Сартр Жан Поль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сартр Жан Поль

1905-1980

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Жан Поль Сартр

Сартр (Sartre) Жан-Поль (1905-1980) — французский философ, писатель, один из главных представителей экзистенциализма. Биография. С 1929 по 1939 г. и с 1941 по 1944 г. преподавал философию в лицеях Франции. Участвовал в движении Сопротивления. С 1944 г. занимался литературной работой. Лауреат Нобелевской премии по литературе (от премии отказался). Исследования. Трактовал человека как полностью ответственного за свою судьбу. Человек есть то, что он из себя делает в каждый момент своей жизни. Все акты деятельности являются феноменологическими элементами, обусловленными задачами личностного самоопределения индивида. При этом сами предметы получают свою жизнь только в аспекте смысловых образований человеческой субъективности, в качестве повода для выбора человеком самого себя, своего существования. При этом основа выбора, служащего к достижению индивидом собственной аутентичности, задается подсознанием, которое через безотчетные душевные порывы и интуицию указывает направление для движения вперед. Важную роль при этом играет воображение как средство отрыва — за счет полагания несуществующего — сознания от мира, слишком тесно увязанного с рефлексивной конструкцией «Я» и его состояниями и актами. Еще одним знаком иного, иррационального мира выступает эмоция как непосредственное понимание, объединяющее в себе описание и объяснение. Испытывая эмоцию, индивид внезапно переходит из мира рационального, мира социального поведения, в мир архаичный и магический. Но, в отличие от 3. Фрейда, который трактовал бессознательное как причину человеческих поступков, по Сартру, «мерой бытия» психического является именно сознание, которое во всем обнаруживает свою ответственность. Сартр, в противоположность психоанализу, разработал экзистенциальный анализ, в котором ставится цель вскрыть и зафиксировать в понятийном аппарате выборы, делаемые человеком, для чего служит рассмотрение тех биологических и социальных обстоятельств детства, в ответ на которые человек себя утверждает. Особое внимание уделял проблеме отчуждения. По мнению Сартра, существует «синхроническое» и «диахроническое» отчуждение, причем последнее им понималось как результат опредмечивания, как неснимаемое, неизбежно присутствующее в предметной деятельности человека. В своих работах он утверждал, что неотчуждаемость свободы человека, с одной стороны, и фундаментальная конфликтность межличностных отношений («бытие-для-другого») — с другой, антитеза творческой индивидуальной практики и безликого, инертного социального бытия с неизбежностью порождают отчуждение. Отчуждение, по его мнению, — «следствие однозначного внутреннего отношения, которое соединяет человека как практическое существо с его окружением».

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 513-514.

Сочинения: L'etre et le neant: essai d'ontologie phenomenologique. P.: Gallimard, 1943; Экзистенциализм — это гуманизм. M., 1953; Очерк теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Литература: Кульмина Т. А. Человеческое бытие как «ничто» (Ж.-П. Сартр) // Буржуазная философская антропология XX века / Под ред. Б. Т. Григорьяна. М.: Наука, 1986; Идеалистическая диалектика в XX столетии: Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики / А. С. Богомолов, П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1987.


Вернуться на главную страницу Сартра

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС