Орлов Сергей Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Орлов Сергей Сергеевич

1921-1977

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сергей Сергеевич Орлов

Орлов Сергей Сергеевич (22.08.1921, село Мегра, Вологодская обл. — 7.10.1977, Москва). Вырос в семье сельских учителей. В 1938 году получил премию на Всесоюзном конкурсе стихотворений школьников за стихотворение «Тыква», которое очень понравилось Корнею Чуковскому. В 1940 году поступил на истфак Петрозаводского университета. В июне 1941 года вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска. Спустя два месяца стал танкистом. 17 февраля 1944 года чуть заживо не сгорел в танке, следы от страшных ожогов остались на его лице на всю жизнь. Первый сборник стихов «Фронт» выпустил (вместе с С.Телькановым) в Челябинске в 1942 году. Имя принесло написанное в 1944 году стихотворение «Его зарыли в шар земной». Профессионалы высоко оценили книгу «Третья скорость», изданную в 1946 году, хотя «Литгазета» тогда всерьёз упрекала автора за пессимизм. Окончил в 1954 году Литинститут. Но стихи о мирном времени уже сильного накала не имели. Кстати, все критики это прекрасно понимали. В то же время они, не желая обидеть поэта, придумывали разные красивые, но ни к чему не обязывающие слова. Так, Ал. Михайлов весьма витиевато разглагольствовал, будто «в 1960-е гг. Орлов в изумлении застывает перед фресками Дионисия, который «...перенёс на стены кистью, / Тепло зари и синь озёр», и теперь поэта заботит само искусство, его « секреты», его магия, он закономерно приходит к пониманию единства содержания и формы. Поэт размышляет о текучести жизни, о её пределе». Но критик умолчал главное, он не сказал, что эти стихи «о текучести жизни» не несли никаких открытий, а излагали в весьма примитивной форме общеизвестные истины. В начале 1970-х годов Орлова избрали рабочим секретарём Союза писателей России, и он из Ленинграда переехал в Москву. Лауреат Госпремии России (1974) — За книгу стихов «Верность».

Вячеслав ОРГЫЗКО


Орлов Сергей Сергеевич  [22.8.1921, с.Мегра Белозерского р-на Вологодской обл.— 7.10.1977, Москва] — поэт. Родился в семье сельских учителей. Писать стихи и печататься (в районной газете) начал еще до войны. Стихотворение «Тыква» отмечено премией в 1938 на Всесоюзном конкурсе стихотворений школьников. Его похвалил и текст целиком привел в газете «Правда» К.И.Чуковский. Орлов — участник Великой Отечественной войны, воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, горел в танке (17 февр. 1944); позднее шрамы от ожогов на лице прикрывал бородой.
       В 1954 окончил Литературный институт им. М.Горького. Первая книга стихов «Третья скорость» (скорость, на которой танки шли в бой) вышла в 1946. Последующие сб. поэта: «Поход продолжается» (1948), «Радуга в степи» (1952), «Городок» (1953), «Стихотворения» (1954), «Голос первой любви» 1958), «Стихотворения. 1938-1956» 1959), «Одна любовь» (1963), «Колесо» 1965), «Созвездье» (1965), «Лирика» 1966), «Страница» (1969), «Верность» (1973) и др.— содержат чаще всего не только новые стихи, но и стихи прежних лет, как правило, уже печатавшиеся.
       Перед смертью Орлов составил книгу «Костры» (1978), состоящую из стихов, писавшихся им на протяжении всей его творческой жизни, но многие из которых оставались неопубликованными. До конца дней поэт работал над составлением 3-томного собрания своих сочинений (он успел подготовить первые 2 тома). Это С.С. было осуществлено уже после смерти поэта. В третий том помещены ранее не публиковавшиеся стихи из книги «Костры» и проза поэта: лирическая кинобаллада «Жаворонок», написанная в соавторстве с М.А.Дудиным, и статьи Орлова о поэзии и поэтах — М.Лермонтове, В.Брюсове, Н.Тихонове, А.Суркове, А.Прокофьеве, Н.Ушакове, М.Дудине, Л.Мартынове, В.Субботине, М.Максимове, С.Викулове, Ю.Друниной и др., ранее входившие в сборнике Орлова «Свидетели живые» (1974) и «Наедине с тобою» (1978).
       Характерные черты художественного мировосприятия и стиля Орлова проявились уже в стихотворении «Его зарыли в шар земной...» (сборника «Третья скорость»), которое сразу стало широко известным, а позднее воспринималось как ключевое и программное в творчестве поэта. Это стихи о простом солдате, погибшем на великой войне. С яркой символической выразительностью и пронзительной проникновенностью Орлова удалось сказать о том, что самый обыкновенный солдат, отдавший свою жизнь ради спасения жизни на всей земле, достоин быть положенным не просто в землю, а в земной шар, который отныне становится для него не могилой, а космическим мавзолеем: «Ему как мавзолей земля — / На миллион веков, / И млечные пути пылят / Вокруг него с боков. / На рыжих скатах тучи спят, / Метелицы метут. / Грома тяжелые гремят. / Ветра разбег берут. / Давным-давно окончен бой... / Руками всех друзей / Положен парень в шар земной, / Как будто в мавзолей...»
       У Орлов еще со школьных лет проявился интерес к космосу, интерес не столько научно-технического, сколько поэтического свойства. Думы о космосе резко обострились в результате увиденного и пережитого на войне, которую он приравнивал к новому сотворению мира. На всю послевоенную жизнь поэт смотрел глазами солдата-победителя, глубоко и с гордостью сознающего и чувствующего, что своим сегодняшним и грядущим бытием жизнь обязана ему и его товарищам, всем, прошедшим через фронт, погибшим и оставшимся в живых («Это было все-таки со мной...», «Ровесникам» и многих других стихотворений). Отсюда влюбленное и оптимистическое отношение Орлова к жизни после войны, хозяйско-гражданственный интерес ко всему происходящему в мире, особенно пристальное внимание ко всему хорошему, доброму в мирной жизни родины (негативное в социально-политической и духовно-нравственной сфере меньше, даже, можно сказать, мало интересовало поэта).
       Обострившееся в годы войны, перед лицом смерти, чувство космической значимости земной жизни прошло через все творчество Орлова. Он пишет цикл стихов «Слово о Циолковском», стихи о советских победителях космоса. В стихах о всем земном: о родной природе (начиная со стихотворения «Тыква», Орлов умел свежо воспринимать и изображать природу), о повседневных явлениях фронтовой и мирной жизни — поэт постоянно чувствовал, что большое и малое, природное и сотворенное человеком есть частица вселенского: «Свет звезд идет к Земле годами... / Вот так же свет Земли, России / Вселенной принимать дано»; плотогоны «В глуши таежной на сплавной реке... / Сошлись у одинокого костра. / Уха в котле старательно клокочет, / И, руки на колени положив, / Перед явленьем необъятной ночи / Они примолкли, обо всем забыв»; над Землею «солнце круглое встает, / И круглый год жара, дожди, метели,— / Свершается стихий круговорот. /Ив этом цель, а не дорога к цели». Излюбленными являются для Орлова многозначные и символические образы костров — от земных до космических: от тех, вокруг которых грелись на фронте танкисты, до «костров созвездий». В стихотворении «Его зарыли в шар земной...» эти «костры созвездий» были представлены «млечными путями», во множественном числе; в поэме «Одна любовь» — «И женщина, прекрасна и щедра, / Передо мной костром взлетела алым...». Орлову были близки писатели, которые воспринимали землю как «земной шар», как единое целое: Маяковский, Брюсов, Сент-Экзюпери, Мартынов. Можно сказать, что космос, вселенная, звезды, небо, Млечный Путь были для Орлова знаками романтической мечты, подобной «вечному хмелю», который «сушит в жилах кровь, как будто ветер. / С ним нелегко. С ним дальше цель. / Но без него и счастья нет на свете».
       В ключевом стихотворении Орлов важна и такая деталь: парень положен в шар земной «руками всех друзей», и это значит, что к его судьбе, прижизненной и посмертной, причастны все его друзья и ровесники, все, прошедшие великую войну. И конечно, нельзя считать оговоркой слова, сказанные сразу после войны: «Давным-давно окончен бой...» Поэт вместе со своими сегодняшними и будущими читателями смотрит на недавно прошедшее как бы из глубины грядущего времени, в котором память о подвиге простого солдата останется (в т.ч. и благодаря стихотворению Орлова) живой и неостывающей, сохраняющей тепло дружеских чувств. Поэт и на самого себя, молодого, смотрит как бы со стороны, эпически отстранен-но, из наступившего будущего (см. стихотворение «Мой лейтенант» и др.).
       Идея сохранения памяти о безымянных героях прошла через все творчество Орлова. В одном из последних своих стих.— «Где вязы кронами сплелись...», посвященном Ю.Друниной,— он ради увековечения безымянных жертв рассказал о том, как целый партизанский лазарет был вырезан «в лесу под Старым Крымом».
       В сущности, все, написанное поэтом, является борьбой с забвением тех, кто отстоял жизнь на земле. Воспоминания о войне будут постоянно возникать и в лирической поэме «Одна любовь»: «Протравлен солью, / Пылью пропылен, / На сапогах земли пудовой комья, / И звездной жаждой к миру опален, / Не тосковал годами ни о ком я». Здесь о внешне банальной истории интимных отношений семейного мужчины с замужней женщиной — своей первой любовью — поэт сумел рассказать так вдохновенно, с такой высокой страстью, как будто до него не было «ни Пушкина, ни Данте, ни Петрарки». Поэт отдал времени право отмерять сердцу: где любовь — и где счастье («Я был бы не таким в минувшем веке»). Время своего поколения он измерял великой войной и войне позволил определить судьбу любви: «Пусть счастье наше личное война / Легко разбила, как стекло на части. / Но есть любовь — сильней войны она. / А кто сказал, что нет любви без / Счастья?..»

М.Ф. Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 706-707.

Сочинения:

Третья скорость: Стихи. — Л., 1946;

Радуга в степи. — Л., 1952;

Созвездие: Стихи. — Л., 1964;

Собрание сочинений: В 3-х т. — М., 1979 — 1980;

Избранное. — М., 1988.

Стихотворения. М., 1978;

Литература:

Сергей Орлов: Воспоминания современников. Неопубликованное. — Л., 1980;

Дементьев В. Мой лейтенант. — М., 1981;

Хренков Д. А был он лишь солдат... — М., 1981;

Оботуров В. Костры на ветру. — Архангельск, 1982;

Панкеев И. Сергей Орлов. — М., 1988;

Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. — М., 1996;

Пьяных М. // Русские писатели, ХХ век. — Ч. 2. — М., 1998;

Михайлов Ал. // Русские писатели 20 века. — М., 2000.

Антокольский П. Стихи танкиста // Комсомольская правда. 1947. 10 окт.;

Олеша Ю. Образ и содержание // Новый мир. 1952. №12;
Молдавский Д. О стихах Сергея Орлова // Звезда. 1959. №5;
Гура В. Из родников жизни. Архангельск, 1964;
Эльяшевич А. Сергей Орлов // Эльяшевич А. Поэты, стихи, поэзия. Л., 1966:
Друнина Ю. Только раз присягают солдаты // Новый мир. 1971. №11;
Левин Л. Гомер гвардейского полка...: О Сергее Орлове // День поэзии. М., 1978;
Сергей Орлов: Воспоминания современников. Неопубликованное. Л., 1980;
Дементьев В. Мой лейтенант: Книга о Сергее Орлове. М., 1981;
Хренков Д. А был он лишь солдат...: Документальное повествование о жизни и творчестве Сергея Орлова. М., 1981;
Оботуров В. Костры на ветру: Поэзия С.Орлова. Архангельск, 1982;
Урбан А. Поэзия поступка: Сергей Орлов // Урбан А. В настоящем времени. Л., 1984;
Дементьев В. В огне ревущем: Сергей Орлов // Дементьев В. Исповедь земли. М., 1984;
Панкеев И. Сергей Орлов: Судьба и творчество. М., 1988;
Иванов Ю.П. Доказать стихами: Сергей Орлов // Иванов Ю.П. Поэты фронтовой судьбы. М., 1998.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС