Рид Томас
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Рид Томас

1710-1796

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Томас Рид

Рид (Reid) Томас (26 апреля 1710, Строи, Кинкардин – 7 октября 1796, Глазго) – шотландский философ, глава школы философии «здравого смысла». Окончив Марешальский королевский колледж, несколько лет служил приходским священником. В 1752 начал преподавательскую деятельность в Абердинском университете. После выхода в свет книги «Исследование человеческого духа на основе здравого смысла» занял кафедру моральной философии в Университете Глазго, где прослужил до отставки (1780). По собственному признанию в молодости был сторонником философии Дж. Беркли. Знакомство с «Трактатом о человеческой природе» Д. Юма пробудило Рида от «догматического сна». Рассуждения Юма показались Риду справедливыми, и перед ним возникла дилемма: либо поднять вопрос о принципах, либо признать скептические выводы. Корень зла Рид увидел в непомерном расширении значения термина «идея» в ее локковском понимании (как репрезентанта объекта в субъекте). Экспансия «идей» (в терминологии Рида – «идеизм») ведет к скептицизму, пагубному для науки, философии и религии. К счастью, человечество обладает здравым смыслом (Common sense, букв. «общим чувством»), интуитивными аксиоматическими суждениями, не подлежащими критике рассудка. Эти суждения утверждают реальность внешнего мира, субстанциональность нашего Я, принцип причинности и многое другое, в чем сомневаются скептики. В своем главном произведении «Опыты об интеллектуальных способностях человека» (1785) Рид распространяет свою аксиоматику на все основные отрасли знания, в том числе и на метафизику и естествознание.

В эпитафии на могиле Рида его заслуги в исследовании человеческого духа приравнивались к заслугам Бэкона в исследовании природы. До середины 19 века влияние Рида было весьма значительным на его родине (Д. Стюарт, У. Гамильтон). В начале 19 века учение Рида было популярно во Франции (В. Кузен, Т. Жоффруа, П. Руайе-Коллар). В 20 веке интерес к идеям Рида возрождается в неореализме и лингвистической философии.

М.А. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 454-455.


Рид (Reid) Томас (26.4.1710, Строн, Кинкардин, — 7.10.1796, Глазго), шотландский философ, основатель шотландской школы «здравого смысла». Рид выступал против скептицизма Юма и всей линии британского эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождение знания; резко критиковал материалистический ассоцианизм Гартли и Пристли. Центральное понятие философии Рида — «здравый смысл», толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первоначально невыводимых принципов и суждений. В сочинении «Опыты об интеллектуальных способностях человека» («Essays on the intellectual powers of man», 1785) Рид перечисляет 12 главных суждений «здравого смысла», «заложенных» в умах людей богом и служащих основой познания и поведения (вера в бога и существование внешнего мира, суждения об естественной способности отличения истины от лжи, принцип причинности и др.). В 19 веке в Великобритании идеи Рида пропагандировал У. Гамильтон, в США — Дж. Мак-Кош, во Франции — П. Руайе-Коллар. В 20 веке отдельные положения концепции Рида возрождаются неореализмом (Дж. Э. Мур и др.) и лингвистической философией.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: The works of Thomas Reid, ed. by W. Hamilton, v. 1-2, Edin., 1872.

Литература: Грязнов А. Ф., Философия шотландской школы, М., 1979; Fräser Λ. С. Th. Reid, Edin.— L., [1898]; G r a v e S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Griffin-Collart E., La Philosophie ecossalse du sence commun Th. Reid et D. Stewart, Brux., 1980.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

The Works of Thomas Reid. Edinbourgh, 1872;

Grave S.A. The Scottish Philosophy of Common Sense. Oxf., 1960;

Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб., 2000.

Литература:

Пристли Д. Разбор «Исследования о человеческом духе на основе здравого смысла» д-ра Рида, «Опыта о природе и неизменности истины» д-ра Битти и «Обращения к здравому смыслу для зашиты религии» д-ра Освальда. – В кн.: Английские материалисты XVIII в., т. 3. М., 1968;

Грязнов А.Ф. Философия шотландской школы. М., 1979.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС