Родственные проекты:

|
Томас Mop

Мор (More) Томас (7.2.1478, Лондон,—6.7.1535, там же), английский гуманист,
государственный деятель и писатель. Сын судейского чиновника. В 1492—1494 годы
занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку так называемых
оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). Друг
Эразма Роттердамского (в доме Мора
Эразм написал и ему посвятил «Похвалу глупости»). В 1525—1529 годы канцлер
герцогства Ланкастерского, в 1529—1532 годы канцлер Англии. К лютеранской
реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехристианскому единству.
Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, Мор
отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после
чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В
1886 году причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 году
канонизирован.
Всемирную известность принёс Мору его трактат «Утопия»
(1516), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия
(греч., букв.— «Нигдения», место, которого нет; это придуманное Мором слово
стало впоследствии нарицательным — см. Утопия). Здесь Мор впервые изобразил
общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не
только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены
производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан,
распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов;
наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан
на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой
коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на
производственных началах. Мор не мыслил себе революционного пути осуществления
этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь
разрушительное начало и анархию.
Описание общественного строя Утопии составляет 2-ю часть трактата. Первая,
написанная позже и представляющая собой диалог, даёт сатирическую картину
социального уклада Англии, контрастирующую с изображением Утопии, и своеобразный
скептический комментарий ко 2-й части. Написанная по-латыни в расчёте на
учёных-гуманистов и просвещённых монархов, «Утопия» в середине 16 века была
переведена на другие европейские языки. На русский язык — впервые в 1789 году (с
французского), в 1901 году Е. В. Тарле
(в приложении к его книге «Общественные воззрения Томаса Мора в связи с
экономическим состоянием Англии его времени»), в 1903 году А. Г. Генкелем, в
1935 году А. И. Малеиным, в 1978 году — Ю. М. Каган. «Утопия» оказала большое
влияние на последующих реформаторов, в частности
Морелли, Бабёфа,
Сен-Симона,
Фурье,
Кабе и других представителей
утопического социализма.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983.
Сочинения: Complete works, v. 1—[14], Los Ang., 1957—; The correspondence,
ed. E. F. Rogers, Princeton, 1947; в рус. пер.— Эпиграммы. История Ричарда III,
М., 1973; Утопия, М., 1978.
Литература: Каутский К., Т. М. и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев
М. П., Слав. источники «Утопии» Т. М., М., 1955; Осиновский И. Н., Т. М., М.,
1974; Т. М. 1478—1978. Коммунистич. идеалы и история культуры, М., 1981;
Campbell W. E., More's Utopia and his social teaching, L., 1930; Sullivan F. and
Sullivan M. P., Moreana, 1478— 1945, Kansas City, 1946; Bridgett T. E., Lite and
writings ol sir Th. More, Ann Arbor —L., 1962; Johnson R. S., More's Utopia:
ideal and illusion, New Haven — L., 1969; St. Thomas More, aetion and
contemplation. Proceedings of the symposium..., New Haven — L., 1972; F l e i s
h e r M., Radical reform and political persuasion in the life and writings of
Thomas More, Geneva, 1973.
Вернуться на главную страницу
Т. Мора
|