Протагор
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Протагор

485-411 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Протагор

В 450 году до н. э. в Греции появилось новое философское направление, носившее название софистики. Группа ученых за денежное вознаграждение обучала детей аристократов наукам, которые не преподавались в греческой школе. В основном это была логика. Хотя демократия и победила в Афинах, богатство и влияние древней аристократии не уменьшилось. Эту-то аристократию и обучала логике группа ученых. Наиболее выдающимся среди этих ученых был Протагор. Он считал человека мерой всех вещей. Если между двумя людьми возникает противоречие во мнениях, то нет такой объективной истины, при помощи которой можно было бы доказать, чье мнение верно, а чье — нет. Знание, которое человек получает при помощи своих органов чувств, исполнено ошибок. Дело умного следовать тому пути, по которому идут многие. В результате отрицания объективной истины Протагор стал горячим сторонником установившихся законов морали и традиций. Он заявил: мы не знаем, существует бог или нет; но раз большинство людей поклоняется богам, это поклонение необходимо. Много веков спустя у американского философа Уильяма Джемса можно услышать отзвуки того же самого учения.

Софисты приводили доводы за или против того или иного мнения, но они не желали на основании этого прийти к какому-либо решению. Эти мудрецы отказывались следовать своей аргументации. Один из них — Горгий — говорил: ничто не существует, а если и существует, то непознаваемо, а если и познаваемо для кого-нибудь, то он не может передать этого другим. По мнению некоторых из них, закон природы — это закон сильного. Человек ради своей выгоды и ради обуздания сильного создал социальные институты и законы морали. Эта группа ученых обучала аристократов искусству спорить для того, чтобы выигрывать судебные процессы.

В Афинах тогда был век демократии и судьи избирались народом. Для выигрыша процесса в этих судах красноречие и софистика имели большее значение, чем тонкое знание законов. Судьи избирались на короткий срок. Подобно современным присяжным, они плохо знали законы. В греческом суде истец и ответчик должны были лично присутствовать на суде, чтобы защищать свои интересы. Помощь со стороны каких-либо адвокатов там не практиковалась, хотя было принято прибегать к чужой помощи при составлении письменных документов, свидетельствующих в свою пользу. Софисты за деньги оказывали подобную помощь. Сохранилось предание, согласно которому Протагор заключил договор с одним молодым аристократом о том, что его ученик заплатит ему за учение после того, как выиграет первый процесс. Но насмешка судьбы была такова, что первый же процесс против упомянутого молодого аристократа был о неуплате Протагору за учение. В то время многие, особенно Платон и другие состоятельные философы, с презрением смотрели на преподавание за деньги. Весьма возможно, что именно поэтому и возникло подобное предание 1.

Цитируется по изд.: Рой М. История индийской философии.  Греческая и индийская философия. М., 1958, с. 64-65.

Примечания

1. Согласно «преданию», у Протагора был ученик Эватл. Плата за обучение была разделена на два срока так, что вторую половину Эватл должен был внести после того, как выиграет свой первый процесс. Так как Эватл не выступал в судах, то Протагор решил требовать деньги через суд и обратился к Эватлу со следующей дилеммой: «Если ты выиграешь наш процесс, то ты должен заплатить согласно нашему договору; если же ты наш процесс проиграешь, то должен будешь заплатить согласно решению судей; но ты или выиграешь процесс или проиграешь его и, стало быть, все равно должен заплатить требуемую сумму». Эватл отвечал ему обратной дилеммой: «Если я выиграю наш процесс, то я не должен буду платить в силу судебного решения; если я проиграю процесс, то не должен буду платить в силу нашего условия, но я или выиграю процесс или проиграю его и, стало быть, ни при каких условиях не должен платить требуемых денег».— Прим. В. Бродова.


Вернуться на главную страницу Протагора

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС