Одоевцева Ирина Владимировна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Одоевцева Ирина Владимировна

1895-1990

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ирина Владимировна Одоевцева

Одоевцева Ирина, настоящее имя - Ираида Густавовна Иванова, урожденная Гейнике (1895 - 1990), поэтесса, прозаик.

Родилась 23 февраля в Риге в семье адвоката. Получила хорошее домашнее образование, окончила гимназию. Рано начала писать стихи.

После революции, будучи ученицей Н.Гумилева, примыкала к акмеистам. В 1921 публикует стихотворение "Дом искусств", обратившее на себя внимание критиков и читателей. Первый сборник стихов "Двор чудес" выходит в 1922. В этом же году вместе с мужем, Георгием Ивановым, эмигрировала из России через Берлин в Париж.

За границей выступает как прозаик, написав романы "Ангел смерти" (1927), "Изольда" (1931), "Зеркало" (1939), "Оставь надежду навсегда" (1954), имевшие большой успех.

В то же время не оставляла и поэзию - сборники стихов "Контрапункт" (1950), "Десять лет" (1961), "Златая цепь" (1975).

В 1987 после 65 лет эмиграции возвращается в Петербург. Мемуары, написанные в 1967 - "На берегах Невы", в 1978 - "На берегах Сены", были опубликованы в Петербурге в 1988.

И.Одоевцева скончалась 14 октября 1990 в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Одоевцева Ирина Владимировна (наст. имя и фамилия — Гейнике Ираида Густавовна; с 1921 — Иванова; в разных источниках — разные даты рождения: 25.06.1895; 27.07.1895; 23.11.1895; 2.11.1895 и др. — 15.10.1990). Отец — присяжный поверенный, практиковавший в Риге. В 1914 переехал в Петербург. Стихи писала с детства. Первое выступление в печати в петроградской газете «Эхо» в 1918. Одоевцева называла себя ученицей Н. Гумилева. О встречах с Гумилевым со многими подробностями рассказывала в мемуарной книге «На берегах Невы». В сент. 1921 вышла замуж за Г. Иванова. В 1922 был издан в Петрограде ее первый сборник стихов «Двор чудес». В 1922 эмигрировала через Ригу в Берлин. С 1923 жила во Франции. Со стихами в довоенной печати выступала редко. В 1920—30-е Одоевцева обратила на себя внимание критики и читателей печатавшимися в «Звене», «Новом доме», «Числах», «Иллюстрированной России», «Сегодня» рассказами и в еще большей степени тремя романами: «Ангел смерти» (1927), «Изольда» (1931), «Зеркало» (1939). Еще 2 романа Одоевцева написала после войны: «Оставь надежду навсегда» (1954) и «Год жизни», печатавшийся на протяжении 1957 в журнале «Возрождение». 2 книги воспоминаний Одоевцевой «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) каждая в свой черед стали приметными событиями даже на фоне богатейшей эмигрантской мемуаристики. В конце жизни Одоевцева собиралась написать 3-й том «На берегах Леты». Стихи, статьи, рецензии, очерки Одоевцевой в послевоенные годы стали появляться во всех важнейших периодических изданиях зарубежья. Сборники ее стихотворений, написанных в эмиграции, опубликованы в 1950—70-е: «Контрапункт», «Стихи, написанные во время болезни», «Десять лет», «Одиночество», «Златая цепь», «Портрет в рифмованной раме». Сборник «Десять лет», по словам В. Завалишина, обнаруживает способность автора «превращать в музыку и делать неповторимым самое обыденное». В апр. 1987 Одоевцева вернулась в Ленинград.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Одоевцева Ирина Владимировна (настоящее имя Ираида Густавовна Иванова, урожденная Гейнике) [23.11(5.12).1895, Рига — 18.10.1990, Ленинград]  — поэтесса, прозаик. Родилась в семье адвоката. Ученица Н.С.Гумилева, член петербургского «Цеха поэтов». Первая публикация в сборнике «Дом искусств» (1921. №2). Первый поэтический сборник «Двор чудес» (1922), где выделяются баллады («Баллада о толченом стекле», высоко оцененная еще А.Блоком) и лирические стих, несколько «в ахматовском духе» — очень «женские», исполненные как бы наивного кокетства и легкой иронии. Книга удостоилась своеобразной «рецензии» самого Л.Троцкого на страницах «Правды»: «Когда среди столь ныне многочисленных "нейтральных" книжечек и книжонок попадается "Двор чудес" Ирины Одоевцевой, то вы уже почти готовы примириться с неправдой этой модернизированной романтики саламандр, рыцарей, летучих мышей и умершей луны во имя двух-трех пьес, отражающих жестокий советский быт. Тут баллада об извозчике, которого насмерть загнал вместе с его лошадью комиссар Зон, рассказ о солдате, который продавал соль с толченым стеклом, и наконец баллада о том, почему испортился в Петрограде водопровод. Узор комнатный, такой, который должен очень нравиться кузену Жоржу и тете Ане. Но все же есть хоть махонькое отражение жизни, а не просто запоздавший отголосок давно пропетых перепевов, занесенных во все энциклопедические словари. И мы готовы на минуту присоединиться к кузену Жоржу: очень, очень милые стихи. Продолжайте, mademoiselle!» (Цит. по: Минувшее: Исторический альм. Париж, 1989. №8. С.339-340).
       И «mademoiselle» продолжала: в 1922 Одоевцева вместе с мужем, поэтом Георгием Ивановым, выехала через Берлин в Париж, едва ли предполагая, что там ей предстоит прожить 65 лет, прежде чем она снова увидит Петроград.
       В 1920-е ее стихи время от времени печатались в эмигрантских изданиях. Однако главным образом Одоевцева пишет и издает в это время прозу. До войны выходят 4 романа Одоевцевой: «Наследие», «Ангел смерти», «Изольда» и «Зеркало». Они имели во Франции немалый успех. Но, как пишет Г.Струве, «персонажи Одоевцевой — по ту сторону добра и зла. Этим она отчасти напоминает Набокова, но при этом ей совершенно чужды сложные композиционные и стилистические задания последнего. Романы ее напоминают сценарии и, может быть, писались с расчетом на кинематограф» (Струве Г.— С.211). Отличается от них последний, написанный уже после войны, роман «Оставь надежду навсегда» (1954), действие которого частично происходит в СССР в конце 1930-х. Впрочем, эту попытку Одоевцевой «написать роман "идеологический", в духе кестлеровской "Тьмы в полдень"» (Струве Г.— С. 211), по общему мнению, не следует признавать чересчур удачной.
       После войны Одоевцева снова напоминает о себе как о незаурядном поэте. Выходят несколько сборников ее стихотворений: «Контрапункт» (1950), «Десять лет» (1961) и других, в которых высокая поэтическая техника (уроки акмеизма) порой соединяется с неким ирреальным видением мира («Стихи, написанные во время болезни», 1952).
       Однако наибольшую известность и успех принесли Одоевцевой ее воспоминания: «На берегах Невы» (1967), «На берегах Сены» (1983) и «На берегах Леты» (книга осталась незавершенной), обладающие как худож., так и исторической ценностью. Трилогия Одоевцевой по праву занимает место рядом с воспоминаниями Н.Я.Мандельштам и Н.Н.Берберовой, волею судеб бывших женами двух других видных русских поэтов XX в.
       Событием не только литературной жизни оказалось возвращение Одоевцевой на родину в 1987.

В.Ю. Бобрецов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 685-686.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Контрапункт. Париж, 1950;

Стихи, написанные во время болезни. Париж, 1952;

Десять лет. Париж, 1961;

Одиночество. Вашингтон, 1965;

Златая цепь. Париж, 1975;

Портрет в рифмованной раме. Париж, 1976.

Двор чудес. Пг., 1922;

Ангел смерти. Париж, 1927;

Зеркало. Париж, 1939;

Контрапункт. Париж, 1950;

Стихи, написанные во время болезни. Париж, 1952;

Оставь надежду навсегда. Нью-Йорк, 1954;

На берегах Невы. Вашингтон, 1967 (М., 1988);

Златая цепь. Париж, 1975;

Портрет в рифмованной раме. Париж, 1976;

На берегах Сены. Париж, 1983; М., 1989;

Избранное. М, 1998.

Литература:

Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж: М., 1996;

 Арьев А. «В Петербурге мы сойдемся снова...» // Перечитывая заново: сб. Л., 1989. С.231-255;

Радашкевич А. Умерла Ирина Одоевцева // Литературное обозрение. 1990. №1;

Паламарчук П. Москва или Третий Рим? М., 1991;

Боброва Э.И. Ирина Одоевцева — поэт, прозаик, мемуарист: Литературный портрет. М., 1995;

Витковский Б. «Мне нравятся неправильности речи...» // Одоевцева И. Избранное. М., 1998. С.5-30;

Урин В. Костер памяти// Новый журнал. 1999. №214. С.181-184;

Колоницкая А.П. «Все чисто для чистого взора...» (Беседы с И. Одоевцевой). М., 2001.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС