Северянин Игорь
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Северянин Игорь

1887 - 1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Игорь Северянин

Северянин Игорь (настоящая фамилия - Лотарев) Игорь Васильевич (1887 - 1941), поэт.

Родился 4 мая (16 н.с.) в Петербурге в семье отставного штабс-капитана, культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). С девяти лет писал стихи.

Юношеские годы провел в усадьбе "Сойволе" недалеко от Череповца Новгородской губернии, где окончил четыре класса реального училища. Затем уехал с отцом в Порт Дальний. Север пробудил в душе будущего поэта вдохновение (отсюда его псевдоним - Северянин).

Вернувшись в 1904 к матери, жил у нее в Гатчине. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 было опубликовано стихотворение "Гибель Рюрика", затем еще ряд отдельных стихотворений.

Первым поэтом, приветствовавшим появление 'Северянина в поэзии, был К.Фофанов (1907), вторым - В.Брюсов (1911). С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях). Настоящая слава пришла к нему после выхода в свет сборника "Громокипящий кубок" (1913). В том же году стал давать собственные поэзоконцерты, совершил первое турне по России вместе с Сологубом.

Затем последовали другие сборники стихов Северянина - "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Вечера поэта проходили с огромным успехом, чему способствовал его исполнительский дар. Б.Пастернак. вспоминал: "... На эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин..."

Связи семьи Лотаревых с эстонским краем были давние: здесь учился отец поэта, его братья. Впервые Северянин посетил эти места (поселок Тойла) в 1912, затем часто отдыхал там в летние месяцы.

В 1918 перевез туда больную мать. Ненадолго заехав в Москву, где на вечере в Политехническом музее был избран "Королем поэтов", вернулся в Тойлу. Оккупация немцами Эстонии (в марте 1918), образование самостоятельной республики (1920) отрезали его от России. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой - поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут.

Находясь в эмиграции, продолжал писать. Выпустил сборники стихов "Вервена"(1920), "Менестрель" (1921), роман в стихах "Падучая стремнина" и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство помогло Северянину, назначив субсидию. Последние годы ему жилось тяжело, одиноко.

Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война.

22 декабря 1941 Северянин умер в оккупированном фашистами Таллинне.

 

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Северянин Игорь (псевд. Лотарева Игоря Васильевича) (4[16].05.1887—20.12.1941), поэт, переводчик. Родился в Петербурге в семье офицера. Стихи сочинял с детских лет. Отроческие годы провел на берегу р. Суды в 30 верстах от г. Череповец Вологодской губ. в усадьбе Сойвола, принадлежавшей М. П. Лотареву (дяде Игоря по отцу). Образование получил в Череповецком реальном училище, директором которого был кн. Б. А. Тенишев. Полюбил богатую природу Севера и пристрастился к рыбной ловле. Весной 1903 совершил с отцом поездку в Порт Дальний (Далянь, Китай), где прожил полгода. Поездка эта много дала юному поэту: он увидел просторы России.

Переживал события русско-японской войны 1904—05. В февральском номере солдатского журнала «Досуг и дело» (1905) напечатал патриотическое стихотворение «Гибель Рюрика». От этой публикации исчислял свой творческий стаж. Считал себя учеником «русской Сафо» М. Лохвицкой, провозгласившей на рубеже веков в поэзии свободу чувств, культ красоты. В нояб. 1907 познакомился с поэтом К. Фофановым, горячо одобрившим его стихи. Избрал псевд. Игорь-Северянин (написание через дефис в печати не привилось). За свой счет издавал брошюры стихов, о которых критика молчала. Стихи свои Северянин называл «поэзами».

В янв. 1910 И. Наживин прочитал в Ясной Поляне Л. Толстому стихи Северянина из брошюры «Интуитивные краски». «Хабанера II» возмутила Толстого своей «безнравственностью». Как вспоминал Северянин впоследствии: «…с легкой руки Толстого… меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи…». Первые поклонницы его таланта — гимназистки, эмансипированные дамы, слушательницы Высших женских курсов, медички. Он не читал стихи, а пел их на сочиненные им мелодии. Это новшество способствовало северянинскому успеху. «Мое творчество стало развиваться на двух основных принципах: классическая банальность и мелодическая музыкальность» (И. Северянин. «Образцовые основы»).

В 1911 Северянин объявил о создании «Эго Вселенского футуризма». Манифест эгофутуризма выглядел умеренно: предтечи К. Фофанов и М. Лохвицкая, «…поиски нового без отверганья старого». Соратниками Северянина стали Грааль-Арельский (С. С. Петров) и Г. Иванов. Несколько позднее возник кубофутуризм (В. Хлебников, А. Крученых В. Маяковский, Д. Бурлюк). Эта группа ратовала за уничтожение старого искусства: «Бросим Пушкина (и др. классиков) с Парохода Современности». Между двумя группами российского футуризма шло соперничество и полемика.

Эгофутуризм просуществовал всего несколько месяцев. Г. Иванов и Грааль-Арельский ушли в «Цех поэтов», которым руководил Н. Гумилев.

Первая книга Северянина «Громокипящий кубок» вышла в 1913 в московском издательстве «Гриф» с предисловием Ф. Сологуба. Она принесла автору ошеломляющий успех. Переиздания следовали одно за другим. Книга сразу попала в фокус внимания критики.

Притчей во языцех стало заявление поэта: «Я, гений Игорь-Северянин, // Своей победой упоен: // Я повсеградно оэкранен! // Я повсесердно утвержден!» Гумилев писал в «Аполлоне»: «Игорь Северянин — действительно поэт, к тому же поэт новый. Что он поэт доказывает богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои, и остро пережитые, темы».

Слава Северянина ширилась в процессе его частых турне по городам России. На гребне успеха он выпускает в свет новые книги: «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт». Однако В. Ходасевич в статье «Обманутые надежды» отмечал: «Плохую службу сослужили Северянину его публичные выступления… Одно дело — читать стихи с эстрады, другое — для эстрады писать их. Слишком изучил Северянин, что вызывает аплодисменты, что нет… Северянин пишет “под Северянина”. Нужно ли говорить, что такие старания неизбежно бесплодны?»

Пиком своего всероссийского признания Северянин считал избрание его «королем поэтов» в Политехническом музее в Москве (27 февр. 1918).

В годы революции и гражданской войны жил в приморском селении Тойла. При отделении Эстонии от России оказался вынужденным эмигрантом. В эмиграции издал 17 поэтических книг. Выступал с чтением среди соотечественников, покинувших Россию и проживающих по всей Европе.

К сер. 1920-х поэзия Северянина становится во многом иной. Газета «Дни» сообщала о выступлении поэта в Литературно-художественном кружке в Берлине (4 мая 1925): «Время наложило свою печать на характер его творчества, поблекла и пресловутая эстетность, утихомирилась самовлюбленность, не слышно нарочитых словечек. Лирика его новых стихов посвящена мотивам гражданским: душа поэта скорбит об умученной родине, тянется к ней, верит в ее близкое освобождение…».

Лучшая книга зарубежного периода творчества Северянина — «Классические розы» (Белград, 1931). В ней «король поэтов» явил себя как большой русский поэт XX в. «О России петь — что стремиться в храм // По лесным горам, полевым холмам…» («Запевка»). Обретение России Северянин связывает с церковным покаянием всего народа, в котором растворится его «эго» («Слова Солнца»). Драматическое понимание образа родины и своей судьбы поэт выразил в стихотворении «Бывают дни»: «Слом Иверской часовни. Китеж. // И ругань — мать, и ласка — мать… // А вы-то тщитесь, вы хотите // Ширококрайную объять! // Я — русский сам, и что я знаю? // Я падаю. Я в небо рвусь. // И сам себя не понимаю, // А сам я — вылитая Русь!» С мягкой грустью вспоминает поэт былое: «В тот день», «Стихи Москве», «Пасха в Петербурге», «Тишь двоякая» и др. Гимн любви создал Северянин в стихотворении «Все они говорят об одном», музыку к нему написал С. Рахманинов.

Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник сонетов «Медальоны» (1934) проникнуты патриотизмом, ностальгическими переживаниями отторгнутости от Родины. Северянин верил, что русский народ разрушит преступный режим еврейских большевиков:

И сломит гнет, как гнет ломала
Уже не раз повстанцев рать…
Родиться русским — слишком мало:
Им надо быть, им надо стать!

В связи с турне И. А. Бунина по республикам Прибалтики (весна 1938) Северянин написал очерк «Моя первая встреча с Буниным».

Он был уже серьезно болен, когда Эстония официально присоединилась к СССР (6 авг. 1940). Его морально поддерживала переписка с давним сподвижником по эгофутуризму, поэтом Г. Шенгели (Москва). Наступившие тяжелые условия военного времени, оккупация немцами Эстонии — ускорили кончину поэта. 

М. Шаповалов

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Северянин Игорь (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев) [4(16).5.1887, Петербург - 20.12.1941, Таллин] — поэт.

Родился в семье офицера. Окончил реальное училище в г.Череповце. Начал писать стихи с 8 лет. Первое стихотворение «Гибель Рюрика» появилось в печати в ежемесячном журнале для солдат и нижних чинов «Досуг и дело» в 1905. Ранние стихи носили ученический характер и не вызвали интереса у читателей. Но начинающий автор проявил завидное упорство в желании привлечь к себе внимание. На свои деньги он издал в общей сложности 35 брошюрок собственных стих, и разослал их по редакциям «для отзыва». Но поэта не замечали вплоть до 1909, когда на него «обратил внимание» Л.Н.Толстой, который пришел в негодование от стихов из брошюры «Интуитивные краски». После этого имя Северянина стало широко известным. «С легкой руки Толстого,— вспоминал Северянин,— меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие...» Северянин выступает в самых престижных залах Петербурга: Городской думы, Благородного собрания, в Конференц-зале Академии художествественном университете, на Высших женских курсах, в театре «Комедия», в «Бродячей собаке» и других.

Названия сборников Северянина носили претенциозный характер: «Зарницы мысли», «Интуитивные краски» (оба — 1908), «Колье принцессы» (1910), «Электрические стихи», «Эпиталама», «Ручьи в лилиях. Поэзы» (все —1911), «Качалка грезерки» (1912).

В ранних стихах Северянин можно проследить зависимость молодого поэта от К.Фофанова и В.Брюсова. К этим двум именам следует прибавить и Мирру Лохвицкую, чью утонченную лирику Северянин ценил очень высоко и которую считал своей предшественницей.

Настоящая слава пришла к поэту лишь в 1913, когда появился его сборник «Громокипящий кубок», который стал событием в русской поэзии начала века.

В течение двух лет книга выдержала 7 изданий. Предисловие к ней написал Ф.Сологуб; А.Блок в дневнике записал: «Отказываюсь от многих своих слов: я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это настоящий, свежий, детский талант...» Сочувственно отозвался о молодом поэте и Н.Гумилев, отмечая «богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои, и остро пережитые, темы».

К этому времени Северянин уже заявил о себе как о создателе нового литературного направления, которое он назвал по примеру итальянского поэта, публициста и теоретика литературы Маринетти футуризмом. «В отличие от школы Маринетти,— писал в связи с этим Северянин,— я прибавил к этому слову приставку "эго" и в скобках: "вселенский"». Ядро группы эгофутуристов, помимо самого Северянина, составили поэты Константин Олимпов (сын К.Фофанова), Грааль Арельский (С.Петров), Георгий Иванов. Непродолжительное время к ним примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Борис Лавренев и некоторые другие. Но союз этот был непрочен и быстро распался. В 1913 Северянин поехал с «собственными поэзоконцертами» по городам России (Минск, Кутаиси, Харьков, Симферополь, Севастополь и др.).

С самого начала Северянин решительно отмежевался от кубофутуристов. На их предложение «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочие и прочие с "Парохода современности"» Северянин отвечал: «Не Лермонтова с парохода, а бурлюков на Сахалин».

Свое понимание нового литературного направления Северянин изложил в «Прологе эгофутуризма» (1911): «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз». Здесь же и саморекламное заявление: «Я прогремел на всю Россию как оскандаленный герой!.. / Литературного Мессию во мне приветствуют порой». Год спустя появилось его скандальное заявление: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен: я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден» («Эпилог»). Самолюбование поэта достигает того предела, когда это становится уже и комичным, и пошлым: «Мой стих серебрянобрильянтовый живителен, как кислород. "О гениальный! О талантливый!" — мне возгремит хвалу народ» («Самогимн»); «В экстазе идолопоклонства молюсь таланту своему» («Поэза о солнце, в душе восходящем»).

Вслед за «Громокипящим кубком» появились сборники «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском», «Укюпа Кеа», «Поэзо-антракт» (все — 1915), «Тост безответный» (1916). Эти книги не прибавили ничего существенного к творческому облику поэта. Бросалось в глаза самоповторение, варьирование уже достигнутого. Однако слава Северянина держалась по-прежнему высоко, чему немало способствовали его публичные выступления. Северянин был великолепный чтец, исполнял свои «поэзы» особым образом, нараспев, чем умело выделял их мелодичную основу. Да и сами названия стих, подчеркивали их связь с музыкой: «Хабанера», «Полонез», «Ноктюрн», «Соната», «Увертюра», «Симфония», «Серенада», «Интродукция», «Интермеццо» и т.д. И действительно, стихи Северянин исключительно мелодичны, многие из них словно бы напоены музыкой. Не случайно на стихи Северянина писали музыку композиторы, среди которых был С.В.Рахманинов. Романсы на слова Северянина включал в свою программу А.Вертинский.

27 февр. 1918 в зале Политехнического музея происходило избрание короля поэтов. В конкурсе принимали участие К.Бальмонт, В.Маяковский и другие менее известные. Победу одержал Северянин, которому и присудили звание«короля поэтов».

В самых ранних стихотворениях Северянин иногда затрагивал мрачные стороны жизни («А знаешь край?», «Памяти Н.А.Некрасова»), Но темы «униженных и оскорбленных» были чужды поэту, их трудно было совместить с его мироощущением, с его эстетикой. Свою позицию художника относительно реальной действительности он выразил намеренно четко: «Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс». И поэт следовал этому принципу неукоснительно вплоть до того времени, когда жизнь вдали от родины обернулась для него своей изнанкой. Но в период своей славы Северянин принципиально уходил не только от политики, но и от всего, что могло омрачать радость жизни. И делал это самозабвенно, упоенно, с вызовом; но салонно-будуарный стиль, к которому тяготел Северянин, придавал его поэтической работе уродливый и пошлый вид. В то же время у Северянина есть немало произведений, отмеченных и подлинным чувством, и высоким мастерством: «Душа поет и рвется в поле, / Я всех чужих зову на "ты"... / Какой простор! Какая воля! / Какие песни и цветы!» Поэт готов, «как друга, целовать врага», потому что «виновных нет: все люди правы в такой благословенный день!» («Весенний день»).

В произведениях Северянин часто встречаются имена выдающихся деятелей литературы и искусства: Сафо, Шекспир, Пушкин, Фет, Гумилев, Ахматова, Чайковский, Шопен, Григ и другие. Многие из них поэт посвятил отдельные сонеты, которые впоследствии издал отдельной книгой под названием «Медальоны» (1934). В нее вошли 100 сонетов и вариаций о поэтах, писателях и композиторах. Не все из них удачны, характеристики, данные в них, часто поверхностны и носят субъективный характер.

Северянин виртуозно владел техникой стихосложения. Его ритмы оригинальны, многообразны, стихотворные формы изобретательны, рифмы (среди них нередко составные, каламбурные) часто свежи, неожиданны.

Северянин любил щедро оснащать свои «поэзы» иностр. словами. Редкое его стих, обходится без них: «муар», «паж», «ландо», «манто», «будуар», «боа», «эксцесс», «мисс», «клеврет», «одалиска», «колье», «комфортабельно», «элегантно» и т.д.

Однако порой для поэта важнее было звучание такого слова, а не его смысл. И тогда Северянин, теряя чувство меры, начинал экспериментировать над словом: «пора популярить изыски», «звонко душа освирелься», «и было тундрово, и было северно», «снежеет дружно, снежеет нежно, над ручейками хрусталит хрупь», «водопадить», «осупружиться», «фиалковый фиал», «девятнадцативешняя», «беззаконец». От существительного «элегия» поэт образует «элежно», от глагола «предать» — «предаж», дама полусвета у него «демимонденка»... Именно за это, а также за непомерное тщеславие и пошлость В.Брюсов подверг резкой, но справедливой критике последовавшие за «Громокипящим кубком» сборники Северянина «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Viktoria Regia».

Октябрьские события 1917 резко изменили личную и творческую судьбу Северянина. Еще до этих событий поэт часто ездил в Эстляндскую губернию (Эстония) и проводил там летние месяцы.

В 1918 он перевез туда больную, старую мать. Здесь же он познакомился со своей будущей женой. Обстоятельства сложились так (немецкая оккупация, провозглашение Эстонии самостоятельным государством), что поэт оказался за пределами родины. С. никогда не считал себя ни беженцем, ни эмигрантом (об этом он пишет в стихотворении «Наболевшее») и постоянно подчеркивал свою духовную связь с Россией и свой «русский талант».

В творчестве Северянин отчетливо прослеживаются два периода: первый — до 1918 и второй — с 1919 по 1941. Первый период характеризует творчество Северянина как ярко романтическое. Поэт создает свой особый мир, далекий от реальной жизни. Это страна грез — Миррелия, названная так в честь «певицы страсти» Мирры Лохвицкой. В этой стране царствуют две королевы: Любовь и Красота. В этой стране женщина (неважно, кто она: принцесса или заурядная кокотка, велико-светская дама-куртизанка или деревенская простушка) — предмет поклонения.

Параллельно с этой сказочной страной в творчестве Северянина существует мир полусветской богемы. Скучающих героинь его, жаждущих экзотики, можно встретить «у эскимосской юрты» и «в тропической Мексике», на берегу моря, «где ажурная пена», и «в шале березовом, совсем игрушечном и комфортабельном, у зеркалозера, в лесу одебренном». Поклонники этих дам — завсегдатаи салонов, любители загородных прогулок «в ландо моторном, в ландо шикарном», эстетствующие снобы и гурманы.

С 1918 Северянин постоянно живет в Эстонии. Он много работает. За годы, проведенные за рубежом, Северянин выпустил 17 книг, однако тираж их был мал и спрос на них невелик. В начале 1920-х Северянин еще часто совершает гастрольные поездки в другие страны. Он выступает в концертных залах Литвы, Латвии, Финляндии, Польши, Германии, Югославии, Румынии, Болгарии и Франции. В Берлине Северянин в 1922 выступал совместно с Маяковским и А.Н.Толстым.

В первой половине 1920-х Северянин публикует автобиографическую трилогию, состоящую из поэм «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина», «Колокола собора чувств».

В 1925 Северянин опубликовал «роман в строфах» под названием «Рояль Леанд-ра». Отталкиваясь от пушкинской «энциклопедии русской жизни», автор в этом романе, написанном онегинской строфой, сделал попытку дать широкую картину литературно-художественной и общественной жизни России накануне Первой мировой войны. В произведении мелькают многочисленные имена писателей, артистов, философов, композиторов, художников, политических деятелей. Но их краткие характеристики и авторские комментарии в виде лирических отступлений мало способствуют реализации замысла. Из других крупных произведений Северянина этого периода следует отметить поэму «Солнечный дикарь», которую автор назвал «утопической эпопеей»; содержание ее навеяно идеями Руссо.

Если основные темы прежних стихов Северянина, по его собственному определению,— это Любовь и Слава, то после 1919 их сильно потеснила тема покинутой, но не утраченной родины. Она стала главенствующей в лучшем сборнике лирики Северянина зарубежного периода — «Классические розы» («Отечества лишенные», «Колыбель культуры новой», «Стихи о Москве», «Пасха в Петербурге», «Моя Россия», «В пути», «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!» и многие другие.).

Среди стихов книги есть подлинные шедевры, такие, как «Запевка», «Классические розы», «И будет вскоре...», «Не более, чем сон» и другие.

Особое место в творчестве Северянина «эстонского периода» стала занимать пейзажная лирика. Поэт еще раньше заявил о себе как художник, тонко чувствующий красоту природы. В новых стихах значение ее для поэта неизмеримо возрастает, природа становится неотъемлемой частью его бытия: «На земле, в красоте...», «И тогда», «Вода примиряющая», «В забытьи», «Все они говорят об одном», «Осенние листья» и другие. Северянин почти полностью отказался от прежней манерности, изобретательных изысков; его речь приобретает классическую ясность, простоту и естественность.

Переводческая деятельность Северянина этого периода — особая страница его творческой биографии. Он много трудится над переводами произведений прежде всего эстонских поэтов: Л.Алле, Ю.Лийв, Ф.Туглас, И.Семпер, Й.Барбарус, Г.Виснапу, М.Ундер, А.Ранник.

В 1928 Северянин издал антологию эстонской лирики за 100 лет. Он переводит также стихи с французского (Ш.Бодлер, П.Верлен, С.Прюдом и др.), немецкого (Д.Лилиенкорн), польского (А.Мицкевич), болгарского (Х.Ботев, П.Славейков) и др.

На присоединение Эстонии к СССР С. откликнулся несколькими стих., в которых выразил радость по поводу возвращения на родину («Привет Союзу», «Ты только, крестьянская, рабочая»), худож. ценность которых, однако, невысока. Тяжелобольной поэт мечтал переехать в Ленинград, но помешала война с фашистской Германией. В дек. 1941 Северянин скончался.

В.Ф.Дитц

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.281-285.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Соч.: в 5 т. / под ред. В.А.Кошелева и В.А.Сапогова. СПб., 1995-97;

Стихотворения. Л., Б-ка поэта. Малая серия. 1975;

Стихотворения, Таллинн, 1987;

Стихотворения. М., 1988;

Стихотворения. Поэмы. Архангельск, 1988;

Стихотворения и поэмы 1918—41. М., 1990;

Сочинения. Таллинн, 1990;

Падучая стремнина. Роман в 2 ч. Таллинн, 1991.

Стихотворения и поэмы. 1918-1941. М., 1990;

Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза / предисл. и комм. Е.Филькина. М., 1999;

Избранное / вступ. статья М.Латышева. М., 1999;

Избранное / сост. В.М.Рошаль. СПб., 2000. (Б-ка поэзии).

Литература:

Критика о творчестве Игоря Северянина: Статьи, рецензии. М., 1916;

Рождественский В.А. [Вступ. статья] // Северянин И. Стихотворения. Л., 1975;

О Игоре Северянине. Череповец, 1987;

Фигурнова О.С. Игорь Северянин в Эстонии [Библиография] // De Visu. 1933. №2;

Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов «серебряного века». М., 1993;

Документова Н.Т. Игорь Северянин и Константин Фофанов (По архивным материалам) // Творчество писателя и литературный процесс: сб. статей. Иваново, 1993;

Исаков С.Г. Русские в Эстонии. 1918-1940. Тарту, 1996;

Шаповалов М.А. Король поэтов: И.Северянин. Страницы жизни и творчества (1887-1941). М., 1997;

Аннинский Л. Серебро и чернь. М., 1997;

Сыроватко Л.В. Мотивы Достоевского в книгах стихов Максимилиана Волошина и Игоря Северянина // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2000. С.203-213.

Шумаков Ю. Колокола мне шлют привет. Таллинн, 1991;

Он же. Пристать бы мне к родному берегу… Таллинн, 1992;

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС