Нагродская Евдокия Аполлоновна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Нагродская Евдокия Аполлоновна

1866-1930

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Евдокия Аполлоновна Нагродская

Нагродская, Евдокия Аполлоновна (1866 – 19.V.1930) – русская писательница. Дочь А.Я.Панаевой. Известность Нагродской принес роман «Гнев Диониса» (1910, изд. 1916), посвященный сексуальным проблемам, проповеди «свободной любви», рисовавший борьбу между волей к «творчеству» (героиня романа – художница) и властью материнства. В последующих романах, повестях, рассказах Нагродская приходит к повторению однообразных ситуаций: сб. рассказов «Аня. Чистая любовь. Он. За самоваром» (1911); роман «Бронзовая дверь» (1911, 1-я часть трилогии «Усталый мир»), где внимание автора привлекает проблема извращений в любви; роман «Злые духи» (1915) содержит мотивы эротики и садизма, возвеличение войны как очищающего начала (действие заканчивается войной 1914 года). После 1917 года эмигрировала.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.5, М., 1968.


Нагродская Евдокия Аполлоновна [1866, Петербург — 1.5.1930, Париж] — поэтесса, прозаик.

Дочь гражданской жены Н.А.Некрасова А.Я.Панаевой, сторонницы женской эмансипации, и секретаря журнала «Современник» А.Ф.Головачева. Получила хорошее образование в петербургской школе Страннолюбских и в петербургском частном пансионе М.П.Спешневой — М.Д.Дурново. Пробовала свои силы на сцене.

В 1882 вышла замуж за князя Бек-Мелик-Тангиева, прапорщика Кавказской милиции (этой фамилией подписаны все ранние произведения).

В янв. 1888, овдовев, с двумя детьми возвратилась в Петербург, где поселилась с матерью. В это время состоялся ее литературный дебют — рассказ «Рождественский подарок», появившийся в святочном номере (Звезда. 1889. Янв.). Однако ради заработка Нагродская вынуждена была заняться поденным литературным трудом: в 1890-е из-под ее пера выходят детективы с ловко закрученной интригой, печатающиеся с продолжением из номера в номер в газете «Свет»: «Черное дело» (1889. 21-30 июня), «Мертвая петля» (1889. 16 сент.-7 окт.), «Петербургские тайны» (1890.14 июня-10 июля) и «дамские» повести об одиночестве, непонимании, иллюзорности счастья на страницах толстых журналов: «Потерянное счастье» (Живописное обозрение. 1892. №16), «Розы», «Под ивами» (Север. 1892. №19,32). Свою тему в литературе Нагродская нашла лишь в романе «Дочь дьявола» (Современный мир: еженедельное приложение 1894. №1-10), где создается образ загадочной и роковой женщины, оказывающейся в финале воплощенной добродетелью.

22 янв. 1896 Нагродская обвенчалась с В.А.Нагродским, служившим на Владикавказской железной дороге, а с 1911 преподававшим в петербургском Институте путей сообщения.

Ее дебют под новой фамилией после почти 10-летнего молчания — роман «Гнев Диониса» (СПб., 1910). Он принес писательнице широкую известность среди читающей публики, выдержав почти 10 изд., и скептические отзывы критики. Концепции Ф.Ницше (человек-артист, аполлоническое и дионисийское начала), О.Вейнингера (проблема пола и характера) и Вяч.Иванова (русская трактовка дионисийства), травестированные в романе, появившемся как раз в год «кризиса символизма», — яркое свидетельство того, что философская проблематика и стилистика русского модернизма стала достоянием эпигонов и полубульварной литературы.

К.И.Чуковский, обозревая «верхи» и «низы» «текущей словесности» за 1911, определил место Нагродская в литературной иерархии: «...поклонники <...> г-жи Нагродской только презрительно фыркнут, прочитав творения Ремизова. И это не разница вкусов, это разница социальных положений» (Чуковский К. СС: в 6 т. Т.6. М., 1969. С.412).

Ницшеанские мотивы и тема однополой любви получили продолжение в романе «У бронзовой двери» (1913), в центре которого — фигура молодого музыканта, доводящего своего интимного друга до самоубийства. Скандал, разгоревшийся по поводу запрещения и конфискации тиража первого выпуска в 1911, в котором автор принимала самое активное участие, явился одним из способов привлечь интерес публики. В серии романов 1910-х Нагродская ищет новые модные темы и ракурсы: в романе «Борьба микробов» (1913) это законы естественного отбора, спроецированные на человеческие взаимоотношения, визионерская практика в мистическом романе «Белая колоннада» (1914) и спиритизм в «Злых духах»(1915). В сборниках рассказов 1913, 1915, 1917 Нагродская продолжает заявленную в романе «Гнев Диониса» женскую тему: поиски женских путей самопознания и самовыражения, а также внимание к «странным» женским жизненным сценариям. Салон Нагродской — ее квартира на набережной Мойки, около Синего моста,— описан в повести М.Кузмина «Плавающие — путешествующие», в мемуарах «Петербургские зимы» Г.Иванова и в воспоминаниях Р.Ивнева. Нагродская являлась фактическим издателем журнала «Петербургские вечера», на страницах которого появлялись и ее произведения.

В окт. 1918 Нагродская эмигрировала во Францию, где продолжала заниматься литературным трудом (романы «Правда о семье моей жены», 1922; «Записки Романа Васильевича», 1922). Лучшим, по мнению критики, считается трилогия «Река времен» (1924-26), где нашла отражение тема масонства как духовного самосовершенствования.

Однако и в эмигрантский период Г.Струве относит творчество Нагродской к дамской, «более или менее бульварной» беллетристике, указывая, что ее романы выходили главным образом в Риге; вероятно, на них «был тайный спрос и в Советском Союзе» (Струве Г.— С.96). В Париже Нагродская и ее муж — члены масонских лож (см.: Берберова Н. Люди и ложи. Нью-Йорк, 1986), Нагродская занимается написанием труда по герметической философии.

О.А.Кузнецова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 599-600.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихи, СПб, 1911;

Белая колоннада, СПб, 1914;

Сны…, П., 1916;

Правда о семье моей жены…, Берлин, 1922;

Записки Романа Васильева, Париж, [1922].

Гнев Диониса / послесл. М.В.Михайловой. М., 1994;

Гнев Диониса / вступ. статья С.Савицкого. СПб., 1994.

Литература:

История русской литературы конца XIX – начала ХХ веков. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1963.

Чуковский К. Дневники. 1930-1969. М., 1994. С.436-437;

Струве Г. Русская литература в изгнании. М., 1996. С.96;

Dalton M. A Russsian bestseller in the early twentieth centure: E.A.Nagrodskaya // Studies in Russian Literature. In Honor of Vsevolod Setchkarev. Columbus, 1986;

Грачева А. Русское ницшеанство и женский роман начала XX в. // Slavica Tamperensia II. Tampere, 1994. P.77-87.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС