Юхан Тобиас Сергель
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Юхан Тобиас Сергель

1740-1814

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Юхан Тобиас Сергель

Сергель - Амур и Психея

Юхан Тобиас Сергель (1740-1814). Нельзя сказать, что широкая известность сопутствовала при жизни шведскому скульптору Юхану Тобиасу Сергелю. Между тем он был личностью замечательной, его классические, исполненные в мраморе композиции и портреты, памятник королю Густаву III для Стокгольма, его графика были вполне достойны прижизненной славы. В творчестве скульптора было немало сложного, противоречивого и даже загадочного. Ведь минуло по меньшей мере столетие после его смерти, прежде чем историки искусства отвели Сергелю место одного из основоположников западноевропейского неоклассицизма. А сегодняшнее искусствознание утверждает, что открытие истинного Сергеля еще впереди. Среди своих современников-скульпторов, увлеченно осваивавших традиции античности, таких как итальянец Антонио Канова (1757-1822), датчанин Бертель Торвальдсен (1768- 1844), немец Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850), -Юхан Сергель, бесспорно, выделяется особой остротой мировосприятия, безудержностью фантазии, мощностью творческого темперамента, выдвигавшего его постоянно на грань между ясной идиллически спокойной гармонией классицизма и таинственно-тревожным, полным диссонансов романтическим искусством. Такой неординарный характер индивидуальнести скульптора формировался на сложных поворотах жизненного пути. Начало его было достаточно безоблачным и благополучным, конец же - почти трагическим.

Юхан Тобиас Сергель родился 28 августа в Стокгольме, в семье придворного гравера Кристофера Сергеля (1693- 1773). С шестнадцати лет юноша работает в мастерской отца и одновременно берет уроки рисования у Яна Эрика Рена, а у скульптора-орнаменталиста Андриена Масрелиеца учится рисованию и лепке. Через год начинаются еще более серьезные занятия у скульптора-француза Пьера Юбера Ларшевека, ученика знаменитого Эдма Бушардона. Молодой человек довольно быстро делает успехи в искусстве ваяния. Уже в 1758 году он как студент Академии, где преподает Ларшевек, получает "второй ежегодный приз" и сопровождает учителя в Париж. Три месяца из семи, проведенных там, Сергель учится во французской Академии.

Вернувшись из Франции, учитель и ученик около четырех лет вместе работают над скульптурным оформлением главного зала Стокгольмского дворца. За это время Сергель полу-

чает свою первую серебряную медаль Академии (1761), звание скульптора (1763) и самостоятельную должность на дворцовом строительстве. Начинается его работа над портретными медальонами и рельефами. Впереди - государственная стипендия для поездки в Италию, первый крутой поворот в творческой судьбе.

Перед молодым, подающим надежды скульптором открываются поистине новые жизненные горизонты. Пересекая половину Европы, через Дрезден, Вену, Триест и Венецию, в августе 1767 года Сергель приезжает в Рим. "Вечный город", полный живого, ощутимого очарования классической древности, с его замечательными памятниками античности и Возрождения надолго покоряет его. Он захвачен живописью Рафаэля и Микеланджело, копирует с антиков и ренессансных образцов. "Я увидел, - пишет он из Италии, - что ничего не знаю и должен начинать все снова... Античность днем и рисование с натуры вечером - вот чем я занимаюсь два года". Четыре года (1771-1775) он учится во Французской Академии в Риме. Здесь начинается его дружба с приехавшим из Англии Фюсли и датчанином Абильдгором. Сергель полон творческих замыслов и вдохновения, он создает свои первые композиции в духе чисто античной классики: "Юпитер и Юнона", "Венера и Анхиз", "Европа и Бык", наконец "Фавн" (1774), который приносит ему первый настоящий успех. Этим, в сущности, завершается счастливый итальянский период творчества.

В 1778 году король Густав III отзывает его из Рима и назначает придворным скульптором. Он возвращается домой через Париж (где его выбирают членом Академии), заезжает в Лондон. С 1779 года Сергель снова на родине. Он - член Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1790 году - уже профессор рисования в Академии, а через два года - кавалер ордена Ваза.

Могучий темперамент скульптора выражает себя многогранно. Он словно бы не может смириться с неизбежно длительным процессом ваяния, многоступенчатостью создания монументальных произведений в мраморе: Сергель с упоением отдается искусству рисунка. Прекрасная школа, полученная им в юности, зародившаяся в Италии дружба с таким виртуозом рисунка, как Фюсли, - все это находит свой блистательный выход и в подготовительных эскизах к фигурным композициям и памятникам, и еще больше - в самостоятельных рисунках сангиной, пером, тушью - на мифологические темы, в сатирических набросках, шаржах, жанровых сценах, портретах и автопортретах. Во всем здесь чувствуются острый аналитический ум художника, богатейшая эрудиция и свобода самовыражения. Сергель целиком поглощен искусством. У него все еще нет своей собственной семьи. Живы воспоминания об Италии, о тесном дружеском кружке разноплеменных братьев-художников, объединенных общей любовью к античности, духом поклонения красоте и сознанием свободы творческого гения от религиозных и общественных условностей. В 1783 году Сергель, минуя церковный брак, соединяет свою жизнь с Анной Реллой Хельстрем, которая через девять лет станет матерью двух его детей.

Но Сергель на государственной службе. Король Густав III на целый год увозит его с собой в Италию в качестве чичероне. Второй "шведский период" завершается созданием модели памятника Густаву III. Смерть короля в 1792 году совпадает с рождением первого ребенка скульптора - сына, которого он называет Густавом. Сергель теряет своего главного покровителя и заказчика. Позже он скажет, что смерть короля-мецената стала смертью для шведского искусства.

Тонкая, уязвимая натура художника оказалась неподготовленной к трудностям, невзгодам, потерям. 1792-1795 годы - период глубокой душевной депрессии Сергеля. Именно в это время появляются рисунки, полные мрачных фантазий, безжалостного гротеска и самоанализа (близкие Фюсли по содержанию и по манере исполнения). В 1796 году он теряет свою последнюю опору: умирает Анна Релла Хельстрем. Четырехлетнего Густава берет к себе чета Форелиус. Маленькой дочери Юхана и Анны - Кристине всего три года. Мальчик воспитывается со своим ровесником, сыном Форелиусов, в городке Эскильстуна. Сергель проводит год в поместье своего друга Эренсверда на юге Швеции и у Абильд-гора в Копенгагене. Благодаря заботе друзей к 1798 году здоровье и дела скульптора несколько улучшаются. Он много работает, снова занимается скульптурой, исполняет бюст Густава Адольфа IV, множество портретных работ. В Германии говорят и пишут о нем как о выдающемся художнике. Его замечает сам Гете. Последний взлет вдохновения Сергеля связан с назначением его в 1810 году на пост директора Академии художеств и встречей с новым наследником шведского престола Карлом Иоганном. Однако надломленный дух художника недолго выдерживает новые официальные обязанности. 26 февраля 1814 года скульптор умирает.

Использованы материалы статьи Э.Ганкиной в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС