Рейндорф Гюнтер Германович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Рейндорф Гюнтер Германович

1889-1974

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гюнтер Германович Рейндорф

Рейндорф - Двор в старом Таллинне

Гюнтер Германович Рейндорф (1889-1974). Мир графики Гюнтера Рейндорфа привлекает своей цельностью и оригинальностью. Художник поэтического склада, Рейндорф мыслит художественными обобщениями. Оставаясь верным натуре, удивляя виртуозной отделкой мельчайших деталей, он стремится в своих работах к символической образности. Поэтика его графики - в органическом сплаве, казалось бы, противоположных начал - аналитическая штудия натуры способствует выявлению декоративной красоты изображения, иллюзорная "натуральность" предметного мира усиливает тяготение к гротеску и фантазии, обстоятельност" повествования сочетается с лаконичностью намека. Камерная тональность может ощущаться в эпических по масштабу пейзажах южной Эстонии середины 50-х годов, тогда как камерные мотивы могут быть буквально пронизаны драматизмом и тревогой - примером служит одна из лучших работ военного времени "Порыв ветра" (1943)..

Последовательное развитие этих принципов можно наблюдать на протяжении всей, почти семидесятилетней творческой деятельности мастера, хотя теперь судить о раннем периоде (до 1944 года) трудно, поскольку пожар в годы войны уничтожил мастерскую Рейндорфа, в которой погибли практически все работы, архив и библиотека художника.

Гюнтер Рейндорф родился в Петербурге. Получил художественное образование в Училище Штиглица, педагогическую практику которого отличала прикладная направленность. Здесь формируются творческие установки художника, определяется интерес к пейзажу, который в его творчестве впоследствии занял центральное место. В качестве стипендиата Училища в 1913-1914 годах Рейндорф совершенствуется в Париже и Испании, работа в "Экспедиции заготовления государственных бумаг" в Петрограде и в Москве в Гознаке оттачивает техническое мастерство графика.

С 1920 года Рейндорф - в Эстонии. Он преподает в Таллинском художественно-промышленном училище, работает консультантом Государственной типографии, увлекается техническим экспериментированием, принимает участие в оформлении празднеств, но пейзажная графика в его творчестве остается доминирующей. В эти годы Рейндорфом выполнены большие серии, посвященные острову Пакри (1921), южной Эстонии (1922), старому Таллину (1923-1924), северному побережью и южной Эстонии (1925), островам Суурсари и Тютарсаар (1926). С жанром пейзажа связаны интересы художника и в 30-е годы - он много работает на побережье Эстонии и в окрестностях Таллина.

Эмоциональный диапазон работ этого времени достаточно широк, но мастера больше привлекают сюжеты трагического плана. Ощущение драматизма бытия проявляется в излюбленных мотивах художника - узловатых соснах, выстоявших или поверженных, рыбообразных корпусах лодок, готовых противостоять натиску моря, диковинных пнях. В пластической форме открывается зрителю смысл материального мира, утверждается торжество жизненной энергии вечно обновляющейся природы.

Годы фашистской оккупации Рейндорф проводит в рыбацкой деревушке Хаапсе, посвятив себя станковой графике. Графическая экспрессия гравюр "Вечер на острове Вормси" (1943), "Вечерний пейзаж" (1944) порождает чувство тревоги и подавленности, передает душевное состояние мастера.

В послевоенное время в творчестве Рейндорфа рубежным этапом становится серия об Армении, выполненная в 1946 году. Создавая обобщенный образ природы Армении, мастер ищет верные соотношения части и целого. Перспектива открывает лик древней земли. Складки земной коры узнаются в контрастах светлого и темного, в тщательно проработанных или едва намеченных деталях проступают кристаллические объемы храмов, обозначаются долины - такой предстает Армения в работах "Горы близ деревни Бжни", "Развалины часовни", "Долина реки Сап".

Опыт поездки в Закавказье осмыслен в графической серии 1947 года. В листах этого цикла, "сочиненных" по натурным эскизам, ощутимо тяготение к обобщению и символике. Отдельные мотивы слагаются в "мифологические" пейзажи побережья, являя символические образы природы Севера. Пафосом природной мощи и силы проникнут рисунок "На побережье". Декоративная красота, богатство композиционных приемов - низкий горизонт, приближенная точка зрения - усиливают эмоциональную насыщенность серии.

На рубеже 40-50-х годов художник много сил отдает книжной иллюстрации ("Мертвые души" Н.Гоголя, "Следы на песке" И.Семпера, "Рассказы о Даугаве" Ю.Ванага), которой начал заниматься в 1941 году. Наиболее значительны иллюстрации к "Сказкам" А.Пушкина (1949) и "Старинным эстонским народным сказаниям" Фр.Крейцвальда (1945-1951). Озорство и лукавство "Сказок" не вполне отвечали наглядной манере мастера, несравненно оригинальнее его рисунки к "Сказаниям" Крейцвальда. Пространства, населенные фантастическими существами, гротеск пропорций и разномасштабных сочетаний и в то же время максимальная достоверность формы поражают сказочной атмосферой.

В 1950-1958 годах Рейндорф преподает в Государственном художественном институте Эстонской ССР. Зрелость стиля художника с особой силой раскрывается в работах второй половины 50-60-х годов. По мотивам Рыуге (южная Эстония, 1955-1956) и острова Сааремаа (1958-1959) им выполнены серии, составляющие пейзажную поэму Эстонии. Хранимые в памяти впечатления синтезируются художником в обобщенные картины родной земли - "Стелется ночь", "Жаркие дни августа", "Вечер над озером", - конкретные и символические одновременно. Рейндорф стремится к полной досказанности, однако повествовательность изображения и завершенность каждого элемента не разрушают цельность композиции. Осязательность форм достигается изощренным владением карандашной техникой. Светлое, безмятежное чувство, окрашивающее панорамы "Вечер над озером" и "Жаркие дни августа", сменяется романтической патетикой "Финляндии Сибелиуса" (1962) - название, как нельзя точно характеризующее замысел автора. Эпическая панорама изобразительно воплощает взволнованный строй музыки. Динамика освещения - акценты темных и светлых плоскостей, намечающие пространственные планы, - является камертоном настроения, организует композицию.

В 1956, 1969, 1970, 1974 годах с успехом проходят выставки Рейндорфа в Таллине, Тарту и Москве. В 1969 году он удостоен высокого звания народного художника СССР.

Мудростью жизни проникнута одна из последних работ мастера "Морские просторы. Воспоминание об острове Муху" (1974). С высокого берега, нисходящего кристаллическими уступами, открывается вид на границу суши и моря. Узкая полоска неба смыкается с зеркалом вод, в которых четко отражаются белые клубящиеся облака; маленький хутор прилепился к серпу косы, лодки вытянуты на берег. Время остановило свое течение, запечатлев рукою художника образ Бытия.

А.САМОЙЛОВ

Использованы материалы статьи А.Самойлова в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.


Литература:

Бернштейн Б. М. Гюнтер Рейндорф М., 1981.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС