Струве Генрих Егорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Струве Генрих Егорович

1840-1912

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Генрих Егорович Струве

Струве Генрих Егорович (27.06.1840 -16.03.1912) - русско-немецко-польский философ, теолог, логик и психолог. Учился на теологическом факультете Тюбингенскрго университета, в Иенском университете. Получил степень доктора философии за диссертацию «О происхождении души» (1862). Вторая докторская диссертация была защищена в Московском университете на тему: «Самостоятельное начало душевных явлений» (1870). В начале 70-х годов на Струве обратили внимание Достоевский, Толстой, Троицкий, Гогоцкий, Юркевич, Владиславлев, Козлов и др. Популярности имени Струве в России содействовали написанные им в 70-е годы учебники по логике и психологии для учащихся гимназий и лицеев. Его школьное пособие «Элементарная логика» (1874) выдержало 14 изданий. Подготовке кадров, специализирующихся в области философии, а также популяризации философских знаний содействовали такие работы Струве, как «Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими науками» (1872) и «Синтезы двух миров» (1876), содержащие «синтетическое» понимание им самого предмета и назначения философской рефлексии. Более 30 лет Струве преподавал в Варшавском университете комплекс «философской энциклопедии» (метафизику, историю философии и религии, логику, психологию, этику, эстетику).

Главными объектами научных исследований Струве были не только особенности философии как области знания и ее роль в формировании мировоззрения людей, но и проблемы гносеологии, методологии. Начиная с публикации «Синтезов двух миров» Струве разрабатывал тезис о возможности метатеории как результата различных уровней обобщений. При решении вопроса о роли «теоретических приемов», анализа и синтеза в познании и практической деятельности он отказывался от «всякой односторонности», предпочитая «разрушительному анализу» жизнетворный синтез, оппозиционному противоборству - примирительную тенденцию. Это хорошо показано в работе «Современная анархия духа и ее философ Ф. Ницше» (Харьков, 1900). Здесь Струве апеллирует к установкам позитивизма относительно «выводного» (дедуктивного) происхождения «теоретических истин», обобщающих выводов. При этом общее, выступающее в понятиях, всегда выше индивидуального, единичного, поскольку ярче, полнее, богаче. Всякое мировоззрение, доказывал Струве, должно быть нацелено па «примирение», т. е. философское «снятие» противоположных тенденций, сторон и качеств в духе «цельного знания». Философские категории объявлялись им продуктами высшего синтеза, преодолевавшего односторонность и ограниченность редукционизма и анализаторства. Абсолютизируя синтез, Струве опирался на идеи спиритуалистов об абсолютном знании; его абсолютный синтез смыкался с теологией. «Верхний этаж» философии Струве представлял как некую метафилософию или философию философии - «колыбель» и сводный результат «восходящего синтеза», на вершине которого находятся принципы божественного откровения. Польский философ В. Татаркевич отмечал: «Во всем, о чем говорил и писал Струве, была одна идея, идея синтетической философии». Сам Струве считал возможным и гносеологически оправданным возвышение над материализмом и над идеализмом, над всеми их традиционными выводами. Соглашаясь с Гротом, который систему «единения» идеализма и реализма называл «монодуализмом», Струве свои философские построения считал идеально-реальным миропониманием, различая при этом разнообразные формы синтеза: философский, естественнонаучный, эстетический, этический, исторический и т. п. Синтетическая философия Струве сама явилась продуктом своего собственного метода.

П. С. Шкуринов, Н. Г. Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 615.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Самостоятельное начало душевных явлений. М, 1870;

Psychologisch-metaphysische Analyse des Begriffs der Notwendigkeit // Philosophische Monatsheften, 1874. H. 8, 9;

Искусство и позитивизм // Русский вестник. 1875. Май;

Sinteza dwoch swiatow. Warschava, 1876;

Энциклопедия философских наук... Ч. 1. Введение в философию. Варшава, 1890;

Современная анархия духа и ее философ Фридрих Ницше. Харьков, 1900;

Этическое движение Новейшего времени. Его история и учение. Варшава, 1901.

Литература:

Twardowski К. Henryk Struve // Ruch philosophizny. 1912. № 6.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС