Плеханов Георгий Валентинович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Плеханов Георгий Валентинович

1856 - 1918

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Георгий Валентинович Плеханов

Основные вехи биографии

Плеханов Георгий Валентинович (29.XI (11.XII). 1856 - 30.V.1918; псевдонимы - H. Бельтов, Н. Каменский, H. Андреевич, Г. Валентинов, А. Кирсанов, Д. Кузнецов и др.; партийные клички в народнический период - "Жорж", "Оратор" и др.) - деятель российского и международного социалистического движения, философ, историк, теоретик и пропагандист марксизма, один из основателей РСДРП, впоследствии (с 1903) - один из лидеров меньшевизма.

Родился в селе Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии в мелкопоместной дворянской семье. Его отец - Валентин Петрович Плеханов - отставной штаб-ротмистр гусарского полка. Мать - Мария Федоровна была образованной женщиной с передовыми взглядами. Окончив в 1873 году военную гимназию в Воронеже, Плеханов поступил в Константиновское юнкерское училище (Петербург), но через год, осенью 1874 года, отказавшись от военной карьеры, сдал экзамены в Петербургский горный институт. Воспитанный на освободительных идеях А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Плеханов в 1875 году установил связи с революционерами-народниками. В 1876 году играл крупную роль в революционной народнической организации (с 1878 года - "Земля и воля"), вел пропаганду среди рабочих Петербурга, произнес революционную речь на Казанской демонстрации 1876 года. Покинув институт, Плеханов стал профессиональным революционером, видным практиком и публицистом революционного народничества. В 1879 году после раскола "Земли и воли" на "Народную волю" и "Черный передел" Плеханов возглавил организацию "Черный передел". Плеханов выступил против тактики политических заговоров и индивидуального террора как средства свержения самодержавия. В январе 1880 года, преследуемый правительством, эмигрировал за границу и жил до 1917 года в Швейцарии, Италии, Франции и других странах.

В 1880-1883 годы Плеханов изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, знакомился с западно-европейским рабочим движением, установил личные контакты с лидерами социал-демократии Ж. Гедом, К. Каутским, В. Либкнехтом, Э. Бернштейном, П. Лафаргом, А. Бебелем, Ф. Мерингом и другими, завязал переписку, а с 1889 года установил и личную связь с Ф. Энгельсом.

Работа Плеханова над переводом на русский язык "Манифеста Коммунистич. партии" К. Маркса и Ф. Энгельса составила, как признавал сам Плеханов, эпоху в его жизни, явилась переломным этапом в его идейном развитии. К 1883 году Плеханов порвал с народничеством и стал на позиции марксизма. Плеханов был первым русским марксистом, видным теоретиком, блестящим популяризатором и смелым защитником научного социализма. Начался второй - марксистский этап (после народнического) в жизни и деятельности Плеханова. Осенью 1883 года Плеханов основал в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу "Освобождение труда". Группа положила начало распространению марксизма в России. Она переводила на русский язык и распространяла на родине важнейшие сочинения Маркса и Энгельса. Чтобы расчистить путь социал-демократическому направлению в России, Плеханов и его группа развернули идейную борьбу с народничеством. Плеханов стремился творчески применить основные положения марксизма к российской действительности. Осенью 1883 года он опубликовал книгу "Социализм и политическая борьба", весной 1885 года - "Наши разногласия", в которых он с позиций исторического материализма подверг решительной критике все направления народничества и взгляды его идеологов П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, М. А. Бакунина, Н. К. Михайловского и др. Убедительно доказал несостоятельность и ошибочность народнической доктрины в целом. Первым в России Плеханов рассмотрел вопросы о характере предстоящей в России революции, об исторической миссии пролетариата в русском революционном движении, выдвинул перед русскими революционерами задачу образования рабочей социалистической партии. Книгу Плеханова "Социализм и политическая борьба" В. И. Ленин назвал первым "...profession de foi русского социал-демократизма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 311 (т. 4, с. 264)). В 1884-88 П. опубликовал (написаны в 1883 и 1885 годы) два проекта программы русской социа-демократии. О проекте программы 1888 года Ленин писал впоследствии, что он в основном правильно определял задачи российского пролетариата. В 1889 году Плеханов от имени русской социал-демократии выступил с речью на учредительном конгрессе 2-го Интернационала в Париже, выразив уверенность, что русская революция восторжествует только как пролетарская революция. С начала 90-х годов Плеханов становится одним из признанных лидеров 2-го Интернационала: Плеханов участвует в Цюрихском (1893), Амстердамском (1904), Копенгагенском (1910) конгрессах.

Продолжая активную борьбу с народничеством и другими врагами марксизма, защищая и обосновывая научный социализм, Плеханов в 90-х годах опубликовал ряд своих новых крупных марксистских работ: "К шестидесятой годовщине смерти Гегеля" (1891), "Н. Г. Чернышевский" (1894), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "Очерки по истории материализма" (1896), "О материалистическом понимании истории" (1897), "К вопросу о роли личности в истории" (1898) и др. Книга "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" вышла в Петербурге легально и стала настольной книгой русских социал-демократов. Ленин указывал, что на ней "...воспиталось целое поколение русских марксистов..." (там же, т. 19, с. 313, прим. (т. 16, с. 243, прим.)). В 1895 году Плеханов знакомится в Швейцарии с В. И. Лениным и устанавливает связи с Петербургским "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса".

В 1898-1902 годы Плеханов развернул в печати борьбу против западно-европейского ревизионизма - бернштейнианства. Ленин отмечал, "...что единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов" (там же, т. 17, с. 20 (т. 15, с. 19) ). Под влиянием Ленина в 1900-1902 годы Плеханов выступил против "легального марксизма" (П. Струве и др.) и русского бернштейнианства - "экономизма". В 1900-1903 годы Плеханов принял участие в организации и руководстве газетой "Искра". Ленин и Плеханов в эти годы проделали большую работу по организации российской революционной рабочей партии, по созданию программы и устава марксистской партии, по созыву и проведению Второго съезда РСДРП. Плеханову было поручено открытие съезда. Вместе с Лениным и Мартовым Плеханов был избран редактором ЦО партии "Искры" и членом Совета партии.

Уже в это время между Лениным и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения. Однако на II съезде РСДРП Плеханов выступал на стороне Ленина. Спустя некоторое время, отойдя от позиций, занимаемых на съезде, Плеханов пошел на примирение с меньшевиками, а затем стал лидером меньшевизма. С октября 1903 по октябрь 1905 года Плеханов являлся редактором меньшевистской "Искры". 1903-1917 годы - это третий - меньшевистский период в сложном жизненном пути Плеханова, когда он отступил от марксизма по многим программным и тактическим вопросам, не поняв особенностей новой эпохи - империализма и пролетарской революций, не сумев разглядеть новых условий, сложившихся в России, куда переместился центр революционного движения, Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. В философии Плеханова остался воинствующим материалистом, хотя меньшевистские позиции существенно повлияли на его мировоззрение, особенно на исторические взгляды. В период революции 1905-1907 годов в России Плеханов занял оппортунистическую, антибольшевистскую позицию по всем основным общеполитическим и тактическим вопросам. Плеханов участвовал в IV Стокгольмском объединительном (1906) и V Лондонском (1907) съездах РСДРП. В годы реакции (1907-1910), когда многие меньшевики пытались ликвидировать подпольные партийные организации и стать на путь легальности и приспособленчества к столыпинскому режиму, Плеханов решительно выступал против ликвидаторства. На почве борьбы, в которой принимал участие Плеханов, с антимарксистскими течениями этого периода - ликвидаторством, отзовизмом, богоискательством, богостроительством, троцкизмом - был создан принципиальный партийный блок между большевиками, руководимыми Лениным, и "меньшевиками-партийцами", во главе с Плехановым. В это время Плеханов вел идейную борьбу с махизмом, эмпириокритицизмом, неокантианством и другими враждебными марксизму философскими течениями, опубликовав большое количество полемических статей.

В годы 1-й мировой войны 1914-1918 годов Плеханов стал на позиции социал-шовинизма, оборончества, защиты своего отечества, как и многие другие лидеры 2-го Интернационала.

После Февральской революции 1917 года Плеханов вернулся 31 марта (13 апреля) из Италии (где лечился от туберкулеза) в Россию. Возглавляя меньшевистскую группу "Единство" (создана в 1914 году), Плеханов резко выступил против Апрельских тезисов В. И. Ленина и курса большевиков на подготовку и проведение социалистической революции, так как не видел объективных условий для нее. Поэтому он полностью поддерживал политику буржуазного Временного правительства и даже выступал в его защиту с речью на контрреволюционном московском Государственном совещании в августе 1917 года.

К Великой Октябрьской социалистической революции Плеханов отнесся отрицательно, увидев в ней "нарушение всех исторических законов". Отрицая возможность строительства социализма в России, Плеханов, однако, отказался выступать против рабочего класса, совершившего социалистическую революцию, не стал на антисоветские позицию, как это сделало большинство лидеров меньшевиков, категорически отверг предложения контрреволюционеров возглавить борьбу с Советской властью.

Плеханов обладал исключительной работоспособностью. Он был энциклопедически образованным ученым, исследователем в области истории, экономики, социологии, этнографии, эстетики, религии и атеизма, ярким и глубоким русским философом и публицистом. Плеханов умер от туберкулеза в санатории Питкеярви в Финляндии. Похоронен 9 июня в Петрограде на Волновом кладбище.

М. И. Кузнецов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.


Вернуться на главную страницу Г.Плеханова

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС