Радищев Александр Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Радищев Александр Николаевич

1749-1802

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Николаевич Радищев

Радищев Александр Николаевич (20(31).VIII.1749 - 12(24).IX.1802) - русский революционный мыслитель, писатель. Родился в Москве в дворянской семье. В 1762 году был определен в Петербургский пажеский корпус. На формирование политической концепции Радищева существенное влияние оказали произведения французских просветителей - Гельвеция, Руссо, Мабли, с которыми он познакомился во время учебы в Лейпцигском университете (1766-1771). В 1773 году опубликовал перевод «Размышлений о греческой истории» Мабли. В известном "Примечании к Мабли" Радищев бросил открытый вызов русскому абсолютизму, объявив его "наипротивнейшим человеческому естеству состоянием". В 1771-1773 годы служил протоколистом Сената, в 1773-1775 годы - обер-аудитором (военным прокурором) штаба Финляндской дивизии, затем бросил служебную и общественную деятельность. Это было, очевидно, связано с временными кризисными явлениями в русском Просвещении, когда от политики отходили многие оппозиционно настроенные дворяне, напуганные ужасами Крестьянской войны 1773-1775 годов. Преодоление кризисных явлений было в значительной мере определено событиями войны за независимость в Северной Америке. Осмысливая в 80-е годы отрицательный политический опыт русского «просвещенного абсолютизма» и положительный опыт победоносных революций Запада, Радищев пришел к выводу, что нечего ждать освобождения закрепощенного народа от власть имущих, народная революция - единственно надежный путь борьбы за свободу. В 1782 году Радищев пишет "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске" (С. Н. Янову). Анализируя деятельность Петра I, Радищев категорически утверждал, что даже цари-преобразователи не поступаются своей властью в пользу "вольности частной". В оде "Вольность" (начало 80-х годов), напоминая о "великом примере" О. Кромвеля, который послал короля - "преступника изо всех первейшего" на плаху, и победах свободолюбивой рати Вашингтона, Радищев приветствовал грядущую революцию в России - "день, избраннейший всех дней". В конце 70-х годов Радищев возобновил и прерванную служебную деятельность: в 1778-1780 годы - коллежский асессор в Коммерц-коллегии, в 1780-1789 годы - помощник управляющего и в 1790 году - управляющий Санкт-Петербургской таможней.

В 1789 году под непосредственным влиянием Французской революции Радищев приступил к открытой политической пропаганде; в домашней типографии он опубликовал «Житие Ф. В. Ушакова», где использовал автобиографические материалы (воспоминания о бунте русских студентов в Лейпциге) для важнейших политической аналогий. Отвергая либерально-просветительские иллюзии, Радищев осуждал тех, кто пытается смягчить гнет, просвещая власть имущих. В 1790 году Радищев опубликовал написанное ранее "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске" и свое главное произведение "Путешествие из Петербурга в Москву" (посвящено А. М. Кутузову, написано в середине 80-х годов). Книга Радищева, основанная на материале русской жизни, содержала всестороннее обоснование революционной концепции писателя. Поехав из Петербурга в Москву «вслед государя», «путешественник» открывает за внешним блеском «блаженствующего» государства бездну народных страданий. Вначале он апеллирует к закону и высшей власти. Однако блюстители порядка оказываются бесчеловечными тиранами, просвещение монарха - возможным только во сне. И положительные герои Радищева прекращают реформаторские попытки, начинают обосновывать необходимость народной революции, разбуженной "вольным словом". За издание книги, наполненной "самыми вредными умствованиями", попытку "произвесть в народе негодование противу начальников и начальства", "неистовые изражения противу сана и власти царской" (слова Екатерины II), Радищев был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь (1790-1797). В ссылке Радищев пишет обширный философский трактат "О человеке, его смертности и бессмертии". В 1797 году Павел I разрешил Радищеву вернуться в поместье Немцове под Малоярославцем, где он жил под надзором до 1801 года. В 1801 году Александр I разрешил Радищеву возвратиться в Петербург и зачислил его в Комиссию составления законов. В последние годы жизни Радищев пишет, помимо служебных законодательных проектов, несколько произв. ("Осмнадцатое столетие", "Песнь историческая"), свидетельствующих о глубоком кризисе его революционной концепции. 12 сентября 1802 года Радищев кончил жизнь самоубийством.

В произведениях 80-х годов ("Вольность", "Путешествие...") Радищев дал характерной для Просвещения 18 века доктрине "общественного договора" революционную интерпретацию. Из общепринятых рассуждений о "естественном праве" народов Радищев делал вывод, что вековую тяжбу народов с государями решает не формальное право, а сила; это положение он иллюстрирует в "Путешествии..." на примере покорения Новгородской республики царем Иваном III, рассматривая этот случай как типичный в истории. Реальные средства борьбы с всесилием государей мыслитель ищет в это время в революционном просвещении народов.

Вместе с тем уже в 80-е годы опыт прошлого внушал Радищев опасения, сумеет ли народ после победы удержать ее плоды в своих руках. Во главе восстания могут встать "мужи твердые и предприимчивые" не только на "истину", но и на "прельщение", не только "любители человечества", но и "льстецы", снова узурпирующие власть. В оде "Вольность" Радищев сформулировал "закон природы": "Из мучительства рождается вольность, из вольности рабство". Однако в это время трактовка, закона применительно к современности не носила фаталистическая оттенка - бдительность "счастливых народов", сумевших завоевать вольность, могла предотвратить гибель свободы под "ярмом власти". Этот оптимизм исчезает в произведениях последних лет. Оглядываясь на истекшее "столетье безумно и мудро", Радищев видит, что его кровавая струя вынесла в безбрежное море вечности одни только "страшны обломки".

Возвращаясь в "Песни исторической" к сюжетам "Размышлений о греческой истории" Мабли и "Рассуждений о причинах величия и падения римлян" Монтескье, Радищев подчеркивал роковой исход борьбы народов с деспотической властью. Социологическая схема Радищева, не вскрывавшая социальных пружин классовой борьбы, заставила его истолковать и диктатуру якобинцев, как новый пример вырождения свободы в "самовластье", "наглость". Сравнивая кровавое правление римского тирана Суллы с террором Робеспьера, Радищев приходит к мысли о предпочтительности "мира неволи" бедствиям гражданской войн.

Ответа на вопрос, как оградить от гибели здание "свободы", Радищев в последних произведениях не дал. Он изменил прежнее, безусловно отрицательное, отношение к монархической власти, специально оттеняя заслуги добрых, мудрых, "правдивых" царей древности, а также Петра I, Екатерины II, Александра I. Однако те же произведения свидетельствуют о крайней шаткости этих монархических иллюзий. В "Песни исторической" Радищев высказывал опасения, не свойственно ли вырождение всякой самодержавной, абсолютной власти вообще. Для последних работ Радищева характерна мысль о бренности всех творений рук человеческих, притязать на вечную жизнь могут только свободолюбивые мысли "и не погибнут они, хотя бы гибла земля".

Произведения Радищева отражают глубокую трагедию мыслителя, увидевшего антинародные результаты буржуазной революции. Действительность наполеоновской Франции окончательно разрушила веру в "разумность" революций, действительность царствования Александра I; уничтожила последний проблеск надежд на "разум" монархов. "Осмнадцатое столетие" Радищева, утверждавшее, что "мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона", осталось неопубликованным; идеи законодательных проектов начала 19 века "О законоположении", "Проект для разделения уложения Российского" - нереализованными и незавершенными.

Дворянско-либеральные историки изображали Радищева "реформатором", предтечей крестьянской реформы 1861 года, обращавшимся к "философу на троне". Однако уже в дореволюционное время некоторые исследователи отмечали элементы сатиры на екатерининское законодательство в так называемых либеральных проектах "Путешествия". Исследователи революционно-демократического и марксистского направлений четко определили место Радищева как первого русского революционера. Эта точка зрения окончательно принята советской историографией. Вместе с тем в советской литературе остаются спорными вопросы о характере и последовательности революционной концепции Радищева как в 80-е годы, так и в последние годы его жизни. В современной буржуазной историографии, возрождающей предвзятые версии русской дореволюционной литературы, главный упор делается на выявление западных источников "либерализма" Радищева.

E. Г. Плимак. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Сочинения: Полн. собр. соч., т. 1-3, М.-Л., 1938-52.

Литература: Ленин В. И., О нац. гордости великороссов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26 (т. 21); Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по рус. лит-ре и просвещению, т. 1, СПБ, 1889; Милюков П. Н., Очерки по истории рус. культуры, ч. 3, в. 2, СПБ, 1903; Мякотин В. A., На заре рус. общественности, 3 изд., М., 1916; Добролюбов Н. A., Рус. сатира екатерининского времени, Полн. собр. соч., т. 5, М.-Л., 1962; Плеханов Г. В., Четырнадцатое дек. 1825, (СПБ, 1906); его же, История рус. обществ. мысли, Соч., т. 22, М., 1925; Семенников В. П., Радищев. Очерки и исследования, М.-П., 1923; Барсков Я. Л., А. Н. Радищев. Жизнь и личность, в кн.: Мат-лы к изучению "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева, т. 2, М.-Л.,1935; Гуковский Г., Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Бабкин Д. С., Процесс А. Н. Радищева, М.-Л., 1952; Макогоненко Г. П., Радищев и его время, М., 1956; Старцев A., Радищев в годы "Путешествия", М., 1960; Пугачев В. В., А. Н. Радищев. (Эволюция обществ.-политич. взглядов), Горький, 1960; Шторм Г., Потаенный Радищев, М., 1965; Плимак Е. Г., Радищев и Робеспьер, "Новый мир", 1966, No 6; Карякин Ю. P., Плимак Е. Г., Запретная мысль обретает свободу. 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Радищева, М., 1966; Lang D. M., The first Russian radical A.N. Radishchev, L., 1959; Mc Connell A., A Russian philosophe A. Radishchev 1749-1802, The Hague, 1964.


Вернуться на главную страницу Радищева

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС