Нарежный Василий Трофимович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Нарежный Василий Трофимович

1780-1825

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Василий Трофимович Нарежный

Нарежный, Василий Трофимович [1780, с. Устивице Миргородского уезда Полтавской губ., - 21.VI(3.VII).1825, Петербург] . русский писатель. Родился в семье мелкопоместного шляхтича. Учился в бурсе, потом в Московской университетской гимназии, откуда перешел в университет (не окончил). Был зачислен в штат чиновников Главноуправляющего в Грузии в Тифлисе. Здесь перед ним раскрылось уродство чиновно-бюрократического мира. В 1803 году, получив отставку, выехал в Петербург, где вновь надел ярмо канцелярской службы. Писать Н. начал в университете, создавая напыщенные панегирики и трагедии в духе классицизма. Трагедию ?Дмитрий Самозванец? он опубликовал в 1804 году, надеясь завоевать место в литературе. В 1809 году опубликовал цикл прозаических поэм ?Славенские вечера?, воспевающих подвиги полуисторических легендарных героев Древней Руси, написанных в том же ?высоком штиле?. В обстановке надвигающейся Отечественной войны 1812 года это сочинение нашло отклик у патриотически настроенных читателей, хотя особой художественной ценности не представляло. От подражания высокопарному стилю Н. обратился к изображению хорошо знакомого ему мира чиновничьего самодурства, хищничества, распутства. Соответствующий художественный стиль он нашел в сатирической литературе 18 века, наиболее ярким выражением которой был ?нравственно-сатирический роман?. Овладевая этой манерой письма, Н. создал свои лучшие книги. На материале служебной деятельности писателя в Грузии написан роман ?Черный год, или Горские князья? (опубликован в 1829), в котором сатирически нарисована картина паразитического существования грузинских вельмож и духовенства; это была одетая в кавказскую экзотику карикатура на самодержавный строй в России. На материале службы в Петербурге написан лучший из нравственно-сатирических романов Н. . ?Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова?, рисующий самодурство и развращенность аристократической и чиновной верхушки общества. Из 6 частей романа только 3 части опубликованы в 1814 году, печатание остальных было запрещено.
В поисках все более выразительной художественной манеры, органически связанной с питавшей его талант реальной действительностью, Н. стал на путь, который вел от традиционного сатирического и комедийного творчества 18 века к обобщающему юмору . от Д.И.Фонвизина к Н.В.Гоголю. В 1822 году опубликован роман ?Аристион, или Перевоспитание?, в 1824 году . роман ?Бурсак?, в 1825 . ?Два Ивана, или Страсть к тяжбам?. В них запечатлен тот быт, на фоне которого позднее Гоголь будет рисовать своих героев в такой же, как у Н., юмористической манере. В фигурах Сильвестра, Тараха и Парамона из романа ?Аристион? нетрудно узнать прообразы Ноздрева, Плюшкина и Петуха из ?Мертвых душ?; персонажи романа ?Бурсак? как бы предваряют образы гоголевских бурсаков; тематика и образы романа ?Два Ивана? соприкасаются с гоголевской ?Повестью о том, как поссорились Иване Иванович с Иваном Никифоровичем?. Н. слишком выделялся оригинальностью и новизной стиля, поэтому время для правильной оценки его наступило лишь после Гоголя. Н.А.Добролюбов писал, что Н. ?. опередил свой век в истинном понимании значения романа, он предупредил Гоголя со всей новейшею натуральною школою . в простом безыскусственном изображении природы и русского быта? (Собрание сочинений, т. 1, 1961, с. 97).

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство ?Советская энциклопедия?, т.5, М., 1968.


Нарежный Василий Трофимович (1780—21.06[3.07]. 1825), писатель. Детство провел в местечке Устивцы Миргородского уезда Полтавской губернии в усадьбе отца. В 1792 поступил в гимназию при Московском университете. В 1799 зачислен студентом на философский факультет. В 1802—1821 годы на государственной службе.

Первые литературные опыты Нарежного относятся к годам его ученичества и студенчества («Приятное и полезное препровождение времени», 1799; «Иппокрена, или Утеха любословия», 1799—1800) и несут на себе печать литературной школы Московского университета. Историко-героические поэмы «Брега Атлы» и «Освобожденная Москва» созданы с ориентацией на поэтику классицизма, отражают также воздействие баллад Оссиана. (Мистификация английского писателя XVIII в. Макферсона, выдавшего свое сочинение, в котором широко использовался шотландский и ирландский фольклор, за перевод легендарного кельтского барда Оссиана, оказала значительное влияние на предромантическую литературу.) Трагедия «Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова» написана по мотивам Эсхила и Софокла. В трагедии «Дмитрий Самозванец» (изд. в 1804) сказывалось сильное влияние «Разбойников» Ф. Шиллера.

В 1806—08 Нарежный завершил 1-ю часть цикла повестей «Славянские вечера» (опубл. в 1809); полное их издание вышло в свет в 1826. В них отразился характерный для предромантизма интерес к отечественной истории: сочетая исторические факты и художественный вымысел, Нарежный в духе оссиановской традиции поэтизирует героев Киевской Руси, прославляет прошлое родной земли. Написанные ритмизованной прозой, повести во многом обнаруживают также воздействие «Слова о полку Игореве».

Наиболее значительное произведение Нарежного — роман «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» (1814). Будучи связанным с просветительской правоописательной традицией, с плутовским романом Лесажа, он продолжает сатирическое направление русской литературы XVIII в., представленное творчеством Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова. Используя авантюрный сюжет, описывая похождения кн. Чистякова, Нарежный создает сатирическую панораму России посл. трети XVIII в., показывает помещичью усадьбу, уездный и губернский город, Москву, Варшаву (подцензурное название Петербурга). В романе изображены разные социальные слои русского общества: столичная знать (в кн. Латроне угадывается Г. А. Потемкин), провинциальное дворянство, купечество, духовенство, крестьянство. Нарежный обличает общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, лицемерие, разврат. Сатирические символы — 2 здания губернского города, украшенные двуглавым орлом (большой каменный дом, откуда люди выходят в унынии, — присутствие и маленький ветхий домишко, где они ищут утешение, — кабак), предвосхищают сатиру Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Нарежный уповает на просвещение и нравственное перевоспитание всех сословий, многие страницы его романа написаны в морализаторском тоне; в духе сентиментальной литературы представлен добродетельный герой Никандр — сын Чистякова. Однако над всем господствует трезвый взгляд писателя на человека и окружающую действительность. Острота сатиры Нарежного послужила причиной наложения ареста на 3 первые части романа, опубликованные в 1814, запрещения печатать 3 последующие части.

В 1818 Нарежный закончил работу над романом «Черный год, или Горские князья», в котором отразились впечатления писателя от его пребывания на Кавказе. 20 мая 1818 Нарежный выступил с чтением повести «Игорь» на заседании Вольного общества любителей российской словесности. В 1818 в журнале общества «Соревнователь просвещения и благотворения» напечатал повесть «Любослав», в 1819 — повесть «Александр».

В 1822 был завершен и опубликован роман «Аристион, или Перевоспитание», восходящий к европейскому роману воспитания, к роману Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Герой Нарежного Аристион, зараженный пороками дворянства, перевоспитывается в благоприятной среде искусственно созданного идеального поместья, где процветают высокая нравственность и художественная культура. Картина перевоспитания героя показана на фоне морального разложения праздных помещиков. В представленных Нарежным типах — пана Сильвестра, страстного охотника, запустившего хозяйство, скупца пана Тараха, игрока и кутилы пана Парамона — можно узнать будущих героев «Мертвых душ».

В 1824 вышли в свет «Новые повести». В одной из них — в повести «Мария» разрабатывался мотив, на котором основано «Печальное происшествие» Жуковского (чистая любовь крепостной девушки, поруганная крепостниками, последующая гибель влюбленных), — наиболее полно по сравнению с др. произведениями Нарежного сказалась поэтика сентиментализма.

Последние романы Нарежного посвящены малороссийской теме. Роман «Бурсак» (1824), изображающий быт и нравы бурсаков, предвосхищает соответствующие описания «Вия» Гоголя. Роман «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» (1825) сюжетом, характерами главных героев, живописными бытовыми картинами, сатирическими, а также исполненными мягкого юмора сценами предвосхищает гоголевскую «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Нарежный вошел в историю русской литературы как родоначальник русских романистов, предшественник Гоголя.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избр. соч. / Вступ. ст. Н. Л. Степанова; Подгот. текста и примеч. А. М. Жигулева. М., 1956;

Избранное / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Грихина и В. Ф. Калмыкова. М., 1983;

Соч.: В 2 т. / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Ю. В. Манна. М., 1983.

Сочинения:

Романы и повести, 2 изд., ч. 1-10, СПб, 1835-1836;

Избранные романы, М.-Л., 1933;

Российский Жильблаз, М., 1938;

Избранные сочинения, т. 1-2, М., 1956.

Литература

Белинскитй В.Г., Русская литература в 1841 году, Полное собрание сочинений, т. 5, М., 1954;

Добролюбов Н.А., О русском историческом романе, Собрание сочинений, т. 1, М.-Л., 1961;

Белозерская Н.А., В.Т.Нарежный, 2 изд., ч. 1-2, СПб, 1896;

Переверзев В.Ф., У истоков русского реалистического романа, М., 1965;

Соллертинский Е.Е., Роман В.Т., Нарежного ?Российский Жильблаз?, ?Ученые записки Уральского педагогического института?, 1955, т. 2, в. 4,;

его же, Повесть В.Т.Нарежного ?Два Ивана?, ?Ученые записки МОПИ?, 1956, т. 40, в. 2;

История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС