Парето Вильфредо
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Парето Вильфредо

1848-1923

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вильфредо Парето

Парето Вильфредо (1848 - 1923) – итальянский социолог и политолог, экономист. Труды: «Социалистические системы» (1902), «Руководство по политической экономии» (1906), «Трактат по всеобщей социологии» (в 3-х тт., 1916), «Трансформация демократии» (1921) и др. Создатель концепции «нелогического поведения» и теории циркуляции элит. В «Трактате по всеобщей социологии» обосновал элитарную теорию, считая, что в сфере управляющей деятельности каждого общества существуют две значительно обособленные группы – правящие и управляемые. Отношения между элитой и массой являются сутью политических отношений. По методам правления разделял элиты на «львов» и «лис». «Львы» опираются на материальную и религиозную силу, для них характерно преимущественное использование насилия при осуществлении господства. «Лисы» для укрепления власти используют хитрость, обман, искусство убеждения масс и политические комбинации. Согласно Парето, два типа элит последовательно сменяют друг друга.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 25.

Парето (Pareto) Вильфредо (15 июля 1848, Париж – 20 августа 1923, Солиньи, близ Женевы) – итальянский социолог и политэконом. Профессор университета в Лозанне (с 1892), учитель Муссолини.

Социологическая концепция Парето соединяет в себе логически-экспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочно-психологического подхода к общественным явлениям, и тезис о том, что основу общественных процессов составляют человеческие поступки, определяемые иррациональными инстинктивными мотивами. Парето разделил поступки людей на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т.е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психологическую константу любого нелогического поступка. Этот комплекс он назвал «остатком» (residue), имея в виду то, что остается, если из всей совокупности социальных действий и мыслей удалить все несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логическом обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы он назвал «производными» (derivazioni). Их наличие не говорит о сознательном лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религиозные доктрины. Классификацию «остатков» и «производных» Парето положил в основу объяснения общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Общество, по Парето, – это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие – те, кто составляют элиту. Парето мыслит общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодаренные люди – вожди. История – арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом общественной жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. «Производные» – в форме социальных теорий и философско-исторических учений – являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по Парето, принуждению масс к повиновению. Парето негативно относился к идеалам демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам Парето отрицательно отнесся к фашизму.

И.С. Добронравов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 200-201.

Парето (Pareto) Вильфредо (15.7.1848, Париж,— 20.8.1923, Селиньи, близ Женевы), итальянский социолог и политэконом, представитель математической школы в буржуазной политэкономии. Социологическая концепция Парето соединяет в себе противоречащие друг другу моменты — логически-экспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочно-психологического и умозрительного подхода к общественным явлениям, и тезис о том, что основу общественных процессов составляют человеческие поступки, определяемые преимущественно иррациональным, инстинктивным, т. е. тем, что в принципе невозможно точно описать и рационально объяснить.

Являясь одним из лидеров психологического направления в социологии, Парето утверждал, что социальное развитие определяется поступками людей, которые делятся на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психологическую константу любого нелогического поступка. Этот комплекс Парето назвал «остатком» (residue), Имея в виду то, что остаётся, если из всей Совокупности социальных действий и мыслей удалить всё несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логическом, вернее псевдологическом, обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогичный поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы Парето назвал «производными» (deriva-zioni). Их наличие не говорит о сознательном лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религиозной доктрины. Классификацию «остатков» и «производных» Парето положил в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Исходя из этой искусственной схемы, Парето строил объяснение механизмов общественной жизни.

Общество, по Парето, это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы, отдельных слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие — те, кто составляет элиту. Парето мыслит общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодарённые люди — вожди. История, по Парето,— арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом общественной жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. «Производные» — в форме социальных теорий и философско-исторических учений — являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по Парето, принуждению масс к повиновению. Резко враждебно относясь к марксизму и революционному движению рабочего класса, упрекая марксизм за переоценку экономических факторов, Парето в то же время враждебно относился к идеалам буржуазной демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам Парето отрицательно отнёсся к фашизму. Наивысшим принципом политической жизни Парето считал власть безотносительно к этической оценке тех приёмов, с помощью которых она достигается.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres completes, publ. sous la direction de G.Busino, t. 1—20, Geneve, 1964—75; Trattato di sociologia generate, v.  1—2, Mil 1964; Carteggi paretianl (18Я2—1923), Roma, 1964; Scritti sociolo-gici, Torino, 1968; The ruling class in Italy before 1900, N. Y. 1974; Scritti politic!, t. 1—2, Torino, 1974; Compendio di soeio-logla   generale,   Torino,   1978.

Литература: Совр. социологич. теория, сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Селигмен Б., Осн. течения совр. эконо-мич. мысли, пер. с англ., М., 1968; История бурж. социологии 19 — нач. 20 вв., М., 1979, с, 309—32; Schumpeter J. Α., Ten great economists, Ν. Υ., 1965; Β u s l n o G., GH studt su V. Pareto oggi. Dall 'agiografia alia critica (1923—1973), Rotna.

Парето Вильфредо (1848–1923). Итальянский социолог и экономист, внесший оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку. В социологии известен прежде всего своей теорией “циркулирующей элиты” и концепцией об эквилибриуме – равновесии общества, достигаемом сопряжением и противостоянием разнонаправленных процессов и факторов, обусловленных разными темпами привносимых в их соотношение изменений, способных взорваться в случае различных революционных потрясений – экономических, социальных, политических, моральных. Согласно П., происхождение экономических и социальных феноменов обусловлено совокупностью причин, а эквилибриум возникает в процессе взаимодействия и антагонизма процессов и движений, присущих обществу. Вследствие этих причин равновесие либо сохраняется, либо переходит в другое качество. Так, экономические депрессии и кризисы имеют не только негативные, но и позитивные последствия, стимулируя развитие и рост в экономике. Парето был убежден в неизменности человеческой природы, равно как и в неравенстве человеческих личностей с их физическими, моральными, интеллектуальными и социальными различиями, которые нельзя преодолеть посредством перераспределения богатства, изменением социальных отношений либо ходом времени.

Предметом социологии, по Парето, является поведение людей. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения. Устойчивая психологическая константа человеческих поступков и действий (“остатки”, по терминологии Парето) определяет тип, структуру, формы и темпы развития данного общества. На их основе складываются формы осмысления, оправдания, определенной легитимации общества как такового – “производные”, способные воплощаться в форме религиозных доктрин, мифов, идеологии, политических и социальных концепций. Многообразные комбинации “остатков” и “производных” в различные исторические эпохи, в различных странах с их характерными особенностями обусловливают вариативность и изменчивость человеческой истории. Выделяя 6 классов так называемых остатков (инстинкт комбинаций; устойчивость агрегатов; потребность выражения чувств внешними действиями; качества, связанные с общественными сферами; неприкосновенность индивида и его зависимостей; сексуальные качества), Парето различал комбинационный тип действия, стимулирующий перемены и действия, поддерживающие компоненты общества.

Общество – это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением “остатков” среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие – те, кто составляет элиту. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ, а “круговорот” элит, их стабилизацию и иерархию – движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий.

Согласно этой концепции индивиды, наделенные от рождения предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана (“лисы”) или способностью применения насилия (“львы”), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчезновения соответствующих “остатков” с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки – элиты общества. В области хозяйственной деятельности “львам” и “лисам” соответствуют типы “спекулянтов” и “рантье”, прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность – робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе “рантье” – свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание “спекулянтов” предопределяет развитие в социальной и экономической жизни, чреватое катаклизмами. Стабильность достигается именно за счет их последовательной смены – “круговорота элит”.

В концепции Парето политические и экономические изменения связаны с циклами духовного производства – интеллектуального, религиозного, художественного и т. п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат “остатки” первого и второго классов. Парето был весьма критичен по отношению к демократии, полагая, что свобода и равенство трудно согласуются между собой. Идеи социологической теории Парето широко используются политологами, сторонниками структурно-функционального анализа, исследователями средств массовой коммуникации и др. Основные сочинения: “Трактат всеобщей социологии” (1916), “Экономика и социология” (1907) и др.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Италии (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres complètes, publ. sous la direction de G.Busino, t. 1–20. Gen., 1964–75;

Trattato di sociologia generalé, v. 1–2. Mil., 1964;

Carteggi paretiani (1892–1923). Roma, 1964;

Scritti sociologici. Torino, 1966;

The Ruling Class in Italy before 1900. Ν. Υ., 1974;

Scritti politici, t. 1–2. Torino, 1974;

Compendio di sociologia. Torino, 1978.

Литература:

Современная социологическая теория, сост. Г.Беккер и А.Босков. М., 1961;

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968;

История буржуазной социологии 19 – нач. 20 в. М., 1979, с. 309–32.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС