Погодин Радий Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Погодин Радий Петрович

1925-1992

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Радий Петрович Погодин

Погодин Радий Петрович (16.08.1925, дер. Дуплево, Тверская обл. — 27.03.1992, Санкт-Петербург). Родители — крестьяне, со временем перебравшиеся в поисках счастья в Ленинград. В начале блокады слесарил. Обессиленным был вывезен на Урал. В 1943 году ушёл на фронт. Служил танкистом. Был несколько раз ранен и контужен. Войну закончил в Берлине. В 1946 году был арестован и приговорён к пяти годам. Формально Погодина осудили за побег из пожарной части. Но реально власть не могла простить ему другое: публичную защиту А.Ахматовой и М.Зощенко. На свободу вышел в 1949 году. Первый рассказ «Мороз» опубликовал в ленинградском альманахе «Дружба» в 1954 году. В 1957 году издал первый сборник рассказов «Муравьиное масло». Лауреат Госпремии России (1986 — за книгу «Лазоревый петух моего детства»). В словаре «Русские писатели 20 века» (М., 2000) дата смерти писателя указана 30 марта 1993 года.

Вячеслав ОГРЫЗКО


Погодин Радий Петрович [16.8.1925, д. Дуплево Тверской обл. — 30.3.1993, Петербург] — прозаик, драматург.

Родился в крестьянской семье. Раннее детство провел в деревне, затем вместе с матерью и старшим братом переехал в Ленинград. К тому времени родители жили врозь. Здесь в 1941 окончил 8 классов. Когда началась война, мать отправила сына в родную деревню. Но узнав о том, что к городу подходят немцы, он вернулся домой, сумев пройти через линию фронта. В первые месяцы блокады работал слесарем на заводе. В конце блокадной зимы обессиленного Погодина отправили на Урал. Едва набравшись сил, в 17 лет он ушел на фронт. Войну закончил в Берлине командиром отделения разведки в танковой дивизии. Несколько раз был ранен, контужен. Награжден двумя орденами Славы, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. После демобилизации работал в редакции многотиражной газеты пожарной части.

В 1946 во время обсуждения в редакции постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» Погодин смело высказался в защиту писателей Зощенко и Ахматовой. В ту же ночь один из руководителей пожарной части предупредил Погодина по телефону о грозящем аресте и посоветовал немедленно бежать: тогда будут судить за дезертирство, а не по политической статье. После поимки Погодин был осужден на 5 лет лагерей, лишен всех боевых наград.

Освободившись из заключения, будущий писатель перепробовал много профессий — от лесоруба до воспитателя в пионерском лагере и редактора на радио. Два десятилетия спустя, после вручения новых орденов за литературные заслуги («Знак почета» и ордена «Дружбы народов») Погодину были возвращены и его боевые награды.

Первый рассказ Погодина для детей «Мороз» был опубликован в ленинградском альманахе «Дружба» в 1954. В 1957 в ленинградском детском издательстве вышла первая книга рассказов «Муравьиное масло», в 1958 — книга рассказов «Кирпичные острова», в 1960 — «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде». В том же году в 9-м номере журнала «Юность» публикуется его рассказ «Дубравка». С этого времени Погодин занял одно из ведущих мест в детской литературе. Его проза отличалась серьезностью нравственного поиска, изяществом формы.

Критика сразу заговорила о новаторстве Погодина. Детские писатели предыдущего поколения, при всей их талантливости, были лишены возможности разговаривать с ребенком всерьез на многие важнейшие темы жизни, которые считались в литературе для детей запретными. Погодин смело перешагнул через искусственные перегородки и заговорил с юным читателем с предельной искренностью о главных вопросах человеческого существования. Соединение мудрой простоты и яркой метафоричности — одно из достоинств прозы Погодина. Другим достоинством, не раз отмечаемым критиками, является полифоничность, «многослойность» его произведений, благодаря чему создается ощущение объемного восприятия мира в его противоречиях, проза Погодина пронизана чувством родной земли, родного дома, родной истории, гражданской ответственности за свой народ — тем спектром ощущении, из которых вырастает подлинный, не ходульный патриотизм.

После публикации рассказа «Дубравка» каждое новое произведение, будь то повесть для малышей «Откуда идут тучи», «Сказка о жеребенке Мише и мышонке Терентии» или проза для взрослых читателей — все становилось литературным событием.

В середине 1960-х Погодин написал пьесу «Трень-брень», которую первым поставил Ленинградский ТЮЗ. С нее началась известность театра и его главного режиссера 3.Я.Корогодского, сопутствовавшая ему два десятилетия. Этот спектакль изменил представление о том, какая должна быть драматургия для юного зрителя. В праздничном, карнавальном зрелище сливались одновременно счастье и трагедия человеческой жизни. К концу 1960-х этот спектакль обошел мн. юношеские театры страны. В те же годы Погодин становится известен не только как детский и юношеский писатель.

Первой из «взрослой» прозы Погодин была опубликована в 1969 повесть «Где леший живет», вместившая события нескольких эпох,— с Первой мировой войны до освобождения деревни от фашистских оккупантов. В ней невозможно вычленить главного героя. Главные в повести все — и малолетние дети, и старики со старухами, и воины. Их характеры, выписанные с поразительной многозначностью, их личные судьбы сплетаются воедино — в единую жизнь и судьбу Отечества. В последующих рассказах и повестях, адресованных взрослым («Мост», «Боль», «Дверь», «Я догоню вас на небесах», «Одинокая на ветру»), П. постоянно использует материал военной солдатской жизни. Его герои были лишены юности, во взрослую фронтовую жизнь они шагнули прямо из детства. Каждый из них — это своя, отдельная судьба со своими трагедиями, своими открытиями вечных вопросов человеческого бытия и своими возможностями выхода в обыденную мирную жизнь. Эти произведения были написаны в разное время, но именно в них Погодину удалось достичь эффекта, который И.А.Бунин называл «симфонизмом», когда одинокий голос рассказчика приобретает звучание как бы целого симфонического оркестра, создавая могучую симфонию жизни народа.

Эта проза была создана им в последнее десятилетие жизни, когда сам Погодин сражался со смертельной болезнью. Перенося с интервалом в несколько лет одну за другой тяжелейшие операции, Погодин всякий раз открывал в себе новые горизонты своего дарования. Он проявил себя как талантливый художник. Его картины демонстрировались на нескольких выставках, печатались в различных журналах. Находясь в реанимационной палате после одной из операций, Погодин стал создавать стихи. Эти стихи были опубликованы в конце 1990-х в журнале «Звезда» и «Нева». Одной из последних его работ стала книга эссе.

В 1982 за книгу «Перейти речку вброд» Погодин был награжден премией СП РСФСР.

В 1988 ему была вручена Государтсвенная премия РСФСР за книгу «Лазоревый петух моего детства».

В 1982 Погодин стал лауреатом Почетного Международного диплома им. Г.Х.Андерсена. В 1990 за книгу повестей и рассказов «Я догоню вас на небесах» Погодин удостоен Международной писательской премии.

Произведения Погодин переведены и изданы во многих странах. Его творчеству посвящена отдельная книга, а также несколько десятков статей, опубликованных в России и за рубежом, произведения Погодин продолжают интересовать исследователей и в последние годы, о чем говорят Всероссийские «Погодинские чтения», которые регулярно собирают литературоведов, писателей, библиотекарей, педагогов, психологов со всей страны.

В.М. Воскобойников

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 80-81.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Муравьиное масло: рассказы. Л., 1957;

Кирпичные острова: рассказы. Л., 1958;

Рассказы о веселых людях и хорошей погоде. Л., 1960;

Ожидание: повесть. Л., 1963;

Утренний берег: повесть и рассказы. Л., 1964;

Откуда идут тучи: рассказы. Л., 1966;

Трень-брень: повести. Л., 1966;

Осенние перелеты: повести и рассказы. Л., 1972;

Повести. Рассказы. Л., 1975;

Перейти речку вброд: Сказочные повести. М., 1979;

Лазоревый петух моего детства: Избранные произведения. М., 1963;

Живи, солдат: повести. Л., 1985;

Красные лошади: повести и рассказы. М., 1986;

Земля имеет форму репы: сказки. Л., 1989;

Я догоню вас на небесах: повести и рассказы. Л., 1990;

Зеленый попугай: повести. Л., 1992;

Где ты, гдетыгдеты?: сказки. М., 1995;

Я догоню вас на небесах: повести. СПб., 1998;

Река: Книга прозы, стихов и эссе. СПб., 2002.

Литература:

Швейцер В. Ребячьи будни // Новый мир. 1959. №3.;

Берзер А. Веселые и добрые рассказы // Комсомольская правда. 1961. 18 авг.;

Банк Н. Школа человечности // Банк Н. Путь к художественной правде. Л., 1968;

Мотяшов И. Радий Погодин: Очерк творчества. М., 1983;

Акимов В. Несколько жизней Радия Погодина // Погодин Р. Рассказы. Л., 1985;

Воскобойников В. Трудное счастье жить // Звезда. 1986. №1;

Смольников И. Должен был выжить... // Семья и школа. 1991. №6;

Хмельницкая Т. Хрустальное яйцо или О пользе бесполезного // Нева. 1992. №5-6;

Воскобойников В. Вступительная статья // Погодин Р. Я догоню вас на небесах. СПб., 1998;

Мария Николаева. На границе детства // Детская литература 1998. №4;

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Радий Погодин // Детская литература: Учебник для педагогических учебных заведений. М., 2000.

Мещерякова М. // Русские детские писатели ХХ века. — М., 1997;

Бахтин В. // Русские писатели 20 века. — М., 2000.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС