Новоселов Александр Ефремович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Новоселов Александр Ефремович

1884-1918

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Ефремович Новоселов

Новоселов Александр Ефремович (5[17.11].1884—23.09. 1918), писатель. Родился в пос. Железинский Павлодарского у. Семипалатинской области в семье казачьего офицера. Сдал экзамен на звание учителя (1905), работал в сельских школах Алтая; с 1907 — воспитатель Омского пансиона казачьего войска. В годы революции — министр внутренних дел Сибирского временного правительства. С 1903 публиковал статьи, очерки, рассказы в газетах и журналах Сибири. В журнале «Летопись» опубликован рассказ «Жабья жизнь» (1916) и повесть «Беловодье» (1917). В 1916 готовилось издание этнографических очерков Новоселова «Лицо моей родины», теперь утерянных; отрывки печатались в журнале «Сибирские огни» (1923, № 5—6; 1924, № 2). Новоселов точно и красочно изображал быт раскольников и старообрядцев, особенности жизни кержацкой глухомани.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Новоселов (Невесов) Александр Ефремович (5 ноября .1884, пос. Железинский Павлодарского уезда Семипалатинской области (губернии) – 1918, предместья Омска) – сибирский писатель-беллетрист, этнограф, областник, сибирский общественный и политический деятель, эсер. Родился в семье казачьего офицера. Учился в Сибирском кадетском корпусе (1896 – 1901), который оставил на последнем году обучения перед выпускными экзаменами, не желая связывать себя на всю жизнь с военной службой. После этого два года прожил на "родине", после чего, сдав экстерном экзамены на звание учителя, работал в пос. Надеждинском близ Петропавловска, затем перевелся в пос. Больше-Нарымский. В 1907 – 1917 гг. работал воспитателем в Омском пансионе Сибирского казачьего войска. В этот период происходит формирование его как писателя и ученого-этнографа. Его литературные произведения печатались в "Сибирской газете" и журналах "Степной край", "Омский вестник", "Думы", "Сибирские записки" и др. Наиболее значительное из них – повесть "Беловодье", получившая высокую оценку Горького и опубликованная в "Летописи". Будучи действительным членом Западно-Сибирского Отдела Императорского Российского Географического Общества (ЗСО ИРГО), он совершил многочисленные поездки в Казахстан и на Алтай. Предметом его особого интереса были старообрядцы Алтая. Вернувшись из очередной летней экспедиции 1912 г., он публикует работы, посвященные их изучению – отчет по проделанной работе, доклад "Задачи сибирской этнографии" (Записки ЗСО ИРГО, кн. 38, Омск, 1916), статью "Иртышский казак", опубликованную в "Сибирских вопросах" 1912, № 18. В марте 1917 г. активно включается в политическую жизнь, вступив в партию эсеров. В том же месяце избран в Омский Коалиционный комитет. В марте – мае 1917 г. Новоселов редактирует "Известия Омского Коалиционного комитета". В апреле 1917 г. он участвует в Западно-Сибирской конференции партии социалистов-революционеров. На казачьем съезде был избран товарищем председателя Войсковой управы; эту должность он занимал до конца сентября 1917 г. 3 августа 1917 г. Коалиционным комитетом он избирается комиссаром Временного правительства по Акмолинской области (губернии) и 28 августа 1917 г. вступает в эту должность. Одновременно исполняет обязанности комиссара по всему Степному генерал-губернаторству. В декабре 1917 г. на Чрезвычайном общесибирском областном съезде избирается членом Временного сибирского областного совета, возглавленного Потаниным. В Томске на подпольном заседании в ночь с 25 на 26 января 1918 г. Сибирской Областной Думы, избран министром внутренних дел правительства Дербера. Вскоре уехал в Киев для установления связи с Украинской Радой. После этого направился, под угрозой ареста чекистами, сначала в Забайкалье, рассчитывая опереться в борьбе против красных на Семенова, но после его временного поражения уехал на Дальний Восток, в числе последних членов Временного Правительства автономной Сибири Дербера. До лета 1918 г. находился в Харбине. Летом 1918 г., с падением Советской власти, переехал в числе последних министров ВПАС во Владивосток. Вышел вскоре из состава ВПАС. В сентябре 1918 г. совершил поездку в Сибирь для доклада в Сибирскую Областную Думу о положении дел на Дальнем Востоке. 18 сентября 1918 г. он появляется в Омске и предъявляет "Административному Совету", фактически там властвовавшему, свои права на звание министра, подержанные Сибирской Областной Думой. По одним данным, он сам отказался от работы в Сибирском Временном правительстве. По другим данным, Административный Совет, не желая его видеть в составе правительства, опасаясь его влияния, обратилось за помощью к начальнику Омского гарнизона, полковнику В.И. Волкову, который арестовывает в ночь на 21 сентября 1918 г. его, прежде чем он отправился в Томск, и председателя Сибирской Областной Думы Якушева и главных "левых" министров – Крутовского и Шатилова, которые якобы вынашивали идею ареста Административного Совета. 23 сентября 1918 г. Новоселов был расстрелян в Загородной роще, по дороге в тюрьму, сопровождавшими его волковскими офицерами. Убийство было выгодно Михайлову для устранения Новоселова как опасного для него конкурента. Похоронен на Казачьем кладбище Омска при большом стечении народа.

Использованы материалы сайта А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/


Новосёлов Александр Ефремович [5(17).2.1884, пос. Железинский Павлодарского у. Семипалатинской обл.— 21.9.1918 (по др. сведениям — 23.9), Омск; похоронен на Казачьем кладбище] — прозаик, публицист, этнограф.

Родился в семье казачьего офицера. Воспитывался в Сибирском пансионе казачьего войска и Сибирском кадетском корпусе (1896-1903), который оставил по собственному желанию воспитанником 7-го класса, получив свидетельство об окончании 6 классов. Вернулся в родной поселок, 2 года готовился к сдаче экзаменов экстерном за курс учительской семинарии. В 1905, успешно выдержав их, преподавал в начальных училищах Алтая (пос. Надеждинский и Большенарымский).

В 1907-17 служил учителем по вольному найму в приготовительном пансионе Сибирского казачьего войска, там же (до 1912) заведовал войсковой публичной библиотекой. «В связи с попыткой прочесть доклад о голоде был отстранен от этой должности и едва не уволен из пансиона» (ИРЛИ. Ф. 114).

В мае 1911 сдал экзамен при Петропавловском реальном училище на звание учителя уездного училища, получив право преподавать географию.

Первое выступление в печати — рассказ «Катька» (Степной край. 1903. №99. 29 авг., за подписью А.Новов) о печальной судьбе 16-летней деревенской девушки, приехавшей в город на заработки.

За 10 лет в Омске Новосёлов сформировался и как писатель, и как ученый-этнограф, проявлявший особый интерес к истории старообрядчества. Действительный член Русского географического общества (РГО), Новосёлов совершил несколько научных экспедиций на Алтай и в Казахстан, в районы старообрядческих селений, изучал старинные архивы раскольников, записывал русский и казахский фольклор, выступал в печати со статьями и очерками этнографического характера (Иртышский казак// Сибирские вопр. 1912. №18; У старообрядцев Алтая // Известия Западно-Сибирского отдела РГО. 1913. Т.1. Вып.2; Умирающая старина: К материалу по этнографии алтайских старообрядцев // Записки Семипалатинского подотдела РГО. 1915. Вып.X). Пафос последнего очерка выражен в его заключительных словах: «Интересный край. Самобытный край! Жизнь вырвала кусок старой Руси и забросила его за каменную стену к подножию снеговых вершин. И за этой стеной старина держалась до последних дней. Но волны новейшей культуры побороли преграду. Алтайская Русь умирает, вырождается, и нужно спешить с всесторонним изучением ее». К этим произведениям примыкает обширная серия очерков из циклов «Алтайские этюды», «Степные картинки», «Дорожный кинемо», опубликованная в газете «Омский вестник» и «Жизнь Алтая» в 1909-15.

В сент. 1915, в дни юбилея Г.Н.Потанина, Новосёлов выступил с докладом «Задачи сибирской этнографии» (см.: Известия Западно-Сибирского отдела РГО. 1916. Т. XXXVIII).

Своеобразным итогом этнографических исследований Новосёлова явилась книга очерков «Лицо моей родины» (первоначальное назв. «Иртыш — Алтай»), рукопись которой была отправлена М.Горькому в 1915. Возможно, именно ее Новосёлов безуспешно пытался опубликовать еще в 1911 под названием «Край покорителей и покоренных». По воспоминаниям Г.А.Вяткина, М.Горький лестно отозвался о книге «Лицо моей родины» (см.: Вяткин Г.А. Памяти А.Е.Новоселова // Сибирские огни. 1928. №6), однако издавать ее тогда счел несвоевременным: «...В настоящее время Ваша книга не найдет читателя. Не тем заняты люди, не этого хотят <...>. Так что Вам придется ждать и ждать издания» (М.Горький — А.Новоселову. 28 окт. 1915 г. // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1969. Т.1. С.17). И все же М.Горький не оставил без внимания книгу Новосёлова и намеревался издать ее в издательстве «Парус» (не было осуществлено). Разрозненные фрагменты книги «Лицо моей родины» были опубликованы в журнале «Сибирские огни» (1923. №5-6; 1924. №2); полностью — в сборнике Новосёлова «Беловодье» (Иркутск, 1981). Книга привлекла внимание демократической и гуманистической направленностью. Мозаичная композиция ее вобрала в себя и колоритные сибирские пейзажи, и этнографические наблюдения, и добродушную юмористическую сценку из казахского быта, и исторический экскурс, и запоминающиеся картины жизни и быта раскольников. Обличая стоицизм фанатичных алтайских старообрядцев, Новосёлов в то же время обращал внимание на здоровые черты их образа жизни, сформировавшиеся в ходе напряженнейшей борьбы за существование.

В конце 1909 Новосёлов сблизился с группой писателей-областников — Е.И.Ершовым, А.С.Сорокиным, Н.В.Феоктистовым, Ф.А.Березовским, организовавших литературный кружок (просуществовал до 1916). В этот период Новосёлов активно выступал в сибирских и столичных изданиях (см. рассказы: Легкая жизнь // Омский вестник. 1910. № 19, 20, 21 ; Экзамен // Там же. №94,137; Подсидел // Дума. 1910. №11; Смерть Атбая // Сибирские вопросы. 1911. №42-44, и др.). Это своеобразные этюды, «картинки», в которых угадывается что-то от художественной манеры и настроений чеховских рассказов. Многие «картинки» Новосёлова представляют собой обработку записанных им казахских сказок (Один и четверо // Сибирские вопр. 1910. №7; Лисица и волк // Омский вестник. 1910. №112, и др.).

В 1913 М.Горький, затевая издание «Сибирского сб.», обратил внимание на рассказ Новосёлова «Сто рублей» — о революционных настроениях в среде сибирского казачества в годы первой русской революции — и высказал ряд критических замечаний о его недостатках, впрочем, весьма характерных для раннего творчества писателя (см.: Литературное наследство Сибири. Т.1. С.16). Позднее, учтя горьковские советы, Новосёлов переработал рассказ и опубликовал в сборнике «Сибирская неделя» (1914. №5-8).

В эти годы Новосёлов активно сотрудничал в сибирской периодике, писал статьи, мелкие заметки, рецензии, откликаясь на события общественной, экономической и культурной жизни не только сибирского края. Так, в статье «Над могилой», посвященной кончине Л.Н.Толстого, Новосёлов отмечал: «Толстые приходят раз в столетие... Он светил миру, но нам, русским, он ближе особенно, он — гордость человечества, но прежде всего — наша гордость» (Омский вестник. 1910. 9 нояб.); в рецензии на альманахе «Шиповник» (кн.22) Новосёлов, весьма серьезно отнесшийся к символистским драмам Л.Андреева и отчасти Ф.Сологуба, в то же время не принял их, отметив, что наступает кризис совр. ему театра: «Долой театр масок, игры и притворства, театр внешней бутафории, театр зрелищ. Дорогу театру правды, дорогу психологически обоснованной драме» (Омский вестник. 1914. №33). Оценивая «Алтайский сборник» в целом, Новосёлов подчеркивал, что это «выступление сибирских писателей является одной из тех вех, на которых будущий историк духовных течений Сибири и, в частности, сибирской литературы неизбежно остановит свой взор» (Там же).

Известность Новосёлову принесли произведения об алтайских крестьянах-старообрядцах — рассказ «Жабья жизнь» (Летопись. 1916. №11), повесть «Мирская» (Сибирский рассвет. 1919. №11, 12) и наиболее значительная среди них — повесть «Беловодье» (первоначальное название «Панкрат-беловодец») (Летопись. 1917. №7-8, 9-10), сюжетную основу которой составляют поиски героями земли обетованной, приобретшие исключительно религиозную форму у старообрядцев. Новосёлов погрузил своих героев в мир благоуханной, необыкновенной по краскам природы горного Алтая, дикой и непокорной, напоенной соками плодородной земли. Оттого происходящее в повести как бы преодолевает старообрядческое начало; с годами «Беловодье» все больше приобретает общечеловеческое звучание. Тематически и проблемно с «Беловодьем» связана повесть «Мирская», в центре которой — мятежная душа 17-летней девушки-сироты; пережив трагическую любовь, героиня уходит в монастырь. «Бунт» ее сильной и страстной натуры оказывается безмолвным.

О зрелости таланта Новосёлов той поры свидетельствовала повесть «Исишкина мечта» (сб. «Жертвам войны». Омск, 1915) — незатейливый рассказ о жизни честного и трудолюбивого батрака-казаха, лелеющего мечту о своем хозяйстве и экономической самостоятельности. Та же идея (но на др. материале) реализована в рассказе «Санькин марал» (сб. «Жертвам войны». Омск, 1915), в котором история гордого и непокорного плененного животного воспринимается как символ свободы.

По определению современников, Новосёлов «самый яркий из беллетристов Сибири предреволюционного периода» (Сибирские огни. 1923. №5-6. С.59). На специфическом сибирском материале писатель ставил серьезные проблемы, свойственные большой литературе. Прозу Новосёлова отличает глубокое знание жизни сибирского крестьянства и казачества, разнообразие социальных типов, сочувственный взгляд на судьбы простых людей, противостоящих тяжелым жизненным обстоятельствам. Особый колорит творчеству Новосёлова придают этнографические элементы.

В последние годы жизни Новосёлов вынашивал множество планов: намеревался издавать в Новониколаевске литературно-художественный журнал. На свои сбережения в 1917 основал издательство «Мой край» и успел издать книгу стихов Г.А.Вяткина «Алтай» (Омск, 1917), задумал выпуск брошюр по истории и этнографии Сибири. Ввиду недостатка средств издательство через 3 месяца прекратило существование (см.: Вяткин Г. Памяти А.Е.Новоселова. С. 239).

Роковую роль в судьбе Новосёлова сыграло увлечение им политикой. В апр. 19171 Сибирским казачьим съездом Новосёлов был избран товарищем председателя Войсковой управы Сибирского казачьего войска. В июне того же года он вступил в партию эсеров: «...Эсеры сейчас единственная партия, умеющая понять интересы революционной России и отвечающая требованиям переживаемого момента <...> ...я и прежде был индивидуалистом и вашей программы (т.е. программы большевиков.— Ред.) не разделял» (Березовский Ф. Александр Ефремович Новоселов // Сибирские огни. 1922. №1).

Весной 1917 Новосёлов был назначен акмолинским областным комиссаром: позднее Сибирская областная дума избрала Новосёлова в состав Временного Сибирского правительства, где он занимал пост министра внутренних дел. После роспуска думы большевиками Новосёлов уехал в Харбин, накануне колчаковского переворота вернулся в Омск, был арестован по распоряжению начальника Омского гарнизона, препровожден в тюрьму. Ему было предъявлено обвинение то в «бездействии власти», когда он был комиссаром Акмолинской обл., то в прямом «соучастии в ноябрьском большевистском перевороте». Убит своими политическими противниками. «Человек, по душевному складу далекий от требований, которые предъявляют к политическому деятелю,— сообщалось в одной из газет,— он пал жертвою скорее своего слабоволия, нежели определенности и яркости его политических выступлений... он нужен был как средство для политической игры» (цит. по: Яновский Н. Голоса времени. Новосибирск, 1971. С. 82).

Обширный архив Новосёлова, хранившийся у его вдовы, жившей в Ленинграде, погиб в годы блокады.

В.Н.Запевалов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 665-668.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Беловодье / предисл. Г.Раппопорта. Барнаул, 1957;

Беловодье: Повести, рассказы, очерки / сост. и предисл. А.Изотова. Алма-Ата, 1960;

Беловодье: Повести, рассказы, очерки / сост. и предисл. Н.Н.Яновского. Иркутск, 1981.

Литература:

Постнов Ю.Г. Из истории литературной жизни Сибири в период Октябрьской революции и Гражданской войны // Культурное строительство Сибири. Новосибирск, 1965. Вып.2. С.5-57;

Трушкин В. Пути и судьбы: Литературная жизнь Сибири. 1900-1917. Иркутск, 1967;

Трушкин В. Восхождение. Иркутск, 1978;

Сагалович С.М. Творческие искания Новоселова // Художественный образ и взаимодействие литератур: сборник научных трудов. Алма-Ата, 1984. С.21-26;

Беленький Е.И. Из новосибирской тетради. Новосибирск, 1978. С.16-33, 34-65;

Сибирь в русской советской литературе. Новосибирск, 1982. С.82-95;

Писатели земли Омской. 1917-1945 / сост. Л.А.Пукшанская. Омск, 1984. С.274-282.

 

 

 

Сын казачьего офицера Александр Ефремович Невесов сдал экзамен на звание учителя в двадцать лет. Работал учителем, воспитателем и даже министром Сибирского правительства. Стал писателем. Наверняка, если вы прибегните к помощи на экзамене онлайн, то писателем вряд ли станите. Но, видимо, облегчите себе жизнь.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС