви юноши к воображаемой исполнительнице старинных романсов. В прозе Толстой возникал новый конфликт — странной, придуманной повседневности с многоцветными картинами воображения. По мнению Толстой, «существуют только вечные проблемы: добро и зло, тираны и толпа... Есть лишь новые способы описания мира, и в них наслаждение, ибо по существу ты делаешь то же, что делал Бог во дни творения» (Московские новости. 1990. 24 июня). Толстая привлекают моменты иррациональности в человеческой жизни, которые являются «трагедией повседневной жизни, но истинным наслаждением для словесных упражнений» (Там же). В ее творчестве постоянны мотивы смерти, ибо «пока жизнь не завершена, ее нельзя ни подытожить, ни оценить» (Литературная газета. 1986. 23 июля).

В 1998 Толстая была принята в СП СССР, в следующем — стала членом русского ПЕН-центра. С этого времени Толстая с успехом занимается публицистикой.

В 1991 она вела рубрику «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости».

В прозе Толстая критики обнаруживали традиции М.Булгакова, В.Набокова, А.Грина, немецких экспрессионистов, русской прозы 1920-х Толстая подчеркивает в интервью важность для своего творчества открытий новеллистики 1920-х. По ее мнению, «в развалах этой недостроенной поэтики могут таиться клады» (Там же). Высказывания Толстой о неприятии литературы, развивающейся в причинно-следственных традициях XIX в., ее призыв к элитарности (Культура должна быть элитарной, но открытой для присоединения к элите // Московские новости. 1991. 28 июля) вызвали в критике полемику. Толстая упрекали в самоуверенности, «учительстве» и лихости (Бушин В. С высоты своего кургана // Наш современник. 1987. №8), в пропаганде «вредоносных для литературы доктрин» (Ованесян Е.).

Проза Толстой открывала новую страницу русской прозы, которую впоследствии окрестили «другой литературой» (Л.Петрушевская, С.Каледин, Е.Попов, Вен.Ерофеев, В.Нарбикова и др.). Толстая стремилась к демифологизации реальности, раскрепощению человеческой фантазии и воображения, вела полемику с мнимым народопоклонничеством и псевдодемократизмом.

С начала 1990-х по 2000 Толстая подолгу живет в Америке, преподает в различных университетах историю литературы. Многие произведения Толстой переведены на европейские языки. Приезжая в Россию, Толстая активно участвует в литературной и общественной жизни страны.

В 2000 появляется в печати первый роман Толстой «Кысь» (1986-2000). Он представляет собой сложное жанровое образование, включающее элементы памфлета, фантастики, философского исследования и мифологии. Русская жизнь в нем изображена после Взрыва, который можно осмыслять на разных семантических уровнях — революционном, постперестроечном, апокалиптическом. В этом вымышленном пространстве (город Федор-Кузьмичск) живут разного рода мутанты и небольшое количество «прежних», которые еще помнят некоторые слова из культурного обихода. Герой романа — Бенедикт — пытается чтением приобщиться к старой культуре (главы романа озаглавлены буквами старославянского алфавита: Аз, Буки, Веди и т.д.), но ничего из этого не получается. Его чтение напоминает времяпрепровождение гоголевского Петрушки.

Некоторые критики восприняли роман «Кысь» с восторгом и назвали его «энциклопедией русской жизни» (Б.Парамонов, Л.Рубинштейн, Д.Ольшанский), А.Немзер воспринял его как «плохо взбитый коктейль из хорошо известных ингредиентов (Ремизова, Замятина, Набокова), баек про мутантов и приевшейся игрой с мифологической символикой». Более объективно оценила роман А.Латынина, которая отметила, что это произведение «уводит из довольно банального сюжетного пространства язык, сама словесная ткань, всепронизывающий комизм, точнее, едкий сарказм». По ее мнению, «роман не глубок, но блестящ».

За роман «Кысь» Толстая была удостоена в 2001 премии «Триумф».

Т.М.Вахитова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 502-504.


Далее читайте:

Наталья ФЕДЧЕНКО. Псевдонациональное пространство в прозе постмодернистов. (Размышления о романе Т. Толстой «Кысь»). 01.02.2011

Андрей АШКЕРОВ. Татьяна Толстая как зеркало русской интеллигенции.

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

На золотом крыльце сидели: сб. рассказов. М., 1987;

Любишь — не любишь. М., 1997;

Сестры. М., 1997;

Река Оккервиль. М., 2002;

Кысь. М., 2000;

Ночь: рассказы. М., 2001;

День. Статьи. Эссе. М., 2001;

Изюм: избранное. М., 2002;

Круг. М., 2003;

Не Кысь. М., 2003.

Литература:

Невзглядова Е. Эта прекрасная жизнь // Аврора. 1986. №10;

Золотоносов М. Мечты и фантомы // Литературное обозрение. 1987. №4;

Булин Е. Откройте книги молодых // Молодая гвардия. 1989. №3;

Курицын В. Четверо из поколения дворников и сторожей // Урал. 1990. №5;

Вайль П., Генис А. Городок в табакерке // Звезда. 1990. №8;

Ованесян Е. Распада венок // Литературная Россия. 1991. 6 сент.;

Иванова Н. Неопалимый голубок: «Носимость» как эстетический феномен // Знамя. 1991. №8;

Александрова А. На исходе реальности // Грани. 1993. №168;

Генис А. Рисунок на полях. Т.Толстая // Звезда. 1997. №9;

Латынина А. «А вот вам ваш духовный ренессанс» // Литературная газета. 2000. №47;

Беньяш Е. Дунин сарафан // Дружба народов. 2001. №2;

Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты // Знамя. 2001. №3;

Липовецкий М. След Кыси // Искусство кино. 2001. №2;

Славникова О. Отношение бытия к небытию // Знамя. 2001. №3;

Ремизова М. Grandes Dames прошедшего сезона // Континент. 2002. №112;

Шафранская Э.Ф. Роман Толстой «Кысь» глазами учителя и ученика // Русская словесность. 2002. №1;

Богданова О.В., Смирнова М.В. Интертекст в рассказах Т.Толстой // Мир русского слова. СПб., 2002;

Щурина Н.М. Структурные особенности романа Т.Толстой «Кысь» // Традиции русской классики и современность. М., 2002;

Рыжова О. Дачница из литературного шоу // Литературная газета. 2004. №19. С.11.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС