Плетенецкий Елисей Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Плетенецкий Елисей Михайлович

1554-1624

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Елисей Михайлович Плетенецкий

Плетенецкий Елисей Михайлович (между 1550 и 1554 — 29.10[8.11].1624), церковный деятель, писатель. Родился в с. Плетеничи на Львовщине в мелкошляхетской семье. Выступил как борец против унии и католицизма. С 1599 — архимандрит Киево-Печерской лавры, где организовал знаменитую типографию, вокруг которой объединил группу малороссийских церковных деятелей, издателей и писателей.

Л. М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Елисей Плетенецкий (1554-1624), архимандрит Киево-Печерского монастыря, активный противник православ.-католич. унии, организатор книгопечатания и просвещения на Украине. Род. в 1554. В миру был священником, пострижен в Киево-Печерской лавре, с 1595 служил архим. Лещинского монастыря в Пинске, а после смерти архим. Никифора избран в архимандриты лавры (сент. 1599). Он был заботливым строителем Печерского монастыря и всемерно защищал его имущество от посягательств прежде всего униатов и католиков. В его эпитафии говорится, что Е. П. «великую церковь, обветшавшую, от развалин предохранил, монастырские волости древние возвратил, а новые устроил, снабдил оные всем и определил везде священников и сам избрал преемником себе наместника своего иеромонаха Захарию Копыстенского», к-рый и говорил ему «надгробное слово», а через год, в день памяти усопшего, и «другое»; оба они были напечатаны в лавре (1625). В описании киево-печерских чудес сказано, что Е. П. постановил давать из монастырских припасов каждому просящему «хлеб и варево », а для старых нищих построил особую кухню, где их кормили постоянно. В «извете » старца Варлаама (спутника Г. Отрепьева во время его бегства в Литву), поданного после убийства самозванца-расстриги (май 1606) царю Василию Шуйскому, приводится следующий отрывок, связанный с Е. П.: «…В Киеве в Печерском монастыре нас принял архимандрит Елисей, и в Киеве всего жили три недели, и Гришка захотел ехать к киевскому воеводе князю Василию Острожскому, и отпросился у братии и у архимандрита Елисея Плетенецкого. И я архимандриту Елисею и братии говорил о нем и бил челом, что он собирался жить в Киеве в Печерском монастыре ради душевного спасения, а потом идти к святому граду Иерусалиму к Господнему Гробу, а ныне идет в мир к князю Василию Острожскому и хочет иноческое платье сбросить, и он будет воровать, и Богу и пречистой Божьей матери солгал. И мне архимандрит Елисей и братия говорили: “Здесь-де земля в Литве вольная: кто в какой вере хочет, в той и пребывает”. И я бил челом архимандриту и братии, чтобы позволили жить мне у себя в Печерском монастыре, но архимандрит и братия мне не дали». Умер 29 окт. 1624 схимонахом под именем Евфимия и погребён 17 февр. 1625. Захария Копыстенский в надгробном слове ему напоминал, что он вернул и утвердил лавре ставропигию, завёл типографию и в церк. волости Радомысль специально для неё основал бумажную фабрику, печатал церк. книги и учебники, собрал учёное Братство, из которого выбрал достойных церк. проповедников и возобновил в лавре общежительное правило.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия

Елисей Плетенецкий (Александр Фомич Плетенецкий) дата рождения неизвестна («между 1550 и 1554гг.» – митр. Макарий «История русской церкви» т.2), дворянского рода – умер 29.10(8.11).1624 в г.Киеве.

Архимандрит Киево-Печерский, воин, писатель, просветитель, общественный деятель. Запорожский казак, принял монашеский постриг в Межигорском монастыре под именем Елисей.

Сподвижник Петра Сагайдачного. Петр Сагайдачный - дворянского рода, атаман Войска Запорожского: известен как «первый адмирал» и как защитник православия (беспощадно боролся с католическим влиянием). Так же известен участием в походе на Москву (разорил Вологду, Елец сжег дотла).

Отец – Фома Красный, военачальник, реестровый казак Речи Посполитой.

+ + +

В 1596г. настоятель Лещинского монастыря Плетенецкий был Собором низложен и лишен сана (причины неизвестны). Опираясь на поддержку своих многочисленных сторонников, Плетенецкий решение Собора игнорировал и продолжал управлять монастырем еще несколько лет, вплоть до своего перехода на архимандрию в Киев.

В 1599г. после смерти архимандрита Киево-Печерского Никифора Тура началась борьба за его место между митрополитом Потием и Елисеем Плетенецким. Плетенецкий выдвигался киевским князем Константином (Острожским) и казаками, Потия поддерживала Корона Польская. Ответственный за выборы нового архимандрита епископ Хр. Казимирский князем Константином до Лавры допущен не был. 12 октября 1959г. при попытке начать передачу имений Лавры Потию, комиссия во главе с оршанским возным Зенковичем и дворянином Кошицем была обстреляна отрядом казаков. В результате «под комиссионерами были убиты кони».

Князь Константин отправил Плетенецкого к папскому нунцию с просьбой содействовать утверждению данного кандидата на архимандрию. Взамен обещал приступить к единению с Римской церковью. Нунций сказал, что «сначала единство, а потом утверждение Плетенецкого». Папа Климент VIII отменил прежнюю буллу, которою Киевская лавра предоставлялась униатским митрополитам, своим бреве (от 19 июля 1603г.). 3 апреля 1604 года папа Климент VIII написал письмо князю Константину (Острожскому) с призывом присоединиться к Божьей церкви. Острожский ответил, что попробует убедить в необходимости единения Константинопольского и Александрийского патриархов, с которыми у него доверительные отношения. Но после того, как Плетенецкий был утвержден на архимандрию, князь Константин возобновил борьбу с унией и лично с митрополитом Потием. Так же до конца своей жизни боролся с митрополией и архимандрит Елисей (Плетенецкий). Он, по сути, не уступил никому Лещинского монастыря, вытесняя всех, кто назначался на его управление и даже захватил имения митрополии (якобы за долги митрополита Рагозы). Возному земли Киевской архимандрит Елисей отвечал, что пока с имений не будет получена вся сумма долгов, он их не отдаст и, если понадобиться, будет "оборонять оружием".

Плетенецкий основал в Лавре типографию, обустроил лаврскую богадельню, содействовал развитию проповеди, сплотил вокруг себя ученых мужей: иеромонаха Беринду, протопопа Зизания, П. Могилу (будущего митрополита) и многих других. Книгами, изданными в лаврской типографии, широко пользовалась Московская Русь, в которой в Смутное время книгопечатание заглохло. Особенно популярны были «Большой катехизис» Зизания и «Лексикон церковно-славянского языка» Беринды.

10 сентября 1608 года в связи с бунтом монахов Печерского монастыря против архимандрита Елисея (Плетенецкого) «за расточительный образ жизни и нерадение о братии», Митрополит Потий назначил Киево-Печерским архимандритом и своим наместником в Киеве (официалом) иеродиакона Антония. Иноки отказались подчинятся Антонию, а казаки угрожали архимандриту Антонию смертью («как собаку убьем»). Впоследствии казаки утопили Антония в проруби (когда он хватался за края полыньи, ему отрубили руки).

В 1615 году при активном участии архимандрита Елисея была организована школа Богоявленского братства (с 1632г. Киево-Могилянская коллегия, с 1701г. Киево-Могилянская академия). Для организации школы православная жена мозырского маршалка Гальша Гулевич подарила братству большое место с домами. Поскольку все Войско Запорожское входило в Богоявленское братство, им были выделены средства для построения Богоявленского храма. Большую помощь школе оказывал и сам войсковой атаман Сагайдачный. Архимандрит Елисей (Плетенецкий) был постоянным преподавателем школы, наряду с Бериндой и Зизанием. Обучение всегда оставалось бесплатным, преподавалась латынь, теология, риторика, география и т.д. В Смутное время школа была академическим центром всей Руси.

Под руководством архимандрита Елисея Киево-Печерская лавра стала центром противостояния экспансии католической церкви. В 1620 году Партриарх Иерусалимский Феофан, возвращаясь из Москвы, остановился в Киево-Печерской лавре. Тогда же Плетенецким и Сагайдачным («за пожертвование») он был уговорен на восстановление всей православной иерархии Малой Руси, что шло в разрез с государственными законами Речи Посполитой. Феофан так же подписал грамоты, благословляющие реквизировать у униатов церковное имущество. Король Сигизмунд III издал универсал об аресте участников за государственные преступления – «нарушение прав короля и подрыв единства государства». Но православные владыки находились под охраной (конвоем) казаков. После поражения от Порты, атаман Войска Запорожского Сагайдачный вступил в переговоры с Короной Польской об узаконивании православной иерархии в обмен на участие казаков в войне.

Уже в 1654 году по требованию царя Алексей Михайловича древняя Киевская митрополия была подчинена Московскому патриарху, который присвоил себе титул "Патриарха всея Великия, Малыя и Белыя Руси". Казаки безрезультатно протестовали против посягательств на автономию их иерархии.

Похоронен Елисей Плетенецкий в Успенском соборе (г.Киев) рядом с могилами князя Скиргайло и Евпраксии (сестры Владимира Мономаха).

В Краснодарской научной библиотеке (им. Пушкина) хранятся восемь старопечатных церковных книг из Межигорья. Их можно считать первыми книгами на Кубани. Межигорский монастырь относился к территории Войска Запорожского и книги привезены казаками, заселявшими кубанские земли по приказу императрицы Екатерины II. Предисловие к одной из книг подписано «елисей плетенецкий».

Составил настоящую биографическую справку В.Плетенецкий.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Литература.:

Украiнськi письменники. Бiо-бiблiографичний словник. Т. 1. Киiв, 1960.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС