Матвеева Новелла Николаевна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Матвеева Новелла Николаевна

р. 1934

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Новелла Матвеева

Иллюстрация с сайта vale-patrushev.narod.ru

Матвеева Новелла Николаевна (р. 1934) — российская поэтесса, писатель, драматург. Поэтическое творчество было одним из главных для Матвеевой. Она не просто сочиняла стихи, но брала их за основу для своих песен. На протяжении жизни Матвеева создала несколько поэтических сборников («Солнечный зайчик», «Кассета снов», «Кроличья деревня», «Караван»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 168.


Матвеева Новелла Николаевна (р. 1934), поэтесса.

Родилась 7 октября в городе Пушкин Ленинградской области.

С детских лет пишет стихи. Печатается с 1958. Первый сборник вышел в свет в 1961; затем последовал второй сборник - "Кораблик" (1963).

Матвеева сразу стала необыкновенно популярной - она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару. Песни Матвеевой в 1960-х пела буквально вся студенческая молодежь страны, нередко не зная их автора.

В 1963 выходит ее сборник стихов "Душа вещей", пользовавшийся большим спросом.

В 1970-е выходят книги "Ласточкина школа", "Река" и др. В 1980-е - "Закон песен", "Страна прибоя" и

ДР. Новелла Матвеева заочно окончила Литературный институт им. М.Горького.

В последние годы были опубликованы стихотворения "Волны и скалы", "Множимый сводами вздох", "Ночные фиалки", "Открытие", "Рисунки для чайного сервиза", проникнутые тонким лиризмом и изяществом.

В 1996 вышла книга воспоминаний - "Мяч, оставшийся в небе". Н.Матвеева живет и работает в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Матвеева Новелла Николаевна [7.10.1934, г.Пушкин Ленинградской обл.] — поэтесса.

Стихи начала писать в детстве. О своем детстве, отце и матери, о художественной атмосфере в семье Матвеева рассказала в поэмах «Ключи от клуба» и «Вещи в доме». Автобиографический характер имеет книга Матвеевой «Мяч, метавшийся в небе», опубликованная в 1996-97 в журнале «Знамя». Печататься начала в 1958.

В 1961 вышел первый сборник «Лирика», за которым последовали «Кораблик» (1963), «Душа вещей» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978), «Закон песен» и «Страна прибоя» (1983), «Хвала работе» (1987), «Нерасторжимый круг» (1991), «Менуэт» (1994) и др. Матвеевой написаны, но пока не опубликованы 2 пьесы и роман «Союз действительных».

Стихи и песни Матвеевой приобрели широкую известность одновременно с произведениями Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского и других молодых поэтов. Им был свойствен романтический пафос, устремленность в будущее. Сущность поэтического мировосприятия Матвеевой следует определить словом «романтика». Если для высокого романтизма наряду с высокими идеалами характерна внутренняя драматическая раздвоенность героев, глубоко трагический взгляд на мир, то романтике, при всем чувстве драматизма, свойственны мечтания и надежды, эмоциональная легкость и подвижность, окрыленная фантазия. В стихах Матвеевой появляются образы неба и уходящего за горизонт кораблика, мечта о неведомых сказочных странах, предметы и явления, содержащие в себе что-то таинственное, чудесное, непознанное, неведомое, неожиданное. Сборник «Кораблик» открывают стихи: «Я вам несу мою мечту, / Как одуванчик в бурю, / И все боюсь: не донесу. / Боюсь, не донесу. / Все сказано на свете: / Не сказанного нет. / Но вечно людям светит / Несказанного свет».

Любимыми героями поэтессы являются мореходы, путешественники, первопроходцы, люди, находящиеся в дороге и в поиске, одержимые открытием неведомого и прекрасного, а любимыми писателями — англичане, выходцы из страны мореходов, колонизаторов и романтиков: Берне, Байрон, Диккенс, Стивенсон, Киплинг... В английской литературе начала XIX в. Матвеева открыла мало кому известного, но родственного ей по духу писателя-романтика Чарлза Лэма и посвятила ему «Сонеты Лэму». Кроме англичан, поэтессе близки американцы Купер, Марк Твен, Фрост. Из русских писателей ей ближе всех Александр Грин.

Критики упрекали Матвееву в книжности и приверженности к экзотике. Однако у Матвеевой эти свойства — не приметы дурной литературщины: у нее экзотика является неизбежным спутником романтических странствий, а книжность — источником богатой поэтической фантазии, метафорических ассоциаций, барочного стиля, расширения культурного кругозора.

Непосредственность восприятия и национальный строй чувств особенно сказались у Матвеевой в изображении русской природы. Ее пейзажные стихи отличаются живописностью, конкретностью, пристальной и, можно сказать, аналитической сосредоточенностью поэтического взгляда: «Под прошлогоднею листвой...», «В лощинах снег, слоистый, как слюда...», «Дубрава», «Зима», «Степь», «Ночная песня», «Лес», «Кувшинка», «Река текла как дождь...», «Баклажаны бока отлежали...», «Цветы» и др.

Поэзии Матвеевой свойственны гражданственность, непримиримое отношение ко всему косному, утробному, бездуховному, по-мещански самодовольному. Во многих стихах поэтессы есть «перец» сатиры и острой публицистики, воспетый ею в «Гимне перцу».

Стихотворениях «Сумерки богов», «Рембрандт» и других строятся на философских размышлениях о природе гармонии и красоты, дисгармонии и косности, о назначении искусства и совр. состоянии мира. В стихотворении «Не пиши, не пиши, не печатай...» поэтесса размышляет о роли плотского и духовного в искусстве, осуждает голую чувственность и утробность, низменные инстинкты: «Как волокна огнистого пуха, / Из столетья в столетье / Летят/ Звезды разума, сполохи духа, / И страницы в веках шелестят». Путь духовного восхождения тяжел и труден, но легкий и простой мир инстинктов и плотских потребностей неизбежно ведет человечество на «путь от Платона к планктону / И от Фидия к мидии». В стихотворении «Сон» (1961) задолго до российского апокалипсического декаданса 1990-х Матвеева показывает, как ожидание всемирной катастрофы пробуждает у бездуховных людей низменные инстинкты и утробные потребности, а у людей творческого труда — веру в силу человеческого духа и надежду на всеобщее спасение: «Вбежал какой-то хрупкий человек. / Стал посреди всего земного шара. / С лицом усталым, как весенний снег, / Подтаявший от близости пожара. / "Нашел! — он крикнул.— Эврика! — как брат, / Раскрыв народам быстрые объятья,— / Я знал, я знал, что входят в яд и в ад / Противоядье и противоадье! / Не будет взрыва! Атомы за нас! / Да будет жизнь! Вы — будете. Я — буду! / Я сделал ВСЕ! И завершил СЕЙЧАС. / Да! — в этот миг. В предсмертную минуту"».

Об особенностях своих песен Матвеева подробно рассказала в заметках, опубликованных в альманахе «Поэзия» (М., 1983. Вып.37) и других своих выступлениях.

М.Ф.Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 541-542.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное: Стихотворения. Поэмы / вступ. статья С.Чупринина. М., 1986;

Роскошь, доступная каждому / беседу вел Г.Злобин // Вопросы литературы. 1988. №7;

Сегодня книготорговец — хозяин поэта... // Книжное обозрение. 1988. 29 июля. №31;

Мечта разыскивает путь... // Книжное обозрение. 1990. 27 апр. №17;

Нерасторжимый круг. М., 1991;

Пою, а значит, существую // Литературная газета. 1993. 14 апр. №15;

Реченька: стихи // Знамя. 1995. №1;

Я училась не мешкать в воротах...: стихи // Знамя. 1996. №1;

Союз действительных: [интервью]; Новые стихи // Литературная газета. 1996. №46. 13 нояб.;

Сонеты. СПб., 1998; Пастушеский дневник. М., 1998;

Матвеева Н., Киуру И. Мелодия для гитары. М., 1998;

Довольство Демоса: стихи // Знамя. 1999. №3;

Не спрашивай у чудищ...: [стихи] // Знамя. 2000. №1;

Сборщики стеклотары: [стихи] // Знамя. 2000. №7.

Литература:

Лавлинский Л. Этим и интересны... // Молодая гвардия. 1961. №11;

Паперный 3. Сказка на окраине города: О стихах Н.Матвеевой // Литература в школе. 1965. №1;

Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой // Юность. 1966. №7;

Паперный 3. Кирпичные корабли: [Матвеева Н. Избранное. М., 1986] // Знамя. 1988. №5;

Васюченко И. Вызов на поединок: [Матвеева Н. Хвала работе. М., 1987] // Октябрь. 1988. №9;

Рунин Б. Далекое и близкое // Новый мир. 1964. №5;

Левицкий Л. Душа действительности // Новый мир. 1967. №6;

Винокурова И. ...Ищу под видимостью — душу // Новый мир. 1979. №4;

Винокурова И. Возвращение к себе // Литературное обозрение. 1984. №7;

Чупринин С. Труд вдохновения // Новый мир. 1984. №10;

Нодель Ф. А сколько работы еще впереди! // Знамя. 1999. №4;

Соколова И. Авторская песня: От экзотики к утопии // Вопросы литературы. 2002. №1.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС