Рейган Рональд Уилсон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Рейган Рональд Уилсон

1911-2004

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Рональд Рейган

Рейган Рональд. (р. 1911), президент США в 1981 - 1989 году, от Республиканской партии. С 1937 киноактер Голливуда. В 1942-1945 в органах информации ВВС США. В 1967-1975 губернатор штата Калифорния. Артист, вторично женат (чего с президентами до него не бывало), престарелый. Добился-таки своей заветной цели - разорил СССР гонкой вооружений, угрожая запустить СОИ (Стратегическую оборонную инициативу) - создание противоракетного "зонтика" от советских баллистических ракет (что было всего лишь фантазией Рейгана и Горбачева).

+ + +

Рейган (Reagan) Рональд Уилсон (1911—2004) — американский государственный деятель, 40-й президент США (1981 — 1989).

В 1937—1967 гг. — киноактер Голливуда. В 1942—1945 гг. служил в органах информации ВВС США. В 1962 г. вступил в Республиканскую партию. В 1967—1975 гг. — губернатор штата Калифорния. В 1980 г. избран на пост президента США, через 4 года был переизбран на второй срок.

Его экономическая программа («рейганомика»), лавина кадровых и политических решений создали у американской общественности впечатление политического поворота, «консервативной революции». Во внешней политике придерживался жесткого курса по отношению к СССР, дав ему определение «империя зла». Однако с наступлением политики перестройки в СССР вступил в переговоры с М. С. Горбачевым, в результате которых было подписано (1987) соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) в Европе и о проведении международных независимых инспекций на местах. В западной прессе Р. Рейгана называют победителем в «холодной войне» между США и НАТО, с одной стороны, СССР и странами Варшавского договора — с другой.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 426.


Рейган

Рональд Рейган. 1980 год.
Фото из кн.: The 20th century a chronicle in pictures. New York. 1989.

Фактор личности Р. Рейгана

О полном «излечении» американской нации от «вьетнамского синдрома» говорить не приходилось 34. Именно поэтому, уже в 1980 г. Р. Рейган, тогда – ещё только кандидат на пост Президента США, принимавший участие в предвыборной гонке, во время своей кампании, в ходе многочисленных выступлений в самых разных уголках страны, постоянно говорил о своем намерении в случае его избрания на высшийгосударственный пост оставить «вьетнамский синдром» в прошлом 35. В этом Р. Рейгана полностью поддерживали его соратники по Республиканской партии, представлявшие ультраконсервативное крыло, которые также говорили о «параличе Вьетнама», который, тем не менее, следует преодолеть. На стороне Р. Рейгана полностью находился и бывший Президент США Р. Никсон, для которого положение, создавшееся на международной арене к началу 1980-х годов, характеризовалось в первую очередь утерей позиций США и одновременно с этим – растущей советской экспансией 36.

Примечательно, что становление Р. Рейгана в качестве политика пришлось на период войны во Вьетнаме, во время которой он проявил себя как политический деятель с яркой выраженными правыми взглядами. 27 октября 1964 г. Р. Рейган выступил на канале NBC с телевизионным обращением «Время выбирать» в поддержку Б. Голдуотера, принимавшего тогда участие в кампании по выборам Президента США. В том числе им был затронут и вопрос о войне во Вьетнаме. «…Если мы проиграем эту войну, то мы потеряем свободу…, которую завещали нам отцы-основатели… Не может быть реальным мир…, пока ради нашего спокойствия погибает хотя бы один американец…, так как мы на войне с самым опасным врагом, который когда-либо был перед Человечеством на его долгом пути восхождения из топких болот к звездам»37. В данном случае Р. Рейган говорил о «коммунистической угрозе» и содержание этого выступления стало своего рода концентрацией всего того, что Р. Рейган говорил ранее.

С точки зрения Э.А. Иваняна, оно «определило позицию Р. Рейгана на многие годы вперед по всем без исключения проблемам» 38.

В 1968 г. Р. Рейган вновь заявил о себе как о стороннике жёсткой линии. Проходившие тогда в Париже переговоры между представителями США и ДРВ он называл коммунистической пропагандой, подвергал сомнению разумность объявленных руководством США ограничений в бомбардировках территории ДРВ. «Я не являюсь кандидатом на пост президента, – заявлял он, – но, высказываясь в качестве частного лица, я в течение продолжительного времени настаивал на том, что нашей целью должна быть победа, и притом, я считаю, по возможности скорейшая победа, и что ставка на истощение противника обойдется дороже с точки зрения человеческих жизней, чем внезапный удар, имеющий целью достижение победы». Выражая своё сожаление по поводу того, что, находясь на посту губернатора Калифорнии, он не располагает правом и возможностью объявлять войну иностранным государствам и проводить свой внешнеполитический курс, Р. Рейган заявлял, что будь он Президентом США, он «ускорил бы темпы ведения войны и завершил бы её задолго до 1968 г.» 39.

Особенностью подхода Р. Рейгана и его сторонников к вьетнамской проблеме являлось то, что они не соглашались с признанием вины Америки, не признавали ошибочность «сверхвовлеченности» США в Юго-Восточной Азии и вели активную борьбу со взглядами «пораженцев», которые «не дали американским войскам добиться победы». Если Р. Никсон, а также Дж. Форд и Дж. Картер в той или иной мере признали поучительность «вьетнамского опыта» как подтверждающего «неправомерность усилий на периферии», то Р. Рейган и его сторонники полагали, что о поучительности этого опыта можно говорить только в том смысле, что во Вьетнаме было меньше американцев, чем этого требовала ситуация, и действия США были недостаточно жёсткими.

Именно на это обстоятельство указал Р. Рейган в книге «Призыв к действию», вышедшей в 1976 г. с учетом разворачивавшейся тогда кампании по выборам Президента США, в которой Р. Рейган намеревался принять участие. Р. Рейган считал, что США являлись «противовесом коммунистической опасности» и вовсе не преследовали империалистические цели. Вооружённое вмешательство было необходимо также исходя из интересов национальной безопасности США 40.

Во Вьетнаме, подчёркивал Р. Рейган, необходимы были решительные действия, чтобы «не допустить победы коммунистов в регионе и в мире», а в том, что США не смогли выиграть эту войну виноваты либералы и правительство Л. Джонсона, «которое не смогло объяснить народу искренне, почему мы были там, поэтому и возник вопрос оценки войны в моральном отношении». Кроме того, Р. Рейган обращал внимание на то, что «вьетнамский синдром» для американцев – это «спусковой крючок различных неприятных реакций», большая часть из которых связана с чувством стыда, вызванного тем фактом, что «мы участвовали в этой войне», «получали, очевидно, ложные сообщения от нашего собственного правительства», «убивали наших собственных солдат», и в конце концов «проиграли эту войну». У многих людей эти чувства вызвали убеждение, «что мы не должны вмешиваться во внутренние дела маленькой нации» 41.

По мнению Р. Рейгана и его сторонников, тяжёлые воспоминания американской нации о Вьетнамской войне привели к складыванию на уровне массового сознания американцев критического отношения к любому типу войны вообще, следствием которого явилось появление достаточно устойчивого стереотипа, что практически любая попытка США принять участие в каком-либо вооружённом конфликте приведёт к «новому Вьетнаму». В условиях обострения международной напряжённости и растущей «советской угрозы», это, считали окружавшие Р. Рейгана республиканцы, являлось абсолютно неприемлемым 42.

18 августа 1980 г. Р. Рейган, выступая в Чикаго перед ветеранами войн с участием США, убеждал аудиторию в постоянно увеличивающейся «советской угрозе», утверждая, что усиление Советского государства происходит на фоне уменьшения глобальной мощи США. Обозначив в качестве важнейшей цели восстановление могущества США, Р. Рейган подчеркнул, что в будущем внешняя политика страны должна опираться на обязательства по защите прав и свобод человека с обеспечением американского глобального лидерства, а также доступа Америки к ключевым природным ресурсам, таких как нефть, используя для достижения этой цели все средства, в том числе военную силу 43.

Одновременно с этим Р. Рейган сделал весьма смелое предположение, что «США, возможно, одержали победу над вьетконговцами», подчеркнув, что «американская общественность отвернулась от войны из-за влияния северовьетнамской пропаганды», а также то, что администрация Л. Джонсона и сменившая её администрация Р. Никсона «боялись… выиграть» войну во Вьетнаме. Именно тогда Р. Рейган заявил, что «вьетнамский синдром» – это не только нежелание со стороны американской общественности оказывать поддержку вооружённому вмешательству за пределами США, но также и чувство вины американской нации, вызванное этическим несоответствием намерений, которые изначально поставила Америка и практическими действиями в ходе самой Вьетнамской войны 44. Уже тогда Р. Рейган особо подчеркнул, что «Америка боролась во Вьетнаме за благородное дело», что, по мнению Н. Подгореца, «ближе всего соответствует правде о причинах и характере наших действий во Вьетнаме» 45. Причем, назвав войну во Вьетнаме «благородным делом», Р. Рейган обвинил руководство США в том, что оно «протянуло руку Ханою» 46.

Таким образом, война во Вьетнаме рассматривалась Р. Рейганом как борьба с «коммунистической угрозой», необходимая в целях укрепления национальной безопасности США, вследствие чего, он видел «ошибку Вьетнама» в том, что США не смогли одержать в Юго-Восточной Азии победу. Расценивая «вьетнамский синдром» как основную причину падения престижа Америки, которая отрицательно сказалась на политике предшествующих ему администраций Дж. Форда и Дж. Картера, Р. Рейган в качестве одной из своих важнейших задач поставил задачу преодоления «вьетнамского синдрома». По мнению Р. Рейгана, это должно было происходить посредством гораздо более активного, чем прежде вмешательства США в международные дела, вплоть до использования военной силы. «Разумеется, ни одному здравомыслящему человеку не хочется начинать военные действия, но, по моему убеждению, существуют ситуации, при которых Соединённые Штаты просто обязаны прибегнуть к военной силе, особенно когда необходимо защитить свободу и демократию или когда возникает угроза жизни и свободе наших граждан. Нельзя... позволить, чтобы призрак Вьетнама вечно витал над страной и препятствовал нам защищать законные интересы национальной безопасности», – подчеркивал Р. Рейган 47.

Приход в 1981 г., после более чем уверенной победы на президентских выборах, к власти администрации Р. Рейгана был отмечен важным сдвигом в настроениях американцев относительно общих целей и задач внешней политики США. Господствующими среди них стали настроения в пользу кардинальной перестройки внешней политики США, а также в пользу восстановления лидирующей роли Америки в мире 48.

Об этом неоднократно говорил сам Р. Рейган, например, 20 января 1981 г. в своей речи, произнесённой во время церемонии инаугурации: «Эра сомнений в себе окончена. Американцы снова желают быть первыми, мы действуем с целью восстановить уверенность в американском руководстве посредством более энергичной защиты американских идеалов и интересов» 49.

Ранее, буквально накануне дня голосования на президентских выборах 1980 г. Р. Рейган, ещё будучи только кандидатом в Президенты США, совершенно чётко обрисовал ситуацию, сложившуюся тогда в стране: «Многим из нас не по душе обострение экономических проблем, непрекращающаяся кризисная ситуация в нашей внешней политике, постепенное падение престижа нашей страны в мире, недостатки… национальной безопасности, ставящие под угрозу прочность мира во всем мире, отсутствие сильного и целеустремленного руководства… Американцы… хотят жить в лучшей Америке»50. При этом, важнейшей, по мнению Р. Рейгана, проблемой являлось то, что «Америка потеряла веру в себя», с чем он «не мог согласиться». «Мы должны были возродить наши идеалы, нашу гордость за себя и за страну и вновь обрести то неповторимое чувство вершителя судеб и оптимизма, которое всегда отличало Америку от других стран мира. Если бы меня избрали президентом, я делал бы всё возможное, чтобы начать духовное возрождение Америки», – писал в своих мемуарах Р. Рейган 51.

Примечания

34 На это, кстати, указывали и периодические издания США, например, The Nation. См.: Klare, Michael T.Curing the Vietnam Syndrome // The Nation. October, 13. 1979.

35 Правда, во время дебатов в ходе кампании по выборам Президента США 1980 г., в которой принимали участие Р. Рейган, Дж. Картер и Дж. Андерсон (в качестве независимого кандидата) непосредственно о Вьетнаме речь не шла. Однако, обращение к наиболее острым на тот момент международным проблемам, связанным с развитием ситуации в Иране и Афганистане, а также жёсткая позиция Р. Рейгана по вопросам военной и оборонной политики продемонстрировали озабоченность кандидата от Республиканской партии состоянием дел в этой области, свидетельствовали о его желании избавиться от последствий войны во Вьетнаме. Тексты стенограмм президентских дебатов, состоявшихся 21 сентября 1980 г. и 28 октября 1980 г. см.: The American Presidency Project. Presidential Debates. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/debates.php.

36 В 1980 г. бывший Президент США Р. Никсон опубликовал публицистическую по своему характеру работу под названием «Настоящая война». В ней, события последних десятилетий рассматривались в контексте непрерывной борьбы между США и СССР за влияние в мире. При этом в будущем, Р. Никсон предлагал делать ставку на проведение жёсткой по своему характеру политики, считая, что именно таким образом Америка способна одержать победу в «настоящей войне». Одна из глав этой книги, – «Вьетнамский синдром», – была посвящена анализу ситуации в связи с войной во Вьетнаме. Выступая в защиту курса, проводимого в период нахождения на посту главы государства, Р. Никсон обвинил представителей американских СМИ в том, что именно они внесли раскол в американское общество, а также способствовали переориентации общественного мнения США с установки на победу на установку на поражение. Анализируя текущие международные события, относящиеся к рубежу 1970-х – 1980-х гг., расценивая их как эскалацию напряжённости в советско-американских отношениях, Р. Никсон выступил с призывом к американцам сплотиться и готовиться к длительной и решительной борьбе. См.: Nixon R. The Real War. New York: Warner Books, 1980

37 Reagan R. A Time for Choosing. Televised Campaign Address for Goldwater Presidential Campaign. October 27,

1964. URL: http://www.reagan.utexas.edu/.

38 См.: Иванян Э.А. Рональд Рейган – хроника жизни и времени. М.: Наука, 1991. С. 118.

39 Цит. по: Иванян Э.А. Рональд Рейган – хроника жизни и времени. М.: Наука, 1991. С. 182.

40 См.: Reagan R., Hobbs Ch. Ronald Reagan Call to Action. New York: Praeger, 1976. P. 36-39, 40.

41 Reagan R., Hobbs Ch. Ronald Reagan Call to Action. New York: Praeger, 1976. P. 36-39, 40.

42 Reagan R., Hobbs Ch. Ronald Reagan Call to Action. New York: Praeger, 1976. P. 36-39, 40.

43 Reagan R. "Peace: Restoring the Margin of Safety". Ronald Reagan's Speech at the VFW Convention. Chicago. August 18, 1980. URL: http://www.reagan.utexas.edu/.

44 Ibidem.

45 См.: Podhoretz N. Why We Were in Vietnam. New York: Simon &Schuster, 1982. P. 210.

46 The New York Times. September, 2. 1980.

47 Reagan R. "Peace: Restoring the Margin of Safety". Ronald Reagan's Speech at VFW Convention. Chicago. August 18, 1980. URL: http://www.reagan.utexas.edu/.

48 См., напр., Егорова Е.В. «Неонационализм» в современной внешней политике США (психологические аспекты) // США: экономика, политика, идеология. 1984. №10. С. 40-50.

49 См.: Reagan, Ronald. Inaugural Address. January 20, 1981 // Public Papers of the Presidents of the United States: Ronald Reagan: 1981: January 20 to December 31, 1981. Washington: Office of the Federal Register, National Archives and Records Service, General Services Administration, For sale by the Supt. of Docs., U.S. G.P.O., 1982. Р. 1-4.

50 Цит. по: Выступление по телевидению накануне президентских выборов 1980 года, 3 ноября 1980 г. // Президент Рональд Рейган. В поисках мира и свободы. Избранные речи о Соединённых Штатах и о мире. Вашингтон: ЮСИА, 1988. С. 27-35.

51 Рейган Р. Жизнь по-американски. М.: Новости, 1992. С. 221.

Цитируется по изд.: Кузнецов Д.В. «Тень» Вьетнама над Америкой. Американское общественное мнение и использование военной силы США после войны во Вьетнаме (1973-2009). СПб, 2015, с. 308-311.


Горбачев и Рейган

Рейган, Рональд Уилсон (Reagan, Ronald Wilson) (1911-2004), 40-й президент США, родился 6 февраля 1911 в Тампико (шт. Иллинойс). Окончил Юрика-колледж близ Пеории (шт. Иллинойс) и в 1936 устроился работать спортивным комментатором на радиостанцию в Де-Мойне (шт. Айова). В 1937 переехал в Голливуд и начал актерскую карьеру. Сыграл более чем в 50 фильмах. Стал активным членом гильдии киноактеров и шесть раз избирался ее президентом. Рейган оставался демократом вплоть до 1962. В 1964 стал известен благодаря эмоциональной телевизионной речи в поддержку консервативного кандидата в президенты от Республиканской партии Б.Голдуотера. Несколько богатых калифорнийцев убедили Рейгана баллотироваться в губернаторы Калифорнии в 1966. Он продемонстрировал способность привлечь на свою сторону голоса демократов из рабочего класса и нанес поражение Э.Брауну с преимуществом почти в миллион голосов. Был избран на второй срок в 1970, нанеся поражение демократу Дж.Унру, хотя и с менее внушительным преимуществом. В 1971 достиг компромисса с демократами штата по вопросу о реформе системы социального обеспечения. К 1973 доходные статьи бюджета выросли настолько, что Рейган ввел налоговые скидки, так что налогоплательщикам было возвращено почти 6 млрд. долл.

Рейган был одним из наиболее заметных консерваторов в Республиканской партии. В 1968 он предпринял попытку стать кандидатом на пост президента, но потерпел поражение от Р.Никсона. Затем решил бросить вызов на республиканском национальном конвенте 1976 баллотировавшемуся на второй срок президенту Дж.Форду. Форд добился впечатляющего успеха на предварительных выборах, но Рейган победил в Северной Каролине и завоевал голоса многих делегатов Среднего Запада и Запада. В ходе собравшегося в августе конвента Форд был выдвинут кандидатом в президенты незначительным большинством голосов.

В 1979 Рейган стал наиболее перспективным кандидатом на выдвижение в президенты, хотя на партийных «кокусах» в Айове его опережал Дж.Буш, бывший представитель США при ООН и директор ЦРУ. Национальный республиканский конвент 1980 контролировался сторонниками Рейгана. Была принята откровенно консервативная платформа. Предпринимались попытки убедить Дж.Форда согласиться на выдвижение кандидатом в вице-президенты в паре с Рейганом, но когда представители Форда выдвинули условие, что вице-президент должен иметь беспрецедентно широкие полномочия, Рейган прервал переговоры и выбрал себе в напарники Дж.Буша.

Большинство опросов общественного мнения показывало, что Рейган победит на президентских выборах с незначительным преимуществом. Но результаты голосования свидетельствовали о его убедительной победе. 47,4% избирателей не участвовали в выборах, но среди голосовавших 51% были за Рейгана и лишь 41% – за Картера. Либеральный республиканец Дж.Андерсон, баллотировавшийся как независимый кандидат, получил ок. 7%. В коллегии выборщиков Рейган получил в десять раз больше голосов, чем Картер. Его успех помог республиканцам завоевать впервые за 26 лет большинство мест в Сенате и сократить демократическое большинство в палате представителей. 31 марта 1981 Рейган был ранен в грудь Дж.Хинкли, которого затем признали невменяемым и поместили в психиатрическую лечебницу. Сочувствие, распространившееся в обществе в связи с попыткой покушения, облегчило президенту задачу согласования его программы с Конгрессом.

В стране продолжался экономический спад. К осени 1982 безработица составила ок. 11%. Промежуточные выборы 1982 принесли демократам значительное число дополнительных мест в палате представителей. В течение последующих двух лет началось оживление экономики и стали явственно проступать очертания новых экономических реалий «эпохи Рейгана». Безработица сократилась, инфляция оставалась низкой. Середина 1980-х годов была периодом процветания для состоятельных американцев и верхнего слоя среднего класса.

В 1984 Республиканская партия выдвинула кандидатуру Рейгана на второй срок. Рейган сохранил Дж.Буша в качестве напарника. Когда его соперник демократ У.Мондейл предложил увеличить налоги в целях сокращения бюджетного дефицита, Рейган завоевал еще большую популярность, пообещав их не увеличивать. Ок. 47% избирателей не приняли участия в голосовании, но среди тех, кто голосовал, Рейган одержал убедительную победу, получив 59% голосов избирателей против 41% голосов, отданных за Мондейла. Тем не менее демократы сохранили значительное большинство в палате представителей и даже завоевали дополнительные места в Сенате. В течение двух оставшихся лет президентства Рейгану было намного сложнее, чем раньше, получить согласие Конгресса на свои законодательные предложения. Кроме того, в ноябре 1986 его репутация сильно пострадала в результате скандала, названного «Иран – контрас».

Наиболее решительные новации Рейган предпринял в области экономической политики. Он убедил Конгресс принять серию снижений налоговых ставок, добился значительного сокращения расходов по «социальным» статьям, значительно увеличил расходы на военные нужды, особенно на развитие дорогостоящих систем вооружения с применением высоких технологий.

Снижение налоговых ставок не привело к сколько-нибудь существенному экономическому росту, однако инициировало пятилетний спекулятивный бум на Уолл-стрит. Биржевой бум был подстегнут волной многомиллиардных слияний и поглощений, поскольку рейгановская администрация практически прекратила контролировать соблюдение антитрестовских законов. Был ослаблен и контроль за коммунальными службами, снижены стандарты защиты окружающей среды и безопасности для промышленных предприятий. Несмотря на сокращение социальных программ, сочетание пониженных налогов и высоких военных расходов создало значительный бюджетный дефицит, вынудивший правительство занимать деньги в беспрецедентных для мирного времени масштабах. Значительная доля этих средств поступала из-за границы, особенно из Японии. Ликвидировались тысячи рабочих мест в промышленности. Начавшаяся в 1986 и скоординированная в международном масштабе девальвация доллара не привела к установлению контроля над возраставшим торговым дефицитом. В октябре 1987 разразившаяся на Уолл-стрит паника напоминала о событиях 1929. Рейган возложил вину за бюджетный дефицит и его последствия на Конгресс, но требования более сильного президентского руководства для приведения в порядок государственных финансов стали поступать даже от видных республиканцев.

Рейган также изменил тон, если не сам курс американской внешней политики. На протяжении большей части его администрации вопрос о разрядке напряженности во взаимоотношениях с СССР, который акцентировался администрациями Никсона, Форда и Картера, был отодвинут на второй план. Произошел возврат к риторике «холодной войны» 1950-х годов. В марте 1983 в своем выступлении перед консервативной христианской аудиторией президент назвал СССР «империей зла». Важное место во внешней политике Рейгана занимал вопрос о том, как повернуть вспять волну движений левого толка в Центральной Америке и странах Карибского бассейна. Его администрация приложила огромные усилия для ликвидации сандинистского режима в Никарагуа. Оружие, деньги и инструктаж предоставлялись «контрас», боровшимся с правительством, а обученные ЦРУ «командос» ставили мины в никарагуанских портах. Оружие, деньги и советники были предоставлены в распоряжение режима в Сальвадоре для подавления партизан. В 1983 войска США свергли правительство на Гренаде. Администрация Рейгана поддержала и два других крупных выступления против левых режимов. Она направила большое количество военного снаряжения повстанцам в Афганистане, сражавшимся против коммунистического правительства и советских войск, а также снабжала оружием и деньгами партизан в Анголе.

В ряде случаев Рейган направлял войска и в страны Ближнего Востока. В 1982 для поддержки правого режима он направил в Ливан морских пехотинцев, которые участвовали в боях против антиправительственных сил, и в октябре 1983 около 250 морских пехотинцев было убито в результате взрыва бомбы в их штаб-квартире в Бейруте. В начале 1984 Рейган отозвал всех оставшихся в живых. Гибель американских военнослужащих в результате этого взрыва и других нападений вызвала резкое осуждение американским общественным мнением терроризма, имевшего базы в странах Ближнего Востока. Рейган объявил о проведении жесткой антитеррористической политики. Утверждая, что Ливия несет ответственность за мировой терроризм, он санкционировал бомбардировку нескольких ливийских городов 15 апреля 1986. В 1987 военно-морские силы США были втянуты в войну в Персидском заливе после того, как Кувейт, основной поставщик Ирака, обратился за помощью к СССР и США. Администрация Рейгана стремилась предотвратить победу Ирана над Ираком, которая подорвала бы американское влияние в Персидском заливе, и компенсировать ущерб американо-арабским отношениям, нанесенный в результате разоблачения секретных поставок Ирану оружия в 1985 и 1986.

Широкую известность получила программа «звездных войн». Проявленная Рейганом настойчивость в продвижении этой программы и его утверждение, что ее реализация не нарушает договора 1972 об ограничении систем противоракетной обороны, привели к тому, что переговоры о контроле над стратегическими вооружениями были прекращены, а также к резким протестам М.С.Горбачева в ходе встреч на высшем уровне в 1985, 1986, 1987 и 1988. Однако в 1987 Рейган и Горбачев все же смогли договориться о ликвидации наземного ядерного оружия ближнего и среднего радиуса действия. Хотя речь шла о небольшой части арсеналов двух стран, достигнутое соглашение знаменовало возрождение курса на разрядку международной напряженности.

Последние два года президентства Рейгана были омрачены крупнейшим за десятилетие политическим скандалом. В ноябре 1986 стало известно, что правительство США тайно продавало оружие Ирану и использовало миллионы долларов, полученные от этих продаж, для оказания помощи сражавшимся в Никарагуа «контрас». Рейган сначала категорически отрицал, что продажа оружия была продиктована стремлением освободить американских заложников. По его утверждению, подлинной целью было налаживание контактов с «умеренными» в иранском правительстве. Вина за то, что полученные средства были направлены на иные цели, была возложена представителем администрации на подполковника О.Норта, сотрудника аппарата национального совета безопасности, руководившего операциями против Никарагуа.

При проведении в 1987 слушаний по этому вопросу в Конгрессе внимание прессы сосредоточилось на том, в какой степени в этом был замешан сам Рейган и не имело ли место нарушение поправки Боуленда, запрещавшей военную помощь «контрас». Основными свидетелями были Норт и адмирал Дж.Пойндекстер, занимавший в то время пост помощника Рейгана по национальной безопасности. Одним из тех, кто не давал показаний на слушаниях, был директор ЦРУ У.Кейси, который, по имевшимся сведениям, был глубоко замешан в этой операции. Кейси серьезно заболел и вскоре умер. О.Норт категорически отвергал утверждения рейгановской администрации, что он действовал единолично. Пойндекстер заявил, что не информировал Рейгана о переадресовке полученных средств «контрас», однако показал, что президент одобрил прямую сделку с Ираном по формуле «оружие за заложников». Государственный секретарь Дж.Шульц и министр обороны К.Уайнбергер показали, что они выступали против продажи оружия Ирану и не были информированы о важных аспектах проводимой политики. В ходе слушаний также выяснилось, что официальные лица США обращались к иностранным правительствам с просьбой выделить средства для «контрас», что было нарушением поправки Боуленда.

Скандал «Иран – контрас» запятнал репутацию Рейгана, поскольку он утверждал, что ничего не знал об имевших серьезные последствия действиях сотрудников своего аппарата и что никаких выплат отступного за заложников не проводилось. Влияние президента упало и в связи с приближением выборов 1988, где он уже не был кандидатом. Все большее число членов Конгресса отвергало рейгановские инициативы. За скандалом «Иран – контрас» последовали отказ Сената утвердить кандидатуру Р.Борка, выдвинутого президентом в члены Верховного суда, затем одобрение Конгрессом закона о гражданских правах (преодолевшее президентское вето) и отказ Конгресса возобновить финансирование военных операций «контрас».

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Горбачев и Рейган

1986 год. Рейкьявик. Горбачев о чем-то говорит с Рейганом,
наверное об условиях капитуляции, размерах контрибуции
(замаскированной под проценты по внешнему долгу)
и об аннексии (замаскированной под распад СССР).
Фото из кн.: The 20th century a chronicle in pictures. New York. 1989.

Рейган Рональд Уилсон (Reagan, Ronald Wilson) (1911-2004), 40-й президент США, родился 6 февраля 1911 в Тампико (шт. Иллинойс). Окончил Юрика-колледж близ Пеории (шт. Иллинойс) и в 1936 устроился работать спортивным комментатором на радиостанцию в Де-Мойне (шт. Айова). В 1937 переехал в Голливуд и начал актерскую карьеру. Сыграл более чем в 50 фильмах. Стал активным членом гильдии киноактеров и шесть раз избирался ее президентом. Рейган оставался демократом вплоть до 1962. В 1964 стал известен благодаря эмоциональной телевизионной речи в поддержку консервативного кандидата в президенты от Республиканской партии Б.Голдуотера. Несколько богатых калифорнийцев убедили Рейгана баллотироваться в губернаторы Калифорнии в 1966. Он продемонстрировал способность привлечь на свою сторону голоса демократов из рабочего класса и нанес поражение Э.Брауну с преимуществом почти в миллион голосов. Был избран на второй срок в 1970, нанеся поражение демократу Дж.Унру, хотя и с менее внушительным преимуществом. В 1971 достиг компромисса с демократами штата по вопросу о реформе системы социального обеспечения. К 1973 доходные статьи бюджета выросли настолько, что Рейган ввел налоговые скидки, так что налогоплательщикам было возвращено почти 6 млрд. долл.

Рейган был одним из наиболее заметных консерваторов в Республиканской партии. В 1968 он предпринял попытку стать кандидатом на пост президента, но потерпел поражение от Р.Никсона. Затем решил бросить вызов на республиканском национальном конвенте 1976 баллотировавшемуся на второй срок президенту Дж.Форду. Форд добился впечатляющего успеха на предварительных выборах, но Рейган победил в Северной Каролине и завоевал голоса многих делегатов Среднего Запада и Запада. В ходе собравшегося в августе конвента Форд был выдвинут кандидатом в президенты незначительным большинством голосов.

В 1979 Рейган стал наиболее перспективным кандидатом на выдвижение в президенты, хотя на партийных «кокусах» в Айове его опережал Дж.Буш, бывший представитель США при ООН и директор ЦРУ. Национальный республиканский конвент 1980 контролировался сторонниками Рейгана. Была принята откровенно консервативная платформа. Предпринимались попытки убедить Дж.Форда согласиться на выдвижение кандидатом в вице-президенты в паре с Рейганом, но когда представители Форда выдвинули условие, что вице-президент должен иметь беспрецедентно широкие полномочия, Рейган прервал переговоры и выбрал себе в напарники Дж.Буша.

Большинство опросов общественного мнения показывало, что Рейган победит на президентских выборах с незначительным преимуществом. Но результаты голосования свидетельствовали о его убедительной победе. 47,4% избирателей не участвовали в выборах, но среди голосовавших 51% были за Рейгана и лишь 41% – за Картера. Либеральный республиканец Дж.Андерсон, баллотировавшийся как независимый кандидат, получил ок. 7%. В коллегии выборщиков Рейган получил в десять раз больше голосов, чем Картер. Его успех помог республиканцам завоевать впервые за 26 лет большинство мест в Сенате и сократить демократическое большинство в палате представителей. 31 марта 1981 Рейган был ранен в грудь Дж.Хинкли, которого затем признали невменяемым и поместили в психиатрическую лечебницу. Сочувствие, распространившееся в обществе в связи с попыткой покушения, облегчило президенту задачу согласования его программы с Конгрессом.

В стране продолжался экономический спад. К осени 1982 безработица составила ок. 11%. Промежуточные выборы 1982 принесли демократам значительное число дополнительных мест в палате представителей. В течение последующих двух лет началось оживление экономики и стали явственно проступать очертания новых экономических реалий «эпохи Рейгана». Безработица сократилась, инфляция оставалась низкой. Середина 1980-х годов была периодом процветания для состоятельных американцев и верхнего слоя среднего класса.

В 1984 Республиканская партия выдвинула кандидатуру Рейгана на второй срок. Рейган сохранил Дж.Буша в качестве напарника. Когда его соперник демократ У.Мондейл предложил увеличить налоги в целях сокращения бюджетного дефицита, Рейган завоевал еще большую популярность, пообещав их не увеличивать. Ок. 47% избирателей не приняли участия в голосовании, но среди тех, кто голосовал, Рейган одержал убедительную победу, получив 59% голосов избирателей против 41% голосов, отданных за Мондейла. Тем не менее демократы сохранили значительное большинство в палате представителей и даже завоевали дополнительные места в Сенате. В течение двух оставшихся лет президентства Рейгану было намного сложнее, чем раньше, получить согласие Конгресса на свои законодательные предложения. Кроме того, в ноябре 1986 его репутация сильно пострадала в результате скандала, названного «Иран – контрас».

Наиболее решительные новации Рейган предпринял в области экономической политики. Он убедил Конгресс принять серию снижений налоговых ставок, добился значительного сокращения расходов по «социальным» статьям, значительно увеличил расходы на военные нужды, особенно на развитие дорогостоящих систем вооружения с применением высоких технологий.

Снижение налоговых ставок не привело к сколько-нибудь существенному экономическому росту, однако инициировало пятилетний спекулятивный бум на Уолл-стрит. Биржевой бум был подстегнут волной многомиллиардных слияний и поглощений, поскольку рейгановская администрация практически прекратила контролировать соблюдение антитрестовских законов. Был ослаблен и контроль за коммунальными службами, снижены стандарты защиты окружающей среды и безопасности для промышленных предприятий. Несмотря на сокращение социальных программ, сочетание пониженных налогов и высоких военных расходов создало значительный бюджетный дефицит, вынудивший правительство занимать деньги в беспрецедентных для мирного времени масштабах. Значительная доля этих средств поступала из-за границы, особенно из Японии. Ликвидировались тысячи рабочих мест в промышленности. Начавшаяся в 1986 и скоординированная в международном масштабе девальвация доллара не привела к установлению контроля над возраставшим торговым дефицитом. В октябре 1987 разразившаяся на Уолл-стрит паника напоминала о событиях 1929. Рейган возложил вину за бюджетный дефицит и его последствия на Конгресс, но требования более сильного президентского руководства для приведения в порядок государственных финансов стали поступать даже от видных республиканцев.

Рейган также изменил тон, если не сам курс американской внешней политики. На протяжении большей части его администрации вопрос о разрядке напряженности во взаимоотношениях с СССР, который акцентировался администрациями Никсона, Форда и Картера, был отодвинут на второй план. Произошел возврат к риторике «холодной войны» 1950-х годов. В марте 1983 в своем выступлении перед консервативной христианской аудиторией президент назвал СССР «империей зла». Важное место во внешней политике Рейгана занимал вопрос о том, как повернуть вспять волну движений левого толка в Центральной Америке и странах Карибского бассейна. Его администрация приложила огромные усилия для ликвидации сандинистского режима в Никарагуа. Оружие, деньги и инструктаж предоставлялись «контрас», боровшимся с правительством, а обученные ЦРУ «командос» ставили мины в никарагуанских портах. Оружие, деньги и советники были предоставлены в распоряжение режима в Сальвадоре для подавления партизан. В 1983 войска США свергли правительство на Гренаде. Администрация Рейгана поддержала и два других крупных выступления против левых режимов. Она направила большое количество военного снаряжения повстанцам в Афганистане, сражавшимся против коммунистического правительства и советских войск, а также снабжала оружием и деньгами партизан в Анголе.

В ряде случаев Рейган направлял войска и в страны Ближнего Востока. В 1982 для поддержки правого режима он направил в Ливан морских пехотинцев, которые участвовали в боях против антиправительственных сил, и в октябре 1983 около 250 морских пехотинцев было убито в результате взрыва бомбы в их штаб-квартире в Бейруте. В начале 1984 Рейган отозвал всех оставшихся в живых. Гибель американских военнослужащих в результате этого взрыва и других нападений вызвала резкое осуждение американским общественным мнением терроризма, имевшего базы в странах Ближнего Востока. Рейган объявил о проведении жесткой антитеррористической политики. Утверждая, что Ливия несет ответственность за мировой терроризм, он санкционировал бомбардировку нескольких ливийских городов 15 апреля 1986. В 1987 военно-морские силы США были втянуты в войну в Персидском заливе после того, как Кувейт, основной поставщик Ирака, обратился за помощью к СССР и США. Администрация Рейгана стремилась предотвратить победу Ирана над Ираком, которая подорвала бы американское влияние в Персидском заливе, и компенсировать ущерб американо-арабским отношениям, нанесенный в результате разоблачения секретных поставок Ирану оружия в 1985 и 1986.

Широкую известность получила программа «звездных войн». Проявленная Рейганом настойчивость в продвижении этой программы и его утверждение, что ее реализация не нарушает договора 1972 об ограничении систем противоракетной обороны, привели к тому, что переговоры о контроле над стратегическими вооружениями были прекращены, а также к резким протестам М.С.Горбачева в ходе встреч на высшем уровне в 1985, 1986, 1987 и 1988. Однако в 1987 Рейган и Горбачев все же смогли договориться о ликвидации наземного ядерного оружия ближнего и среднего радиуса действия. Хотя речь шла о небольшой части арсеналов двух стран, достигнутое соглашение знаменовало возрождение курса на разрядку международной напряженности.

Последние два года президентства Рейгана были омрачены крупнейшим за десятилетие политическим скандалом. В ноябре 1986 стало известно, что правительство США тайно продавало оружие Ирану и использовало миллионы долларов, полученные от этих продаж, для оказания помощи сражавшимся в Никарагуа «контрас». Рейган сначала категорически отрицал, что продажа оружия была продиктована стремлением освободить американских заложников. По его утверждению, подлинной целью было налаживание контактов с «умеренными» в иранском правительстве. Вина за то, что полученные средства были направлены на иные цели, была возложена представителем администрации на подполковника О.Норта, сотрудника аппарата национального совета безопасности, руководившего операциями против Никарагуа.

При проведении в 1987 слушаний по этому вопросу в Конгрессе внимание прессы сосредоточилось на том, в какой степени в этом был замешан сам Рейган и не имело ли место нарушение поправки Боуленда, запрещавшей военную помощь «контрас». Основными свидетелями были Норт и адмирал Дж.Пойндекстер, занимавший в то время пост помощника Рейгана по национальной безопасности. Одним из тех, кто не давал показаний на слушаниях, был директор ЦРУ У.Кейси, который, по имевшимся сведениям, был глубоко замешан в этой операции. Кейси серьезно заболел и вскоре умер. О.Норт категорически отвергал утверждения рейгановской администрации, что он действовал единолично. Пойндекстер заявил, что не информировал Рейгана о переадресовке полученных средств «контрас», однако показал, что президент одобрил прямую сделку с Ираном по формуле «оружие за заложников». Государственный секретарь Дж.Шульц и министр обороны К.Уайнбергер показали, что они выступали против продажи оружия Ирану и не были информированы о важных аспектах проводимой политики. В ходе слушаний также выяснилось, что официальные лица США обращались к иностранным правительствам с просьбой выделить средства для «контрас», что было нарушением поправки Боуленда.

Скандал «Иран – контрас» запятнал репутацию Рейгана, поскольку он утверждал, что ничего не знал об имевших серьезные последствия действиях сотрудников своего аппарата и что никаких выплат отступного за заложников не проводилось. Влияние президента упало и в связи с приближением выборов 1988, где он уже не был кандидатом. Все большее число членов Конгресса отвергало рейгановские инициативы. За скандалом «Иран – контрас» последовали отказ Сената утвердить кандидатуру Р.Борка, выдвинутого президентом в члены Верховного суда, затем одобрение Конгрессом закона о гражданских правах (преодолевшее президентское вето) и отказ Конгресса возобновить финансирование военных операций «контрас».

Использованы материалы Энциклопедии "Кругосвет" - http://www.krugosvet.ru


Послесловие

Последние 10 лет бывший глава Белого дома страдал болезнью Альцгеймера (При этой болезни происходят атрофические процессы в клетках головного мозга. Пациенты забывают текущие события, теряют ориентацию во времени и пространстве, нередко не могут вспомнить свое имя и домашний адрес. Их отличают полное отсутствие мотивировки поступков и патологическое стремление покинуть дом. Болезнь носит прогрессирующий характер: ее симптомы нарастают постепенно. Если вначале пациенты сохраняют критическое отношение к своему состоянию, то, по мере развития трофических процессов в коре головного мозга, их поведение становится нелепым, они утрачивают все бытовые навыки, их речь делается бессмысленной, а движения — некоординированными). Умер Рональд Рейган в Калифорнии 5 июня 2004 года.

Далее читайте:

"Рейганомика" (определение понятия).

США в XX веке (хронологическая таблица).

Полный список президентов США (именной указатель).

Исторические лица США (именной указатель).

Литература по истории США в XX веке (список литературы).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС