Мерло-Понти Морис
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мерло-Понти Морис

1908-1961

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Морис Мерло-Понти

Мерло-Понти (Merleau-Ponty) Морис (1908-1961) - французский философ-феноменолог. Биография. Философское образование получил в Эколь Нормаль, где познакомился с Ж. П. Сартром и Ж. Ипполитом. Профессор Лионского университета. В 1952 году сменил А. Бергсона в качестве профессора Коллеж де Франс. Профессор детской психологии в Сорбонне. Исследования. Трактовал интенциональность как свойственную не только сознанию человека, но всем его отношениям к миру. На этой основе выдвинул теорию «досознательного» смыслообразующего начала, в качестве которого трактовал «телесного субъекта». Субъект и мир образуют единое феноменальное поле, которое ситуативно специфично, поэтому познание человека не может быть конечным. В соответствии с его подходом надо признать, что большинство характеристик окружающего мира обусловлены телесной (прежде всего временной и пространственной) организацией человека. Тело индивида («собственное тело»), являясь продолжением окружающего его мира, выступает в качестве субъекта восприятия и задает основные дифференцирующие меры всех воспринимаемых внешних предметов. При этом для символического выражения и освоения мира тело использует свои собственные части. Встреча с внешним миром, ощущаемая телом, порождает смыслы, которые могут быть сообщены другим, и в этом процессе впервые как бы порождается телесность другого, представленная способностью индивида встать на позицию другого и посмотреть на вещи его глазами. Собственно человеческий, т. е. культурный, мир возникает тогда, когда между сознанием и телом индивида, являющегося носителем «Я», и сознанием и телом другого возникает отношение, при этом тело другого становится первым культурным объектом. На основе этого отношения строится уже языковое общение, где слово выступает неким жестом, выражающим перспективы взаимодействия отдельных индивидуумов. Исторический контекст. Феноменология Мерло-Понти — прежде всего его учение о «бытии-для-мира», в соответствии с которым человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение, — оказала существенное влияние па формирование гуманистической психологии.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 325.

Сочинения. Phenomenologie de la perception. P., 1945; Les aventures de la dialectique. P., 1955, Eloge de la philosophie et autres essais. P., 1965; La structure du comportenient. P., 1967; La visible et I'invisible. P., 1971; «Внимание» и «суждение» // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М. Изд-во МГУ, 1976. Литература. М. Мерло-Понти // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э.Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.


Вернуться на главную страницу Мерло-Понти

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС