Нежданова Антонина Васильевна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Нежданова Антонина Васильевна

1873 - 1950

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Антонина Васильевна Нежданова

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873—1950) — российская и советская певица, педагог, народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925), лауреат Сталинской премии (1943).

С 1880 г. пела в церковных и сельских хорах. Обладала свежим, кристальной чистоты лирико-колоратурным сопрано значительного диапазона. В 1902 г. дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды (в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки), затем исполнила более 10 партий в операх русских и зарубежных композиторов: Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Парася («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского), Нинетта («Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева), Снегурочка («Снегурочка»), Шемаханская царица («Золотой петушок»), Царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане»), Волхова («Садко»), Марфа («Царская невеста») Н. А. Римского-Корсакова.

Концертировать начала в 1902 г., ей аккомпанировали С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов и др. С 1924 г. выступала на радио, исполняя романсы и русские народные песни. Успешно гастролировала за рубежом (1912, 1922). С 1936 г. преподавала в студии Большого театра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 г. — профессор Московской консерватории. Автор исследовательских статей о творчестве Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Л. В. Собинова.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 346.


НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (17/29.07.1873-26.06.1950), выдающаяся русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), искусствовед. Родилась в семье народного учителя, любителя музыки, руководившего деревенскими хорами. С семи лет солировала в сельском хоре.

На формирование вокального дарования певицы огромное воздействие оказали народные песни.

В 1902 блестяще окончила Московскую консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды (“Иван Сусанин” М. И. Глинки), была принята в труппу Большого театра, где выступала свыше 30 лет. Постоянным партнером Неждановой был Л. В. Собинов. Большую роль в творческой биографии певицы сыграли М. Н. Ермолова, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов.

Глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм Неждановой гармонично сочетались с ее выдающимся вокальным дарованием и виртуозным мастерством. Голос редкой красоты, звучности, ровный во всех регистрах, кристальная чистота интонации и ясность, законченность музыкальной декламации и фразировки — составляли отличительные черты певицы.

Выдающиеся партии Неждановой — Антонида и Марфа (“Царская невеста”), Людмила и Татьяна (“Руслан и Людмила”, “Евгений Онегин”), сказочная Снегурочка, Волхова (“Садко”), Шемаханская царица (“Золотой петушок”).

Большое значение имело творчество Неждановой для развития вокально-концертного исполнительства в России. Она первая и постоянная участница т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко.

В обширном репертуаре Неждановой значительное место занимали народные — русские, малороссийские и белорусские — песни.

Русское небо


Нежданова Антонина Васильевна (1873, с. Кривая Балка под Одессой - 1950, Москва) - певица. Род. в семье сельского учителя. С 1878 стала заниматься музыкой с отцом и уже в 7 лет выступала солисткой в церковном хоре, на ученических концертах. В 1891 окончила женскую гимназию со званием домашней учительницы и стала преподавать, часто выступая на музыкальных вечерах. В 1899 поступила в Моск. консерваторию в класс профессора Мазетти и в 1902 блестяще окончила консерваторский курс. Была принята в труппу Большого театра, в к-ром пела свыше 30 лет вместе с Л. В. Собиновым, Ф.И. Шаляпинымндр. В работе над сценическими образами Н. во многом помогла М.Н. Ермолова. Обладая удивительным тембром голоса (лирико-колоратурное сопрано), своеобразием и редким обаянием, разнообразным репертуаром, ясностью дикции и виртуозным мастерством, Нежданова стала любимицей публики. В 1912 с огромным успехом выступила на сцене Гранд-Опера в Париже. В 1925 Неждановой было присвоено звание народной артистки РСФСР, в 1936 - народной артистки СССР. Покинув сцену, занималась музыкально-педагогической деятельностью, став профессором Моск. консерватории, доктором искусствоведческих наук.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Литература:

Поляновский Г.А. А.В. Нежданова. М., 1976.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС