Нуцубидзе Шалва Исакиевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Нуцубидзе Шалва Исакиевич

1888-1969

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Нуцубидзе Шалва Исакиевич

Нуцубидзе Шалва Исакиевич (16 июля 1888, с. Парцханаканеби Самтредского района, Грузия – 6 января 1969, Тбилиси) – грузинский философ. Родился в семье учителя. Окончил Кутаисскую гимназию (1906) и историко-филологический факультет Петербургского университета по специальности философия (1910); в 1911–14 дважды побывал за границей, где занимался под руководством В.Вундта, X.Фолькельта и др.; с 1918 – заведующий кафедрой философии педагогического факультета Тбилисского университета; доктор философских наук (1927), академик АН Грузинской ССР (1944).

С 1910-х гг. развивал концепцию «алетологического реализма», противопоставляя ее как материализму, так и идеализму, главным образом трансцендентальному априоризму Канта; согласно алетологии, условия познания следует искать не в субъекте, а в объекте. В нач. 1930-х гг. Нуцубидзе перешел в основном на марксистские позиции, но сохранил романтическую мысль о необходимости «покончить с интеллектуальным рабством по отношению к Западу», что отразилось в его трудах по истории античной и грузинской философии. В духе антиевропоцентризма выдвинул концепцию т.н. «восточного Ренессанса»; независимо от бельгийского ученого Э.Хонигмана доказывал, что автором сочинений, приписываемых Псевдо–Дионисию Ареопагиту, является грузинский богослов и философ Петр Ивер, трактуя «ареопагитскую линию» как одну из основ «грузинского Ренессанса». В спорном в советской философии вопросе о соотношении диалектической и формальной логики Нуцубидзе отстаивал точку зрения двух логик.

В.Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 111-112.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Собр. соч., т. 4, 5. Тбилиси, 1987–88;

Больцано и теория науки. – «Вопросы философии и психологии», 1913, кн. 116, с. 39–100; кн. 117, с. 111–73;

Основы алетологии. Тбилиси, 1922 (на груз. яз.);

Диалектическая и формальная логика, Тбилиси, 1951;

История грузинской философии, т. 1–2. Тбилиси, 1957–58 (на груз. яз.; рус. пер.: Тбилиси, 1960);

Петр Ивер и античное философское наследие (Проблемы ареопагитики). Тбилиси, 1963;

Руставели и Восточный Ренессанс. Тбилиси, 1967;

Wahrheit und Erkenntnisstruktur. В. – Lpz., 1926;

Philosophie und Weisheit. Spezielle Einleitung in die Aletheiologie. В. – Königsberg, 1931.

Литература:

Ш.И.Нуцубидзе (К 90-летию со дня рождения). Тбилиси, 1980;

Шалва Нуцубидзе. Биобиблиография. Тбилиси, 1986.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС