Спекторский Евгений Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Спекторский Евгений Васильевич

1875-1957

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Евгений Васильевич Спекторский

Спекторский Евгений Васильевич (1875—3.03.1957), философ, историк русской культуры. Родился в Волынской губ., закончил Варшавский университет. С 1913 профессор Киевского университета. С 1920 в эмиграции (Чехия, Сербия, США). Первым значительным трудом Спекторского является «Проблемы социальной физики в XVII в.».

В 1925 в Праге Спекторский опубликовал кн. «Христианство и культура», в которой обосновывал положительное значение христианства для философской науки, искусства, для развития права и государства, для укрепления идеи личности. Одной из постоянных тем творчества Спекторского была история русской культуры. Он написал статьи о Крещении Руси, о Петре I, о школах в русской государственности, о западных источниках евразийства, о Ломоносове и Пушкине, о Толстом и Достоевском, Тургеневе и Чехове.

«В философских построениях Евгения Васильевича, — отмечал прот. В. Зеньковский, — занимала особое место идея возможности». «Возможное» находится между необходимым и реальным, и потому есть условие и принцип свободы. Философия и в самой своей сути свободна… Религия раскрывает нам высшую закономерность Божественной правды, наука же изучает реальную закономерность в действительном бытии. Между этими двумя сферами и лежит область возможного, т. е. область творчества, открытая человеку. Вся ценность работ Евгения Васильевича в том и заключается, что, оставаясь внутренно свободным, он вместе с тем убедительно показывает, что …все крупные проблемы жизни неразрешимы без Христа».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Спекторский Евгений Васильевич (1875, Острог Волынской губ. – 3 марта 1951, Нью-Йорк) – русский социальный философ, правовед, теоретик культуры. Родился в семье мирового судьи. Благодаря матери, родом швейцарки, с детства хорошо знал французский и немецкий языки и питал интерес к европейской культуре. Окончил гимназию в Радоме (Польша), поступил на юридический факультет Варшавского университета, был учеником проф. А.Л.Блока (отца поэта А.А.Блока), о котором позднее написал брошюру «А.Л.Блок, государствовед и философ» (1910). В 1898 получил степень кандидата права за работу «Жан Жак Руссо как политический писатель» и был оставлен при кафедре государственного права для подготовки к профессуре. В 1901 командирован за границу, работал в библиотеках Парижа, Берлина, Геттингена, Гейдельберга. По возвращении (1903) доцент кафедры энциклопедии и истории философии права. После защиты магистерской диссертации в Юрьевском (Дерптском) университете (1910) был приглашен профессором в университет Св.Владимира в Киеве (1913). В 1917 получил степень доктора права в Московском университете; в 1918 избран деканом юридического факультета, затем ректором Киевского университета. В 1920 Спекторский эмигрировал в Югославию, где до 1930 был профессором Белградского университета с перерывом в 1924–27, когда он был профессором и деканом юридического факультета Русского университета в Праге. С 1930 профессор в Люблянском университете. С 1945 в Италии, где два года провел в лагерях для «перемещенных лиц». В 1947 приглашен в Нью-Йорк при организации Свято-Владимирской православной духовной семинарии, где был профессором до своей смерти. Первый председатель Русской академической группы в США.

Наиболее важной философской работой является двухтомное исследование «Проблема социальной физики в 17 в.» (Варшава, 1910), в котором детально анализируются характеристики «морального» (социального) и «физического» мировоззрений той эпохи; прослеживаются концептуальные заимствования и переносы понятий между ними. В 17 в. идеалы механистического объяснения рассматривались как универсальные, приложимые и к социальной сфере, картина общественной жизни строилась как некая «социальная физика». Спекторский анализирует концепции природы человека, теории гражданской и политической жизни Гоббса, Спинозы, Гроция, Коменского, Пуффендорфа и др. В ряде сочинений Спекторский предложил программу семантики социальных наук, под которой понимал генетический анализ их понятий, взятых в контексте истории социальных идей. В опубликованной в 1925 в Праге книге «Христианство и культура» обосновал положительное значение христианства для различных областей духовной, социальной и материальной жизни. Будучи знатоком истории русской культуры, оставил работы о крещении Руси, о Петре I, о школах в русском государствоведении, о западных источниках евразийской доктрины, о Ломоносове и Пушкине, Достоевском и Толстом, Тургеневе и Чехове. Автор учебников «История социальной философии» (Любляна, 1932; на словенском яз.), «Начала науки о государстве и обществе» (Белград, 1927; на рус. и сербском яз.) и др. Неопубликованные рукописи работ «Церковное право», «Опыт христианской этики и социологии», «Религиозные мотивы в русской литературе», «История русской социальной философии», «Поэт Блок», «Национальность и национализм», «Кризис Европы», «Три типа реальности», «Проблема будущего и христианство» хранятся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В.П. Филатов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 616-617.

Спекторский Евгений Васильевич (1875, Острог Волынской губ. - 3.03.1951, Нью-Йорк, США) - социальный философ, правовед, теоретик культуры. В 1898 году окончил Варшавский университет, в 1901-1903 годы был в научной командировке в университетах Парижа, Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С 1913 года - профессор Киевского университета, в 1918 году был избран деканом юридического факультета, затем ректором университета. В начале 1920 года эмигрировал. В Югославии был профессором Белградского, затем Люблянского университетов. В 1945-1947 годы находился в лагере для перемещенных лиц в Италии. С 1947 года до кончины Спекторский - профессор Св. Владимирской православной духовной академии в Нью-Йорке, первый председатель Русской академической группы в США.

Наиболее важной работой Спекторского является труд «Проблема социальной физики в XVII веке» (Т. I. Варшава, 1910; Т. 2. Киев. 1917), 2 тома которого защищены им в качестве магистерской и докторской диссертаций. В нем детально анализируются «моральные» и физические мировоззрения в XVII веке, прослеживаются их взаимовлияние и концептуальные взаимозаимствования. Спекторский показывает, что идеалы механистического объяснения рассматривались мыслителями XVII века как универсальные, приложимые и к социальной сфере. Ряд работ Спекторского посвящен семантике общественных наук, под которой он понимал историко-генетический анализ их терминов и понятий, а также историю социальных идей. В 1925 году в Праге он опубликовал книгу «Христианство и культура», в которой в апологетической манере обосновывал положительное значение христианства для философии, науки, искусства, для развития права и государства, для укрепления идеи личности. Одной из постоянных тем творчества Спекторского была истории русской культуры. Он написал статьи и эссе о крещении Руси, о Петре I, о школах в русском государствоведении, о западных источниках евразийства, о Ломоносове и Пушкине, Толстом и Достоевском, Тургеневе и Чехове. Спекторский был ученым академического типа, его работы насыщены ссылками на редкие источники и демонстрируют исключительную эрудицию. Большая часть его жизни была связана с университетским преподаванием, он написал несколько учебников, из которых наиболее важны двухтомная «История социальной философии» (Люблягга, 1932, на словенском яз.) и «Начата науки о государстве и обществе» (Белград, 1927, на сербском и русском языках).

В.П. Филатов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 601.

Сочинения: Очерки по философии общественных наук. Вып. 1. Варшава, 1907; Понятое общества в античном мире. Этюд по семантике обществоведения. Варшава, 1411; Номинализм и реализм в общественных науках. М . 1915; Государство Пг.. 1918; Либерализм. Любляна, 1935; Проблема социальной физики в XVII столетии: В 2 т. М., 2006; Жуков В. Н. Русская философия нрава: от рационализма к мистицизму. М, 2013.

Литература: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 227; Билимович А. Д. Памяти проф. Е. В. Спекторского // Записки Рус. Академической группы в США. 1970. Вып. 4.

Сочинения:

Органическая теория общества. Варшава, 1904;

Очерки по философии общественных наук, в. 1. Варшава, 1907;

Физикализм в общественной философии 17 в. Ярославль, 1909;

Эдгар Вейгель – забытый рационалист 17 в. Варшава, 1909;

Белинский и западничество. Варшава, 1912;

Естественное право у протестантских авторов 17 в. Ярославль, 1914;

Номинализм и реализм в общественных науках. М., 1915;

Что такое конституция. М., 1917;

Учредительное собрание и конституция. К., 1917;

Государство. Пг., 1918, Чехов. Белград, 1930;

Либерализм. Любляна, 1935;

Принципы европейской политики России в 19 и 20 вв. Любляна, 1936;

Понятие общества в античном мире. Этюд по семантике обществоведения. – «Философские науки», 1992, № 2.

К вопросу о систематизации в обществоведении. Варшава, 1903; Органическая теория общества. Варшава, 1904; Очерки по философии общественных наук. Варшава, 1907; Физицизм в общественной философии XVII в. Ярославль, 1909; Проблема социальной физики в XVII столетии. Т. 1. Варшава, 1910; Т. 2. Киев, 1917; Понятие общества в античном мире. Этюд по семантике обществоведения. Варшава, 1911; Белинский и западничество. Варшава, 1912; К вопросу о системе «Духа законов» Монтескье и ее философских источниках. Ярославль, 1912; К спору о философии права. М., 1914; Происхождение протестантского рационализма. Варшава, 1914; Протестантство и рационализм в XVI и XVII столетиях. Варшава, 1914; Номинализм и реализм в общественных науках. М., 1915; Пособия к лекциям по истории философии права. Саратов, 1916; Что такое конституция? М., 1917; Проблема социальной физики в XVII в. Т. 1, 2. Варшава, 1917; Государство. 1918; Христианство и культура. 1925; Начала науки о государстве и обществе. 1927; Чехов. Белград, 1930; Государство и жизнь. 1931; История социальной физики. (2 тома, 1932 и 1938, на словен. яз.); Либерализм. Любляна, 1935.

Литература:

Билимович А.Д. Памяти проф. Е.В.Спекторского. – «Записки Русской Академической группы в США», 1970, в. 4.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС