Солон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Солон

640-556 до н.э

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Солон

Солон и его законодательство

Приблизительно через двадцать пять лет после Драконта, в 594 году до н. э., на политическую арену Аттики выступает Солон. Солон принадлежал к числу великих людей не только Аттики, но и всей Греции. Не случайно, что его причисляли к семи греческим мудрецам. Потомок царской фамилии Медонтидов, Солон много путешествовал, побывал во всех замечательных местностях Греции и Малой Азии, отличался философским складом ума и обладал поэтическим дарованием. Дошедшие до нас образцы его стихотворений (элегий) обнаруживают в их творце незаурядный поэтический талант. Чтобы поправить расстроенное состояние, Солон, как это нередко делали эвпатриды, занимался торговлей. Первым желанием Солона, по словам Плутарха, было желание разбогатеть. «Мне очень хочется быть богатым, но мне не хочется толстеть от нечестно нажитого».

«Есть много богатых, но дурных людей. И, наоборот, есть много честных бедняков. Лично я никогда не променял бы добродетели на богатство. Добродетель вечно остаётся с нами, тогда как богатство переходит из рук в руки».

Немало внимания Солон уделял общественным и военным делам. Возвышение Солона традиция связывает с войной Афине Мегарами из-за Саламина. Афиняне до того были утомлены долгой и неудачной войной с Мегарами, что даже издали закон, запрещавший под страхом смертной казни поднимать вопрос о возобновлении войны за Саламин. Солона возмутил подобного рода унизительный запрет.

Учитывая воинственное и патриотическое настроение афинского общества, в особенности молодёжи, не мирившейся с потерей Саламина и жаждавшей только предлога для возобновления военных действий, Солон пошёл на следующую хитрость.

Прикинувшись помешанным, он вышел на площадь и, став на камень, продекламировал заранее сочинённую им элегию «Саламин». В ней он призывал афинян возобновить войну за остров Саламин.

Агитация Солона возымела своё действие: закон был отменён, и началась война с Мегарами, ведение которой было поручено самому Солону. Война кончилась в пользу Афин, и победа над Мегарами сделала Солона самым популярным человеком в Аттике. Среди широких слоёв на Солона стали смотреть не только как на талантливого полководца, но и как на социального реформатора (айсимнета), который может освободить афинское общество от тяготеющих над ним бед и примирить интересы врал-.дующих групп.

«Большинство гражданства стало на своих сходках уговаривать друг друга облегчить их положение, выбрать своим вождём одного надёжного человека, освободить должников от долгов, произвести передел земли и в корне изменить существующий порядок» 1.

После саламинской победы не могло быть сомнений, на кого должен пасть народный выбор.

В 594 г. Солон был выбран первым архонтом, наделённым широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок или вводить новый, быть «посредником», «законодателем» и «примирителем».

Время было тревожное, назревал крупный революционный взрыв. «Народ восстал против знатных и богатых. Недовольство было очень сильное, одни восставали против других». Страх перед надвигавшимся восстанием заставил эвпатридов помириться на, казалось, нейтральной личности Солона.

«Богатые (эвпатриды) знали его как человека зажиточного, бедные — как честного...» Он нравился и имущим и неимущим. Первые думали о равенстве в заслугах и нравственных качествах, вторые — о равенстве в мере и количестве. Обе стороны возлагали на Солона большие надежды  2.

Не последнее значение имело и то, что выбор Солона одобрил также и дельфийский оракул, игравший в то время первостепенную роль в международных делах Греции и пользовавшийся большим авторитетом в глазах всех слоёв населения.

«Садись на середину корабля и исполняй обязанности кормчего! Много афинян помогут тебе», — таков был совет жрицы дельфийского оракула—пифии.

Сам Солон свои цели и намерения изложил в звучных стихах (элегиях), отрывки из которых приводят Аристотель и Плутарх. Прежде всего Солон обращается к «сильным и богатым», убеждая их пойти на уступку, мотивируя это тяжёлым бедствием народа. Солон предупреждает эвпатридов, что государство уже не в состоянии сдержать напора порабощённых масс. В стране начинается брожение, подымается гражданская война. «Богатые и сильные» предчувствуют и дрожат перед надвигающимися бедствиями, но вследствие своей недальновидности они не решаются поступиться хотя бы частью своих прав и привилегий.

Общественные бедствия, говорит Солон, проникают в жилище каждого. Вследствие всеобщего недуга разрушаются государства. Много бедняков, скованных позорными цепями, продаются на чужбину, где они должны будут подчиняться насилию, нести жалкую долю рабов. Не лучше положение и порабощённых на родине. На них тяготеет не только позор неволи, но им приходится ещё дрожать перед жестокосердым господином.

Единственными виновниками всех происходящих несчастий Солон считает богачей—эвпатридов.

Любостяжатели-богачи, обладая огромными состояниями и увлекаемые корыстью на ложный путь, сами вследствие своего неразумения содействуют гибели государства.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия, в буквальном переводе «стряхивание бремени», т. е. снятие долговых' камней, стоявших на участках должников. Сисахфия единым актом освобождала массу должников, которыми была полна Аттика. Вместе с уничтожением долгов запрещалась впредь личная кабала и продажа в рабство. Отныне земля и личность человека объявлялись свободными. «О том, что сделал я, — говорит Солон в одной из элегий, —пусть перед небесным трибуналом поведает Мать чёрная земля, величайшая из олимпийских божеств. С неё я снял много долговых столбов. Рабыня прежде, теперь—свободная она!»  3

Проданные в рабство за долги за пределы Аттики теперь возвращались на родину. «Я возвратил в свой город богозданный [в Афины] многих, проданных в рабство. Возвратил также и тех, кто бежал от безвыходной нужды и, долго странствуя по свету, почти уже забыл аттическую речь. Других, в позорном рабстве бывших и дрожавших перед своими господами, я освободил. И сделал я всё это по закону, силу с правдой сочетав. Я сделал так, как обещал»  4.

Солонова сисахфия своим остриём была направлена против эвпатридов, крупных землевладельцев, в защиту средних собственников и свободных арендаторов. Практическим следствием сисахфии было увеличение количества средних земельных собственников, становившихся с этого времени социальной опорой афинского полиса.

За сисахфией последовала целая серия других реформ, подрывавших влияние эвпатридов и укреплявших социально- экономическое положение средних прослоек — крестьян, ремесленников и торговых людей.

Главной хозяйственной отраслью оставалось сельское хозяйство, но это уже не было старое хлебопашество и скотоводство. Со времени Солона Аттика превратилась в страну садово-огородных культур — винограда, маслин, фруктов и овощей. Разведение садово-огородных культур требовало известных средств, и потому они были доступны только средним прослойкам демократии, на которые Солон по преимуществу и опирался. В их интересах он издал законы, регулировавшие посадку деревьев и ирригацию, без которой невозможна высокая плантационная культура. В целях поддержания на известном уровне садово-огородных культур были изданы специальные правила о совместном пользовании колодцами, содержании в надлежащей исправности оросительной системы и о посадке растений.

Для поощрения разведения садово-огородных культур Солон разрешил вывоз за границу оливкового масла и, наоборот, в целях обеспечения городского населения хлебом воспрещал экспорт зерна. Против возможной тенденции земельной концентрации в будущем Солон издал закон о земельном максимуме, о котором упоминает римский юрист Гай 5  и отрицать издание которого нет никакого основания. Закон о земельном максимуме Солона не стоит в противоречии с общей тенденцией эпохи. Аналогичные законы издавались и в других полисах в VII—VI веках.

«Процветавшим в досолоновскую эпоху ростовщическим операциям с землёй был положен предел, равно как и безмерной концентрации землевладения» 6. Далее, в интересах главным образом верхнего слоя демократии и в ущерб эвпатридам была введена свобода завещания, утверждавшая частную собственность в Афинах и допускавшая дробление родовых поместий, тогда как прежде земля наследовалась родом. Ту же самую тенденцию проводил и закон Солона против роскоши, ограничивавший траты на похороны и украшения.

Законодательное признание частной собственности и допущение передачи и дробления земель составляют центральный пункт солоновых реформ. Это развязывало руки предпринимательской инициативе, оживляло экономическую деятельность и давало новый толчок рабовладельческой культуре.

Аттика VI века была не только страной сельского хозяйства, но также страной торговли и ремёсел, продукты которых находили сбыт во всей Греции и за её пределами. Правда, ни размеров торговли, ни её удельного веса в общей экономике Аттики не следует слишком преувеличивать. В интересах более лёгкого и правильного обмена установлена была унификация мер и веса. Вместо малоценной эгинской монеты была введена полноценная эвбейская монета, облегчавшая торговые операции с малоазийской Грецией.

Не были забыты также и ремесленники. В Афинах, как отмечалось выше, уже в то время существовали целые кварталы, населённые мастерами различных специальностей. Солону приписывают, между прочим, ряд мероприятий, имевших целью поощрение и расширение ремёсел. Так, он постановил, что сын имеет право отказать отцу в поддержке, если тот не выучил его в юности какому-либо ремеслу.

«Видя, что почва Аттики не в состоянии прокормить всё возрастающее население и что земля не может доставить средств к жизни праздной, ничем не занятой массе людей, Солон обратил особое внимание на ремёсла. Одновременно с этим он поручил ареопагу наблюдать за средствами жизни каждого и строго наказывать праздных» 7.

Помимо ремесленников-афинян в Афинах проживало много пришлых ремесленников (метэков), не пользовавшихся полными правами гражданства. С целью увеличения политического веса ремесленного класса Солон пополнил его состав многими метеками, получившими теперь права афинского гражданства. Это увеличивало силу и влияние торгово-ремесленной городской демократии.

Логическим завершением всех мероприятий Солона была его политическая реформа—тимократия. Господствующее положение эвпатридов обеспечивалось не только их богатством, но и политическими привилегиями. Занятие высших должностей и политическое руководство сохранялись за ними по наследству в силу привилегии рождения. Солон в принципе уничтожил политические привилегии эвпатридов введением имущественного ценза. Вместо привилегии рождения — геннекратии — в Аттике устанавливалась привилегия имущества и общественной службы — тимократия (тимё —  имущественный ценз). Если даже признать — как это полагают историки Р. Ю. Виппер, Глоц и др.,— что тимократия существовала уже до Солона, то и тогда реформа Солона не теряет своего исторического значения. Переходом на новую единицу мер и веса Солон снизил имущественный ценз и тем самым расширил круг полноправных граждан.

По имущественному цензу всё гражданское население Аттики делилось на четыре класса, или разряда. За основу ценза был принят земельный ценз, доход, получаемый с земли, что и понятно в сельской Аттике. Первый разряд составляли пентакосиомедимны, получавшие со своих полей, садов и огородов 500 медимнов (один медимн равен приблизительно 41 литру) в твёрдом (зерно) или жидком (вино, масло) виде. Ко второму разряду, всадников, принадлежали имевшие 300 медимнов. Третий и самый большой разряд составляли зевгиты — собственники средней руки, имевшие 200 медимнов дохода. Все прочие граждане зачислялись в четвёртый разряд — фетов.

«... таким образом, вводится в конституцию совсем новый элемент — частная собственность. Права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности, и поскольку стали приобретать влияние имущие классы, постольку стали вытесняться старые кровнородственные объединения; родовой строй потерпел новое поражение» 8.

Деление на классы преследовало не только политические, но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала обязанность несения военной службы, снаряжения на собственные средства и отправления в поход лично и в сопровождении своих рабов и зависимых людей. Первые два класса составляли кавалерию (всадничество), выезжавшую в поход на лошадях, третий класс (зевгиты) составлял тяжело-вооружённую пехоту (гоплитов), четвёртый разряд (феты) служил в легковооружённой пехоте и нёс неслужебные обязанности при войске. Сверх того на первые два класса налагались ещё и другие общественные повинности (литургии), как-то: устройство общественных праздников, поставка для государства оснащённых кораблей (навкрарии) и т. д.

Высшим источником власти, сувереном права, по конституции Солона, признавался весь на род. Политическим органом, выражавшим волю народа, было народное собрание (экклесия), в котором могли участвовать все взрослые афинские граждане, в том числе и самые бедные из них — феты. Экклесия выбирала всех должностных лиц, но избранными на государственную должность могли быть только граждане первых классов. Самые же высшие и связанные с большими тратами должности архонтов предоставлялись самым богатым людям.

Вторым демократическим органом был введённый Солоном суд присяжных (гелиея), высший судебный орган Афин. Подготовительная работа по делам, поступавшим на рассмотрение и решение экклесии, возлагалась на вновь созданный совет четырёхсот. Совет четырёхсот выбирался по родовым филам, по сто человек на каждую филу. Ареопаг хотя и сохранялся, но его права были сильно урезаны. Часть функций ареопага отошла к гелиее и совету четырёхсот.

Таково законодательство Солона, которым было окончательно оформлено государство и заложены основы афинской демократии.

Из аристократической страны, страны крупного родового землевладения, Аттика после солоновых реформ превратилась в страну средних и мелких владельцев. Наличием большого числа средних прослоек среди жителей Афины отличались от ионийских городов Малой Азии, а признание прав индивида и частной собственности отличало Афины от дорийской Спарты. Афинский полис из всех трёх вышеназванных типов греческих полисов оказался одновременно наиболее устойчивым и гибким. На этом основании его можно рассматривать как образец греческого полиса.

По широте и многообразию реформ, смелости и решительности, с которыми они проводились в жизнь, Солон с полным правом может быть назван не реформатором, а революционером, а эпоха Солона с таким же правом может быть расцениваема как эпоха политических революций.

«Солон... открыл ряд так называемых политических революций, открыл его вторжением в отношения собственности» 9.

Но при всей широте и многообразии реформы Солона не могли, однако, удовлетворить все слои афинского общества. Недовольны Солоном были две крайние группы: во-первых, урезанные в своих правах и богатствах эвпатриды и, во-вторых, безземельные или малоземельные феты.

В элегиях Солона отражена борьба между этими группами, со всей силой развернувшаяся уже после отъезда Солона из Афин. Солон не отрицает компромиссного характера своей политики, долженствовавшей «примирить бедного с богатым», и отвечает на упрёки, бросаемые ему с правой и левой стороны: «Я, — заявляет Солон, — силу с правдой сочетал, никого не обидел и никого не возвысил. Простому народу я дал столько власти, сколько следовало. Я не лишил его законных прав, но и не дал ему ничего лишнего. Не обидел, далее, я и тех, кто имел в своих руках большие имущества и пользовался большим влиянием. Я стал, покрывая своим крепким щитом обе стороны, не давая ни одной из них перевеса».

«Но,— продолжает Солон,—конечно, теперь должны горько разочароваться все, возлагавшие большие надежды на «грабёж полей богатых». Они полагали, что я потерплю их насилия и буду спокойно смотреть на их противозаконные действия. Однако неправильно и плохо они думали. Поэтому вследствие разочарования в своих надеждах они теперь косо смотрят и сердятся на меня, как на своего врага. Но нет нужды. Что я хотел, то я и исполнил».

«— Не по нраву мне, чтобы в земле родной худым и благородным доля равная была»  10. После того как Солон провёл свои законы, он сложил полномочия и уехал из Афин.

После отъезда Солона классовая борьба в Афинах разгорелась с новой силой. Боролись следующие группы: жители равнины— педиеи, представители крупного землевладения (эвпатриды), стремившиеся к возврату досолоновских порядков, паралаи— жители приморской полосы, где преобладали торговцы и ремесленники, стоявшие за сохранение солоновского устройства, и диакрии — крестьяне гористой области Аттики, которые были недовольны реформами Солона и стремились к переделу земли. Вождём педиеев был Ликург, паралиев—Мегакл Алкмеонид, диакриев—Писистрат.

Примечания

1. Плутарх, Солон, 13.

2. Там же, 13, 14.

3. Аристотель, Афинская полития, 12.

4. Там же.

5. Digesta, I, 1, 13.

6. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 132.

7. Плутарх, Солон, 22.

8. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 132.

9. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 130.

10. Аристотель, Афинская полития, 12.

Сергеев В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ, 1948, с. 167-174.


Вернуться на главную страницу Солона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС